Проект по исследовательской работе «Мы — исследователи. Почва, глина, песок»

Наталия Чистова
Проект по исследовательской работе «Мы — исследователи. Почва, глина, песок»

Актуальность проекта:

К шести летнему возрасту заметно возрастают возможность инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

Важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность, а особый интерес представляет детское экспериментирование с компонентами неживой природы, так как именно эксперименты составляют основу всякого знания, потому что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.

Экспериментирование в дошкольном возрасте является тем методом обучения, который позволяет малышу моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях при решении проблемных ситуаций; совершенствовать умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск их решения, делать выводы и аргументировать их, видеть и понимать взаимосвязи и взаимозависимости окружающего мира.

Поэтому очень важно познакомить детей с почвой, свойствами песка и глины таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать им, добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования.

Предмет исследования: выяснить, чем отличается песок от глины, их взаимосвязь в природе.

Тип проекта: исследовательский, познавательно — творческий.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: средней продолжительности, 1 месяц с 1 апреля по 29 апреля.

Цель: Познакомить детей с такими компонентами неживой природы, как почва, песок и глина и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей со свойствами почвы, глины, песка.

2. Формировать у детей представление о неживой природе, о значении почвы,

глины, песка в природе и в жизни человека.

3. Формировать навыки проведения лабораторных опытов.

4. Обогащать словарный запас новыми понятиями: сыпучий, пластичный,

рыхлый, почвовед, геолог, пустыня, плодородная.

5. Закрепить правила безопасности при работе в лаборатории.

Развивающие:

1. Развивать умение наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать

выводы.

2. Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе

взаимосвязей: строение, функционирование, назначение.

3. Развивать умение планировать свою деятельность, добиваться результатов в

ходе экспериментирования.

4. Систематизировать элементарные знания о свойствах почвы;

свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду);

использование человеком песка (строительство, песочные часы,

глины (вязкость, пластичность, неспособность пропускать воду); о глине

как (производство посуды, игрушек, строительство).

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы,,

2. Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.

доводить начатое дело до конца,

3. Прививать любовь к природе.

Методы в работе:

Наглядные методы: показ опытов и экспериментов, рассматривание почвы, песка и глины.

Словесные методы: загадывание загадок, вопросы к детям, пояснения, беседы.

Практические методы: экспериментирование – элементарные опыты, решение проблемных ситуаций, рисование на песке, лепка из глины.

Игровые методы: дидактические игры, игровые ситуации, игры – путешествия, сюжетно – ролевые игры.

Материалы и оборудование: наборы для экспериментирования на каждого ребенка.

Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:

1. Повышения интереса к исследовательской, экспериментальной деятельности.

2. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

3. Чёткое выполнение поставленной задачи.

4. Повышение уровня мотивации к занятиям.

Предварительная работа:

Совместная деятельность с детьми:

наблюдения на прогулке за почвой, песком, глиной;

раскопка земли (нахождение в земле дождевого червя);

организация огорода на окне;

труд в уголке природы и на участке;

создание альбома по теме.

Самостоятельная деятельность детей

дидактические игры («Четвертый лишний», «Откуда горсть земли?», «Ответь на вопрос и найди пару»);

проведение опытов в лаборатории «Хочу все знать»;

просмотр книг, иллюстраций о песке, глине, почве и ее обитателях.

1. Совместная деятельность с родителями.

2. Анкетирование родителей. 3.Консультации: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Научите ребенка любить живую природу», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Экспериментируем дома». «Песочная терапия – один из методов арттерапии» «Лепка из глины как один из способов снятия напряжения у детей дошкольного возраста» «Во саду ли, в огороде.» 4. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в детском саду (в группе) 5. Наглядная информация. 6. Обмен опытом.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Создание необходимых условий для формирования основ целостной картины мира дошкольника средствами экспериментальной деятельности. Воспитанники имеют представления об окружающем мире,развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам. Развитие эмоционально — ценностного отношения воспитанников к природе. Заинтересовать родителей в экспериментально — поисковой деятельности своих детей.

Дети должны уметь:

1. Самостоятельно определять что почва — это верхний, плодородный слой,

2. Уметь называть состав и свойства почвы: значения почвы для роста растений, для жизни людей.

3. Уметь самостоятельно проводить эксперименты, опыты; делать выводы, обобщения.

4. Уметь самостоятельно определять свойства песка и его состав.

5. Уметь самостоятельно организовывать разнообразные игры с песком.

6. Применять знания об использовании песка в деятельности человека.

7. Уметь самостоятельно устанавливать причинно — следственные связи на основе экспериментов и делать выводы.

