Лучший педагог года

Использование элементов шашечной и шахматной игры как принципа интеграции в логопедической работе

Светлана Баранова
Использование элементов шашечной и шахматной игры как принципа интеграции в логопедической работе

Использование элементов шашечной и шахматной игры как принципа интеграции в логопедической работе

На современном этапе развития дошкольного образования в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) одной из актуальных задач становится поиск вариативных способов организации образовательной деятельности.

Построение образовательного процесса предполагает комплексность подхода, обеспечивающего развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие).

Публикация «Использование элементов шашечной и шахматной игры как принципа интеграции в логопедической работе» размещена в разделах

Все это привело к активному поиску межпредметных связей, использованию их в коррекционном обучении и воспитании. Встал вопрос об использовании интегрированного подхода в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Основной целью логопедического воздействия является коррекция ведущих линий речевой деятельности – звукопроизношения, фонетики, лексики, грамматики, связной речи. Этапы реализации логопедической работы достаточно продолжительные, что позволяет учителю-логопеду использовать новые, интегративные, обладающие повышенной эффективностью средства коррекции.

Необходимость использования принципа интеграции в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, а также потребность в создании инновационных коррекционно-методических разработок для детей данной категории определили актуальность выбранной темы.

Цель и задачи опыта

Основная цель моей работы изучение принципа интеграции образовательных областей в логопедической работе, через решение логопедических задач с использованием элементов логико-математических игр «Шашки» и «Шахматы» у детей с ОНР старшего дошкольного возраста с учётом требований ФГОС ДО.

Задачи:

- проанализировать необходимость использования принципа интеграции, комплексного подхода в логопедической работе с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста

- разработать коррекционно-методические технологии для детей данной категории с использованием элементов шашечной и шахматной игр

Интегрированное обучение детей дошкольного возраста – сложный многогранный феномен, который к настоящему времени изучался в различных аспектах. Изначально идеи об интеграции сложились в философии - как стороне процесса развития, о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности, единстве явлений и процессов окружающего мира, о диалектическом единстве процессов интеграции и дифференциации (Аристотель, Л. Берталанфи, Г. Гегель, Э. Йенш, И. Кант, Д. И. Менделеев, Платон, Г. Спенсер, А. Эйнштейн и др.).

Возникновение предпосылок идеи интегрированного обучения восходит к истокам педагогики как науки. Различные аспекты проблемы интеграции наук как основы разработки интегрированного подхода к содержанию образования рассмотрены в философских трудах последних десятилетий: направления и уровни (В. Г. Афанасьев, А. Д. Урсул, процессы (Б. М. Кедров, С. Т. Мелихин, формы (П. В. Конников, О. М. Сичивица).

Психологическим обоснованием интегрированного обучения выступают : концепция развивающего обучения как стратегия современного образования, разработанная на основе положений Л. С. Выготского (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин); теория амплификации (обогащения) развития личности ребенка, разработанная на основе исследований А. В. Запорожца, идеи о зависимости формирования целостного образа мира от воспитания и обучения (Дж. Брунер, С. Д. Смирнов, положения о двух тенденциях в умственном развитии дошкольников Н. Н. Поддьякова.

Зарубежные психологи также считают, что при интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении отдельным дисциплинам, так как при этом появляется возможность применения знаний в различных областях (Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер, В. Лай, П. Монджер, Ж. Пиаже, Г. Фрезингер, Е. Хофман и др.).

В связи с тем, что интегрированное обучение является в настоящее время инновационным, значимость имеют разработанные общетеоретические подходы к организации инновационной деятельности в современных образовательных учреждениях (В. В. Загвязинский, И. М. Курдюмова, В. С. Лазарев, Г. П. Новикова, Г. П. Скамницкая, А. А. Скамницкий, и др.).

Существенной в исследовании проблемы интегрированного обучения является концепция системного подхода к развитию личности ребенка дошкольного возраста, раскрытая в работах В. И. Логиновой и представителей ее научной школы (Н. А. Вершинина, Л. М. Гурович, Н. Н. Кондратьева, Н. М. Крылова, Л. А. Мишарина, Е. А. Носова и др.). В рамках данной концепции обоснована необходимость установления взаимосвязей различных представлений ребенка об окружающем мире.