8. Дети имеют представление о том, что песок – полезное ископаемое.

9. Уметь самостоятельно определять свойства глины (твёрдая в сухом состоянии, пластичная и мягкая — во влажном).

10. Применять знания об использовании глины человеком.

11. Уметь самостоятельно применять знания и приёмы лепки, знания элементов дымковской росписи.

Этапы работы

I этап –подготовительный:

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

Создание развивающей среды: подготовка оборудования и материалов (песок, глина, почва, лупы, трубочки, ложечки).

Развитие познавательной активности детей и поддержание интереса к экспериментальной деятельности.

Изучение уровня знаний детей по теме. Определить знания детей по теме «что такое почва, песок, глина

Подбор наглядно – исследовательского материала, литературного и иллюстрированного материала;

Разработка конспектов занятий, составление плана работы с детьми в разных видах деятельности, взаимодействие с родителями; разработка содержания проекта.

II этап –основной:

дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно — развивающей среды

01.04.16

Стихи о почве

Анкетирование для родителей.

«Организация развивающей

среды в семье».

«Лепка из глины как один из способов снятия напряжения у детей дошкольного возраста».

«Во саду ли, в огороде.»

Мастер — класс «Лепка из глины по мотивам народных игрушек. Дымковская лошадка».

Рассматривание альбома, иллюстраций, книг,открыток по теме: «Почва, песок, глина»

Пробуждать интерес к окружающему миру. Дать детям элементарные знания и представление о почве.

Совместная деятельность с детьми. Зарисовка опытов и наблюдений. Помочь детям узнать состав почвы. Развивать умение сравнивать, делать выводы.

Познакомить детей с техникой рисование песком. Опыты на закрепление свойств сухой глины и песка.

Познакомить детей с созданием игрушек из глины. Использование различных свойств веществ для игр конструктивной деятельности, труда.

Конкурс на лучшую песочную постройку, сооружение по сюжету (что строят, для чего, по прочности, включении в постройку бросового материала.

Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого песка.

Развивать интерес к объектам неживой природы: почве, песку.

Создание «песчаных картин». На фанерку насыпается тонким слоем песок, тонким слоем распределив его по всей поверхности. Пальцем прорисовывается изображение.

Рассматривание альбома, иллюстраций, книг,открыток по теме: «Почва, песок, глина».

04.04.16

Беседа «Кладовая Земли».

05.04.16

Исследовательская деятельность: по изучению почвы «Свойства почвы»

06.04.16

Дидактическая игра «Что у нас под ногами?»

07.04.16

Практическая деятельность: опыты с почвой

08.04.16

Огород на окне. Посадка семян на рассаду.

11.04.16

Стихи о песке

12.04.16

Беседа «Кто живет в песке?»

13.04.16

Игры –эксперименты:

«Песчаные бури», «Сыпучий песок»

14.04.16

Наблюдение: «Песок после дождя и в сухую погоду».

15.04.16

Игра «Следы на песке».

18.04.16

Беседа: «Песок и глина в природе».

19.04.16

Практическая деятельность: «Свойства мокрого песка».

20.04.16

Рисование «Рисуем песком».

21.04.16

Игра "Путешествие в зеркально – песочное царство".

22.04.16

Стихи о глине

25.04.16

Беседа: «Где используют песок и глину».

26.04.16

Практическая деятельность:

«Как песок или глина дружат с водой»

27.04.16

Дидактическая игра "Ящик ощущений".

28.04.16

Лепка из глины посуда, игрушки.

29.04.16

Моделирование из песка и глины.

III этап - Заключительный этап

Подведение итогов работы над проектом; закрепление знаний о свойствах почвы, песка и глины. анкетирование родителей, мастер – класс для родителей по лепке «Глиняная игрушка», презентация проекта для педагогов, (делимся опытом работы).

Консультации для родителей на тему:

«Песочная терапия – один из методов арттерапии».

«Лепка из глины как один из способов снятия напряжения у детей дошкольного возраста».

«Во саду ли, в огороде.»

Мастер — класс «Лепка из глины по мотивам народных игрушек. Дымковская лошадка».

Рассматривание альбома, иллюстраций, книг,открыток по теме: «Почва, песок, глина».

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы «Почва, глина, песок»

Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Задачи:

Формирование у школьников представления о характерных свойствах песка и глины и их значении в жизни человека.

Закрепить знания детей о свойствах почвы, песка и глины.

Закрепить у детей знания о значении почвы, песка, глины в жизни человека.

Закрепить знания о свойствах песка и глины: сыпучесть, вязкость, водопроницаемость.

Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой; закрепить умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение.

Развивать связную речь детей. Активизировать словарь. Совершенствовать навыки диалогической речи.