На сегодняшний день интегрированный подход к содержанию дошкольного образования ярко проявился в альтернативных программах – как комплексных («Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, «Детство», «Развитие», «Истоки», «Радуга» и др., так и парциальных («Музыкальный мир» Т. И. Баклановой, Г. П. Новиковой, «Мы» Н. Н. Кондратьевой, «Программа для развития цветовосприятия у детей шести-семи лет» С. А. Золочевского, «Гармония» Д. И. Воробьевой и др.). Данные программы предполагают интеграцию содержания дошкольного образования в различных направлениях – межпредметном (между разделами) и внутрипредметном (внутри разделов) – на культурологической и экологической основах.

Интеграция в логопедической практике соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким. Она является одной из новых моделей, направленных на развитие речевых способностей детей, а также позволяет ребенку увидеть и понять любое явление целостно, способствует развитию внимания, мышления, памяти.

Актуальность интегрированного подхода в логопедии объясняется целым рядом причин:

1. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности.

2. При организации НОД с учетом принципа интеграции развивается потенциал самих воспитанников. Логопед побуждает их активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

3. Формы организации логопедической работы становятся нестандартными и интересными. Это позволяет поддерживать внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности логопедического воздействия.

4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества логопеда, раскрытия его способностей.

Сущностью интегрированного подхода в логопедической работе является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом используя данный подход, логопед, имеет возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание разных разделов программы параллельно.

Идея использования элементов шашечной и шахматной игры в логопедической работе возникла в результате поиска эффективных методов интегрированного подхода.

Почему именно шашки и шахматы? Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

Шахматы - очень древняя игра, и даже сегодня ее происхождение остается тайной. Единственное, что мы знаем наверняка, - это то, что первые доски с фигурами, которые могли двигаться в разных направлениях, появились на востоке где-то за 2500 лет до нашей эры. Шахматы считались отличным интеллектуальным стимулом, необходимым для культурного воспитания истинного рыцаря.

Шахматы и шахматы – это огромный вклад в развитие интеллекта. Все составляющие познавательной деятельности – внимание, память,

мышление – тренируются при игре в шахматы и шашки. Логика, умение предпринимать нестандартные шаги, стратегическое планирование, решительность – всему этому также учат данные игры.

С помощью игр шашки и шахматы у ребенка формируется умение управлять своим поведением через освоение правил, выработанных взрослыми. Следовательно, игровая деятельность становится средством воспитания детей под влиянием целенаправленного, преднамеренного руководства. Это свойство игровой деятельности позволяет использовать ее и в логопедической работе с детьми. В процессе игровой деятельности естественно, тонко и ненавязчиво воспитывается поведение детей и корригируется их речевая функция. Исправляется не речевое нарушение само по себе, а воспитывается речевая деятельность и структуре игровой деятельности и в связи с ней. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой, сущностью коммуникативно-общественной деятельности, которая включает все формы опосредованного взаимодействия людей – вербальную форму, жесты, мимику, пантомимические движения, голосовые реакции и др.

Вариативность использования элементов шашечной и шахматной игры в логопедической работе дает высокий коррекционно-образовательный результат. Играя, дети не замечают, что решаются серьезные задачи, поставленные логопедом.

Ежегодно в начале учебного года мною было проведено логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста. Которое было направлено на выявление сформированности устной речевой функции, развитие мелкой моторики и пространственных представлений.

При диагностики речи мною были использованы специальные приемы исследования фонематических процессов (звукового анализа, синтеза, представления, экспрессивной речи (состояние звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи, а также мелкой моторики и пространственных представлений

По результатам проведенных исследований было отмечено, что:

1. У обследуемой мною группы детей наблюдается разный уровень звукопроизношения, наиболее распространенными являлись такие нарушения звукопроизношения как: межзубный сигматизм и ротацизм

2. Активный словарь развит недостаточно, в речи встречаются нарушения звуко – слоговой структуры слова, аграматизмы.

3. Не сформированы пространственные представления.

4. Мелкая моторика развита слабо.

5. Наиболее выраженные затруднения дети испытывают в ходе выполнения заданий на звуковой анализ, синтез

Таким образом, стало очевидным, что данная экспериментальная группа нуждается в коррекционном обучении навыкам правильной речи,развитии мелкой моторики и пространственных представлений

Это поставило меня перед необходимостью выбирать такие методы работы, которые позволили бы мне повысить результативность коррекционного воздействия.

В современных методиках логопедических занятий с детьми с ОНР последние годы все больше обращается внимание на возможность использования различных игр с коррекционными целями. Игр, известных в практике дошкольного воспитания, модифицированных или даже придуманных логопедами

Так, в результате поиска эффективных методов интегрированного подхода, возникла идея использования элементов шашечной и шахматной игры в логопедической работе с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста.

Мое обращение к использованию шахмат и шашек в логопедической работе объясняется рядом причин. Прежде всего, работа над формированием у ребенка правильной речи требует от него внимания, сосредоточенности, настойчивости. Эти качества обычно бывают не сформированы у детей с нарушениями речи. Как известно, на этапе автоматизации поставленных звуков на уровне слогов, отдельных слов, ребенку в течение продолжительного промежутка времени приходится неоднократно повторять один и тот же речевой материал. В результате у него снижается интерес к логопедическим занятиям. Для повышения учебной мотивации в занятие включается игровая задача: ребенок помогает игровому персонажу (шахматной фигуре) дойти до цели путешествия (до финиша, передвигая его по шахматной доске, выполняя различные задания. Ребёнок погружается в сказку, меняет персонажей по желанию, сам решает, как будут ходить его «герои» по заданным правилам (приложение № 2 игра «Язычок в шахматной стране).

Прежде чем приступить к разработке коррекционно-методических технологии я создала и применила на практике программу кружковой деятельности «Великий Король» (приложение № 1)

В совместной деятельности дети узнают, как ходят фигуры, какие правила существуют в шахматах. Для того чтобы дети охотно сделали свои первые шаги в шахматном мастерстве, я рассказываю им захватывающие сказки из жизни шахматных фигур. Детям очень нравится эта игра. В дошкольном возрасте ребята быстро увлекаются шахматами, особенно если осваивают игру в занимательной форме.

Разработанная обучающая программа кружковой деятельности «Великий король» существенно может развить у дошкольников мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. Предложенный подход к организации системы педагогического процесса позволяет приблизить его к требованиям времени, делая возможным развивать и формировать у детей дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.

Проект кружковой деятельности рассчитан на два года. Непосредственно образовательную деятельность рекомендуется проводить 1 раз в неделю по шашкам и шахматам Количество детей в группе – 12 детей возраст детей от 5 до 7 лет. Учебная нагрузка согласована с гигиеническими требованиями к максимальной нагрузке для детей старшего дошкольного возраста - длительность занятий до 25 минут. Непосредственная образовательная деятельность проводится комбинированным способом с использованием ИКТ, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями.

Параллельно, с внедрением в практику программы кружка, я попыталась адаптировать серию дидактических игр и приемов с использованием элементов шашечной и шахматной игры, которые были направлены на формирование у детей правильной речи, определенных знаний, обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, психических процессов.

Цель коррекционно-методических разработок состоит в организации логопедической работы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надежный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка.

Представленный мною интегрированный курс методических разработок составлен из содержательных фрагментов коррекции и развития речи, а также дополнительного содержания, логико-математических представлений, ранее не входившего в коррекционно-образовательный процесс.

Данные интегрированные дидактические игры легко вписываться в предметную систему обучения и не нарушают традиционного характера деятельности учителя-логопеда. Это позволяет не только расширять предметную область, но и сближает логопедию с другими дисциплинами.

При создании данных пособий, дидактических игр и упражнений, я просчитывала интеграционные механизмы, соединяла их и создавала такую модель, которую можно не только изменять, но и экспериментировать с ней, в зависимости от того, какая цель преследуется на данном этапе коррекционной работы.

Для повышения мотивации, создания интереса к играм мною были изготовлены разновидности шашек и шахмат из разных материалов. Так возникли такие игры как «Фруктовый бой», «Пчелки против божьих коровок», «Пластиковое королевство», «Шашки-черепашки», «Занимательные кубики» и многие другие. (приложение № 2)

Формирование пространственных представлений.

Для ориентировки на ограниченной плоскости эффективным приёмом можно считать приём обозначения всех позиций слева и справа, вверху и внизу. Игры по формированию анализа составных частей плоскости я организую, как в группе детского сада, так и на улице. (приложение № 2) Так, например, игра «Шашки» - развивает умение по словесной инструкции ориентироваться на горизонтальной плоскости. Игровое поле разделено на крупные квадраты. Даю детям задание: «Найди верхний левый квадрат и встань на него» и т. д.