Развивать любознательность, способствовать формированию навыков коммуникативного поведения.

Материалы и оборудование: наборы для экспериментирования на каждого ребенка, презентация, проектор, ноутбук.

Ход занятия

- Сегодня наше занятие пройдет в лаборатории «Хочу все знать». Войти в лабораторию можно только в специальной одежде. Оденьте фартуки и головные уборы

Воспитатель одевается Профессором.

- Здравствуйте, меня зовут Профессор Наталия Владимировна. Я рада видеть вас в своей лаборатории «Хочу все знать».

Дети оделись и читают стихотворение.

Мы теперь не просто дети,

Мы – исследователи. Вероника

Мы узнаем все на свете.

Досконально о предмете: Глеб

«Что? Когда? И как растет?

Сколько раз в году цветет? Настя

Почему в ночи сверкает?

Отчего в воде не тает? Максим

Отгадаем мы секрет

И на все найдем ответ. Вместе.

Дети садятся за столы.

Воспитатель:- Послушайте мою загадку:

Она обитаема,

Покрыта водой,

Богат и насыщен,

Мир ее живой! (Земля)

Воспитатель: - Правильно, ребята это Земля. У слова земля есть много значений. А какие вы знаете значения слова земля.

Дети: Земля – это наша планета,

в землю мы сажаем растения,

землей называют материк, остров.

Воспитатель: - Мы с вами сегодня будем разговаривать о земле, в которую можно что-то посадить, которую мы чувствуем своими ногами, когда по ней ходим, а по-другому называем ее почва. И, мне кажется, что вы тоже что-то знаете о почве.

Дети читают стихотворение.

Почвою не вся земля зовется,

Только верхний плодородный слой,

Только в нем, когда пригреет солнце,

Прорастают семена весной.

Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, зачем нужна земля или почва?

Игра «Четвертый лишний»

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

- Для того что бы наши опыты прошли успешно, надо вспомнить правила поведения в лаборатории.

слушать внимательно;

громко не разговаривать,

работать только на своем рабочем месте,

не мешать друг другу;

выполнять задания по команде.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Всё, что только захотим,

Мы из глины смастерим. – Хлопки в ладоши.

Паша лепит колобок, - имитация лепки.

А Алена теремок - сделать «крышу» из рук.

Вика лепит разных рыб, - имитация движения рыб.

Ну а Женя – белый гриб - сжать одну руку в кулак и

накрыть ладошкой второй.

Опыт №1 Как вы думаете, в почве есть воздух?. Да — нет, поведем эксперимент.

Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы. Что с ним стало? Какой вывод можно сделать исходя из опыта?

Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух, им дышат многие животные подземного мира

А как вы думаете из чего состоит почва? Проведем эксперимент.

Опыт №2. Состав почвы.

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана оседает песок, сверху вода помутнела из – за глины, а на поверхности плавают, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод: Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Все умеем мы считать

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим, (Руки за спину.)

Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)

И легко-легко подышим. (Глубокий вдох — выдох.)

Игра «Назови скорей»

Дети встают в круг. У педагога мяч, он бросает его ребенку и задает вопрос.Ребенок бросает мяч обратно и отвечает на вопрос:

Какое сейчас время года?

Какой сегодня день недели?

Какой день недели наступает после воскресенья?

Сколько дней в недели?

Сколько месяцев в году?

Назовите соседей среды.

Воспитатель: - Нас ждут новые открытия, давайте возвратимся в лабораторию.

А теперь, посмотрите на экран, и сейчас Василиса прочитает нам загадку.

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Воспитатель: - Максим прочитает следующую загадку.

Если встретишь на дороге -

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (Глина)

Опыт № 3. Что лучше пропускает воду – песок или глина.

Возьмите стакан с песком и глиной. В стакан вставьте воронку. В воронку поместите фильтр. Сегодня фильтром будет – ватный диск. На фильтр воронки положите влажный песок и влажную глину. Пронаблюдайте, в каком стакане раньше появятся капли воды.

Вывод: Вода в стакане с песком собирается быстрее. Глина пропускает воду хуже.

Опыт № 4. форма песка и глины

Возьмем сырой песок и мокрую глину, придадим форму шарика. Понаблюдаем, пока немного подсохнет. Давайте определим,что лучше сохраняет форму: песок или глина?

Вывод: Сырой глине можно придать форму, это мягкий материал. Глина легко мнётся, продавливается. После высыхания хорошо сохраняет форму. Песок плохо сохраняет форму, при надавливании шарик из песка рассыпается.

Воспитатель: - Где и как люди могут использовать песок и глину?

ИТОГ

Воспитатель: - Моя лаборатория сегодня закрывается. Мы с вами сегодня провели много опытов с почвой, песком, глиной. А в следующий раз в нашей лаборатории мы будем исследовать воздух. Возвращаемся в группу.

Приложения

Исследовательская деятельность.

Опыты с почвой.

ОПЫТ 1:

В почве есть воздух. Им дышат многие животные подземного мира. Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы. Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

ОПЫТ 2. Состав почвы.

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из — за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод: Почва состоит из: перегноя, песка, глины.

ОПЫТ 3. В почве есть вода, потому и растут растения.

Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы. Посуда с почвой накрытая пакетом, ставится на подоконник. Через некоторое время на пакете появляются капельки воды, испарившиеся из почвы.

Вывод: В почве есть вода.

ОПЫТ 4. Влияние состава почвы на жизнь растений.

Посадка лука в посуду с песком и в посуду с почвой. Наблюдение за ростом лука в течение недели.

Вывод: В почве лук растет быстрее, в ней содержатся необходимые для роста вода, воздух и питательные вещества.

Опыты с песком и глиной

ОПЫТ 1

Знакомство детей со свойствами песка и глины. Песок – сыпучий, легко высыпается. Глина комочками, ее нельзя так легко высыпать, как песок. Песок, в отличие от глины, рыхлый.

ОПЫТ 2

С помощью лупы дети внимательно рассматривают, из чего состоит песок (из зернышек — песчинок). Затем дети рассматривают комочек глины.

ОПЫТ 3

Познакомить с особым свойством глины - не пропускать воду.

Вывод: частички глины плотно скреплены друг с другом, поэтому вода сквозь них не проходит.

ОПЫТ 4

Познакомиться свойством глины, как хрупкость.

Вывод: сухая глина легко ломается, потому что она хрупкая.

ОПЫТ 4

Отличие сырой глины от сухой.

Вывод: сухая глина хрупкая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее можно что-либо лепить, так как ее частички связаны друг с другом, цвет сырой глины более темный, чем у сухой глины.

Литература:

1. Дыбина О. В. Неизведанное – рядом. М.: Творческий центр, 2001

2. Большая книга увлекательных занятий для детей. М.: Росмэн, 2010 г.

3. Мартынова Е. Н. ,Сучкова Н. М., Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет.Волгоград: Издательство Учитель, 2012г.

Проект по исследовательской работе «Мы — исследователи. Почва, глина, песок»

Прикреплённые файлы:

proekt_9jd39.pptx | 10283,8 Кб
 
Публикации по теме:

Кинетической песок в работе с детьми логопедической группы.Кинетической песок в работе с детьми логопедической группы. h3] инетический песок в работе с детьми логопедической группы[/h3] Игра с песком как способ развития ребенка известен с древних времен,.

Конспект исследовательской деятельности «Юные исследователи» Тема: «Юные исследователи» Задачи: формировать представления детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах; развивать обследовательские.

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Юные исследователи» «Юные исследователи». Воспитатель второй квалификационной категории Лушникова Марина Валентиновна. Цель. Формирование представлений о свойствах.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Юные исследователи спешат на помощь» .

Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Почва» Програмные задачи:Уточнить представлерия детей о почве; выяснить,что в почве есть для жизни живых организмов; показать, как загрязняющие.

Педагогический проект «Маленькие исследователи» 1. Паспорт педагогического проекта 1.1. Тема проекта: Педагогический проект «Маленькие исследователи» по ознакомлению старших дошкольников.

Проект «Маленькие исследователи» .

Проект «Малыши-исследователи»Проект «Малыши-исследователи» МКДОУ Кантемировский детский сад №1 Проект «Малыши - исследователи» в первой младшей группе №2 Подготовила: воспитатель Горбанева.

Проект «Такой интересный песок» Проект «Такой интересный песок.» Состав проектной группы: воспитатели: Саяпина Н. В Тип проекта: среднесрочный, исследовательско-творческий.

Проект «Удивительная глина» ВИД ПРОЕКТА: исследовательски – творческий, краткосрочный. УЧАСТНИКИ: дети среднего возраста ПРОДУКТ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: лепка глиняной.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Проект по исследовательской работе «Мы — исследователи. Почва, глина, песок»
Опубликовано: 4 июня 2016 в 15:21
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июня. День фокусов на МААМ

Волшебству, которое дарят нам иллюзионисты, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с профессией фокусника и научить их...

24 июня. Фестиваль панамок на МААМ

Кепки, шляпки, панамки в жаркую и солнечную погоду детям не просто нужны, а необходимы. Почему так важно не забывать о головном уборе знойным летним днём? Откуда взялось такое название: «панамка»?...


Горячие темочки