По формированию пространственной ориентировки для детей с ОНР я использую приёмы обучения, основанные на применении графических диктантов:

• Выполнение задания по словесной инструкция, следуя которой ребенок выкладывает с помощью ленточек (счетных палочек, макаронных изделий и т. д) рисунок на шахматном поле

• Обведение контура изображения указательным пальцем правой руки (в процессе этого формируется зрительное и двигательно - осязательное формирование образа предмета) д/и «Волшебный мешочек», шахматные доски изготовленные из материалов разной текстуры;(приложение № 2)

• дорисовывание симметричных контурных изображений шахматных фигур;

Развитие мелкой моторики

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения ребенка неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь детям совершенствовать мелкую моторику, я изготовила такие игры как : «Собери шахматную доску», «Домино», шнуровка «Магия черно- белых квадратов» (приложение № 2)

Для развития тактильной чувствительности, в своей практике я использую шашки и шахматы выполненные из различных материалов: шерсти, паралона, камней марблс, пластиковых крышек, деревянных кубиков. А также игру «Узнай фигуру», в которой развиваются не только тактильные ощущения, но и память, речь (по словесному указанию дети находят «колючего слона», «гладкого коня» и др.).

Коррекция звукопроизношения

Элементы шашечной и шахматной игры я использую на индивидуальных логопедических занятиях на этапе автоматизации звуков в слогах, словах и чистоговорках. Для этого я изготовила пособие «Язычок в шахматной стране», «Звуковые шашки» (приложение № 2)

Для постановки звука ребенку нужно подготовить артикуляционный аппарат. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, поэтому я внедряю различные методы для выполнения гимнастики. С помощью игры в шахматы дети выполняют ряд заданий, в том числе упражнения для развития артикуляционного аппарата. «Занимательные кубики» (приложение №2) . это многофункциональное пособие, с помощью которого можно выполнять не только артикуляционную гимнастику, но и упражнения для развития мелкой моторики, дыхания, автоматизации звуков.

При произношении многих звуков, ребенку необходимо иметь сильную воздушную струю. С помощью игровых упражнение на шахматном поле дети задувают шашки в ворота (игра «Футбол»).

Логопедическое развлечение одна из интересных форм организации коррекционной работы. "Будем звуки повторять, будем в шахматы играть!" одно из таких развлечений, которое я использовала в своей логопедической практике (приложение № 3).

Развитие словарного запаса

Словарь — один из компонентов речевого развития ребенка. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. В ходе проведения логопедического обследования выяснилось, что словарь детей с ОНР характеризуется маленьким объёмом, преобладанием пассивного словаря над активным, неточным употреблением слов. С учетом данных характеристик мною были отработаны такие дидактические игры и упражнения : «Подарки», «Армия» «Родственные слова»., игра "Шахматная лесенка".Составлена и апробирована на практике картотека упражнений. (приложение № 3)

Развитие связанной речи

На первом этапе знакомства с шашками и шахматами происходит ознакомление детей с шахматными терминами : диагональ, поле, противник, названия шахматных фигур. Для того чтобы данная терминология легче воспринималась и усваивалась детьми, мы сочиняем сказки с главными героями - шахматными фигурами, игра «Придумай сказку»

(приложение № 5, переделываем сказки на свой лад, например, «Колобок», «Репа», играем в речевые игры, такие как «Чудесный мешочек», «Черный ящик», дидактические игры на память, например «что изменилось», «построй так, как было» и другие развивающие игры на доске или просто с фигурами.

Игра «Шахматные прятки» (приложение № 2) учит детей придумывать и отгадывать загадки;, составлять короткие описательные рассказы.

Расширяя спектр коррекционного воздействия на развитие связной речи, в своей практике я использую игры-драматизации («Путешествие Никиты в шахматной стране» приложение № 3).Потому что именно в игре-драматизации происходит совершенствование диалогов, монологов, освоение выразительности речи

Формирование звукового анализа и синтеза.

Установлено, что на эффективность обучения детей письму и чтению можно рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи, в частности, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка. Осознание звуковой структуры слова – необходимая предпосылка обучения грамоте. Звуковой анализ предполагает умения: дифференцировать звуки при восприятии на слух и в произношении; выделять в многообразии звуков речи фонемы, характерные для данного языка; устанавливать точное место каждого звука в слове, т. е. вычленять звуки в той последовательности, в которой они находятся в слове. Обучение элементарным навыкам чтения и письма составляет специфическую и весьма сложную задачу в обучении детей с ОНР. Решая которую я использовала в своей работе следующий коррекционно- методический материал:(приложение №2, №3) д/и «Звуковые шашки», «Бросаемся слогами», «Цепочка»; упражнения «Расшифруй слова», ««Узнай и правильно назови букву», «Слоговой аукцион», «Волшебные превращения»и т. д

Для успешного осуществления коррекционных задач с использованием интегративных коррекционно-методических разработок с элементами шашечной и шахматной игры, одной из ступенью было знакомство воспитателей логопедических групп, родителей воспитанников с играми «Шашки «и «Шахматы», и использование элементов данных игр в логопедической работе с детьми. Для этого я организовала серию мастер- классов, разместила публикацию в журнале «Капелька», а также выпустила ряд буклетов о проводимой работе, в уголках для родителей разместила консультации с занимательной и полезной информацией. (приложение № 4)

После проведенной работы, в течении первого полугодия, мною был проведен «контрольный срез». Меня интересовало, насколько изменились параметры речи после внедрения коррекционно - методических технологий с использованием элементов логико-математических игр «Шашки» и «Шахматы» у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Контрольный срез позволил наблюдать изменения и успешность использования данных игр и упражнений в коррекции речи детей.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила актуальность выбранной темы, раскрыла новые подходы в системе коррекции речи у старших дошкольников с ОНР

Перспективы развития опыта

• Апробировать предложенные коррекционные технологии с использованием элементов шашечной и шахматной игры в логопедической работе с детьми все возрастных категорий. В процессе апробации периодически проводить анализ рационального функционирования данных методов (вносить поправки, корректировать с учетом возраста, особенностей поведения, уровня ОНР, этапов работы, дидактических принципов).

Доработать предложенную систему работы, подходя к ее реализации, творчески и педагогически грамотно, потому что количество игр, предложенных в опыте, не исчерпывают всего богатства игровых ситуаций, создаваемых в рамках заявленной темы.

• Распространить опыт работы через интернет - ресурсы.

Публикации по теме:

Использование техники «квиллинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях новых требований ТЕМА: «Использование техники «Квиллинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях новых требований» Введение В последнее.

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Использование компьютерных презентаций в работе по лексико-грамматическим темам с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР «Использование компьютерных презентаций в работе по лексико-грамматическим темам с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР» Выполнила:.

Использование элементов ТРИЗ в работе с детьми на занятиях по рисованию (из опыта работы)Использование элементов ТРИЗ в работе с детьми на занятиях по рисованию (из опыта работы) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСОВАНИЮ (из опыта работы). "Детское изобразительное творчество-это отражение.

Конспект образовательной деятельности с учётом принципа интеграции образовательных областей «В гостях у сказки» Конспект образовательной деятельности с учётом принципа интеграции образовательных областей в средней группе. Интеграция образовательных.

Конспект НОД с учётом принципа интеграции образовательных областей «Светофор» Цель:Образовательная-закрепить представления о назначении Светофора, о его сигналах, о цвете. Формировать знания о том, что улицу переходят.

Конспект образовательной деятельности в ДОУ с учётом принципа интеграции образовательных областей «Город мастеров» .

Конспект образовательной деятельности в ДОУ с учетом принципа интеграции образовательных областей «Дети войны» Посмотрите, пожалуйста, на эти прекрасные снимки (на экране видео- зарисовка) «Моя Россия». Солнце светит, пахнет хлебом, Лес шумит, река,.

Мастер-класс «Использование детской художественной литературы в работе с детьми старшего возраста» Тема актуальная и важная. Одной из форм работы над выразительностью речи детей является использование детской художественной литературы,.

«Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда». Консультация для логопедов детского сада Консультация для логопедов. Тема: "Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда". Назначение работы:данная консультация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов шашечной и шахматной игры как принципа интеграции в логопедической работе
Опубликовано: 4 февраля 2016 в 21:24
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД