Папки-передвижки

Проект по исследовательской работе «Мы — исследователи. Почва, глина, песок» (20 фото)

Наталия Чистова
Проект по исследовательской работе «Мы — исследователи. Почва, глина, песок»

Актуальность проекта :

К шести летнему возрасту заметно возрастают возможность инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

Публикация «Проект по исследовательской работе „Мы — исследователи, Почва, глина, песок“» размещена в разделах

Важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность, а особый интерес представляет детское экспериментирование с компонентами неживой природы, так как именно эксперименты составляют основу всякого знания, потому что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.

Экспериментирование в дошкольном возрасте является тем методом обучения, который позволяет малышу моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях при решении проблемных ситуаций; совершенствовать умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск их решения, делать выводы и аргументировать их, видеть и понимать взаимосвязи и взаимозависимости окружающего мира.

Поэтому очень важно познакомить детей с почвой, свойствами песка и глины таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать им, добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования.

Предмет исследования : выяснить, чем отличается песок от глины, их взаимосвязь в природе.

Тип проекта : исследовательский, познавательно — творческий.

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта : средней продолжительности, 1 месяц с 1 апреля по 29 апреля.

Цель: Познакомить детей с такими компонентами неживой природы, как почва, песок и глина и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей со свойствами почвы, глины, песка.

2. Формировать у детей представление о неживой природе, о значении почвы,

глины, песка в природе и в жизни человека.

3. Формировать навыки проведения лабораторных опытов.

4. Обогащать словарный запас  новыми понятиями: сыпучий, пластичный,

рыхлый, почвовед, геолог, пустыня, плодородная.

5. Закрепить правила безопасности при работе в лаборатории.

Развивающие:

1. Развивать умение наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать

выводы.

2. Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе

взаимосвязей: строение, функционирование, назначение.

3. Развивать умение планировать свою деятельность, добиваться результатов в

ходе экспериментирования.

4. Систематизировать элементарные знания о свойствах почвы;

свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду);

использование человеком песка (строительство, песочные часы,

глины (вязкость, пластичность, неспособность пропускать воду); о глине

как (производство посуды, игрушек, строительство).

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы,,

2. Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.

доводить начатое дело до конца,

3. Прививать любовь к природе.

Методы в работе :

Наглядные методы: показ опытов и экспериментов, рассматривание почвы, песка и глины.

Словесные методы: загадывание загадок, вопросы к детям, пояснения, беседы.

Практические методы: экспериментирование – элементарные опыты, решение проблемных ситуаций, рисование на песке, лепка из глины.

Игровые методы: дидактические игры, игровые ситуации, игры – путешествия, сюжетно – ролевые игры.

Материалы и оборудование: наборы для экспериментирования на каждого ребенка.

Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:

1. Повышения интереса к исследовательской, экспериментальной деятельности.

2. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

3. Чёткое выполнение поставленной задачи.

4. Повышение уровня мотивации к занятиям.

Предварительная работа :

Совместная деятельность с детьми:

наблюдения на прогулке за почвой, песком, глиной;

раскопка земли (нахождение в земле дождевого червя);

организация огорода на окне;

труд в уголке природы и на участке;

создание альбома по теме.

Самостоятельная деятельность детей

дидактические игры («Четвертый лишний», «Откуда горсть земли?», «Ответь на вопрос и найди пару»);

проведение опытов в лаборатории «Хочу все знать»;

просмотр книг, иллюстраций о песке, глине, почве и ее обитателях.

1. Совместная деятельность с родителями.

2. Анкетирование родителей. 3. Консультации: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Научите ребенка любить живую природу», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Экспериментируем дома». «Песочная терапия – один из методов арттерапии» «Лепка из глины как один из способов снятия напряжения у детей дошкольного возраста» «Во саду ли, в огороде.» 4. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в детском саду (в группе) 5. Наглядная информация. 6. Обмен опытом.

Ожидаемые результаты реализации проекта :

Создание необходимых условий для формирования основ целостной картины мира дошкольника средствами экспериментальной деятельности. Воспитанники имеют представления об окружающем мире, развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам. Развитие эмоционально — ценностного отношения воспитанников к природе. Заинтересовать родителей в экспериментально — поисковой деятельности своих детей.

Дети должны уметь:

1. Самостоятельно определять что почва — это верхний, плодородный слой,

2. Уметь называть состав и свойства почвы : значения почвы для роста растений, для жизни людей.

3. Уметь самостоятельно проводить эксперименты, опыты; делать выводы, обобщения.

4. Уметь самостоятельно определять свойства песка и его состав.

5. Уметь самостоятельно организовывать разнообразные игры с песком.

6. Применять знания об использовании песка в деятельности человека.

7. Уметь самостоятельно устанавливать причинно — следственные связи на основе экспериментов и делать выводы.

8. Дети имеют представление о том, что песок – полезное ископаемое.

9. Уметь самостоятельно определять свойства глины (твёрдая в сухом состоянии, пластичная и мягкая — во влажном).

10. Применять знания об использовании глины человеком.

11. Уметь самостоятельно применять знания и приёмы лепки, знания элементов дымковской росписи.

Этапы работы

I этап – подготовительный:

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

Создание развивающей среды: подготовка оборудования и материалов (песок, глина, почва, лупы, трубочки, ложечки).

Развитие познавательной активности детей и поддержание интереса к экспериментальной деятельности.

Изучение уровня знаний детей по теме. Определить знания детей по теме «что такое почва, песок, глина

Подбор наглядно – исследовательского материала, литературного и иллюстрированного материала;

Разработка конспектов занятий, составление плана работы с детьми в разных видах деятельности, взаимодействие с родителями; разработка содержания проекта.

II этап – основной:

дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно — развивающей среды

01.04.16

Стихи о почве

Анкетирование для родителей.

«Организация развивающей

среды в семье».

«Лепка из глины как один из способов снятия напряжения у детей дошкольного возраста».

«Во саду ли, в огороде.»

Мастер — класс «Лепка из глины по мотивам народных игрушек. Дымковская лошадка».

Рассматривание альбома, иллюстраций, книг, открыток по теме: «Почва, песок, глина»

Пробуждать интерес к окружающему миру. Дать детям элементарные знания и представление о почве.

Совместная деятельность с детьми. Зарисовка опытов и наблюдений. Помочь детям узнать состав почвы. Развивать умение сравнивать, делать выводы.

Познакомить детей с техникой рисование песком. Опыты на закрепление свойств сухой глины и песка.

Познакомить детей с созданием игрушек из глины. Использование различных свойств веществ для игр конструктивной деятельности, труда.

Конкурс на лучшую песочную постройку, сооружение по сюжету (что строят, для чего, по прочности, включении в постройку бросового материала.

Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого песка.

Развивать интерес к объектам неживой природы: почве, песку.

Создание «песчаных картин». На фанерку насыпается тонким слоем песок, тонким слоем распределив его по всей поверхности. Пальцем прорисовывается изображение.

Рассматривание альбома, иллюстраций, книг, открыток по теме: «Почва, песок, глина».

04.04.16

Беседа «Кладовая Земли».

05.04.16

Исследовательская деятельность : по изучению почвы «Свойства почвы»

06.04.16

Дидактическая игра «Что у нас под ногами?»

07.04.16

Практическая деятельность: опыты с почвой

08.04.16

Огород на окне. Посадка семян на рассаду.

11.04.16

Стихи о песке

12.04.16

Беседа «Кто живет в песке?»

13.04.16

Игры – эксперименты:

«Песчаные бури», «Сыпучий песок»

14.04.16

Наблюдение: «Песок после дождя и в сухую погоду».

15.04.16

Игра «Следы на песке».

18.04.16

Беседа: «Песок и глина в природе».

19.04.16

Практическая деятельность: «Свойства мокрого песка».

20.04.16

Рисование «Рисуем песком».

21.04.16

Игра "Путешествие в зеркально – песочное царство".

22.04.16

Стихи о глине

25.04.16

Беседа: «Где используют песок и глину».

26.04.16

Практическая деятельность:

«Как песок или глина дружат с водой»

27.04.16

Дидактическая игра "Ящик ощущений".

28.04.16

Лепка из глины посуда, игрушки.

29.04.16

Моделирование из песка и глины.

III этап - Заключительный этап

Подведение итогов работы над проектом; закрепление знаний о свойствах почвы, песка и глины. анкетирование родителей, мастер – класс для родителей по лепке «Глиняная игрушка», презентация проекта для педагогов, (делимся опытом работы).

Консультации для родителей на тему:

«Песочная терапия – один из методов арттерапии».

«Лепка из глины как один из способов снятия напряжения у детей дошкольного возраста».

«Во саду ли, в огороде.»

Мастер — класс «Лепка из глины по мотивам народных игрушек. Дымковская лошадка».

Рассматривание альбома, иллюстраций, книг, открыток по теме: «Почва, песок, глина».

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы «Почва, глина, песок»

Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Задачи:

Формирование у школьников представления о характерных свойствах песка и глины и их значении в жизни человека.

Закрепить знания детей о свойствах почвы, песка и глины.

Закрепить у детей знания о значении почвы, песка, глины в жизни человека.

Закрепить знания о свойствах песка и глины : сыпучесть, вязкость, водопроницаемость.

Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой; закрепить умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение.

Развивать связную речь детей. Активизировать словарь. Совершенствовать навыки диалогической речи.

Развивать любознательность, способствовать формированию навыков коммуникативного поведения.

Материалы и оборудование: наборы для экспериментирования на каждого ребенка, презентация, проектор, ноутбук.

Ход занятия

- Сегодня наше занятие пройдет в лаборатории «Хочу все знать». Войти в лабораторию можно только в специальной одежде. Оденьте фартуки и головные уборы

Воспитатель одевается Профессором.

- Здравствуйте, меня зовут Профессор Наталия Владимировна. Я рада видеть вас в своей лаборатории «Хочу все знать».

Дети оделись и читают стихотворение.

Мы теперь не просто дети,

Мы – исследователи. Вероника

Мы узнаем все на свете.

Досконально о предмете: Глеб

«Что? Когда? И как растет?

Сколько раз в году цветет? Настя

Почему в ночи сверкает?

Отчего в воде не тает? Максим

Отгадаем мы секрет

И на все найдем ответ. Вместе.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: - Послушайте мою загадку:

Она обитаема,

Покрыта водой,

Богат и насыщен,

Мир ее живой! (Земля)

Воспитатель: - Правильно, ребята это Земля. У слова земля есть много значений. А какие вы знаете значения слова земля.

Дети: Земля – это наша планета,

в землю мы сажаем растения,

землей называют материк, остров.

Воспитатель: - Мы с вами сегодня будем разговаривать о земле, в которую можно что-то посадить, которую мы чувствуем своими ногами, когда по ней ходим, а по-другому называем ее почва. И, мне кажется, что вы тоже что-то знаете о почве.

Дети читают стихотворение.

Почвою не вся земля зовется,

Только верхний плодородный слой,

Только в нем, когда пригреет солнце,

Прорастают семена весной.

Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, зачем нужна земля или почва?

Игра «Четвертый лишний»

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

- Для того что бы наши опыты прошли успешно, надо вспомнить правила поведения в лаборатории.

слушать внимательно;

громко не разговаривать,

работать только на своем рабочем месте,

не мешать друг другу;

выполнять задания по команде.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Всё, что только захотим,

Мы из глины смастерим. – Хлопки в ладоши.

Паша лепит колобок, - имитация лепки.

А Алена теремок - сделать «крышу» из рук.

Вика лепит разных рыб, - имитация движения рыб.

Ну а Женя – белый гриб - сжать одну руку в кулак и

накрыть ладошкой второй.

Опыт №1 Как вы думаете, в почве есть воздух?. Да — нет, поведем эксперимент.

Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы. Что с ним стало? Какой вывод можно сделать исходя из опыта?

Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух, им дышат многие животные подземного мира

А как вы думаете из чего состоит почва? Проведем эксперимент.

Опыт №2. Состав почвы.

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана оседает песок, сверху вода помутнела из – за глины, а на поверхности плавают, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод: Почва в своё м составе имеет: перегной, песок, глину.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Все умеем мы считать

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим, (Руки за спину.)

Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)

И легко-легко подышим. (Глубокий вдох — выдох.)

Игра «Назови скорей»

Дети встают в круг. У педагога мяч, он бросает его ребенку и задает вопрос. Ребенок бросает мяч обратно и отвечает на вопрос:

Какое сейчас время года?

Какой сегодня день недели?

Какой день недели наступает после воскресенья?

Сколько дней в недели?

Сколько месяцев в году?

Назовите соседей среды.

Воспитатель: - Нас ждут новые открытия, давайте возвратимся в лабораторию.

А теперь, посмотрите на экран, и сейчас Василиса прочитает нам загадку.

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Воспитатель: - Максим прочитает следующую загадку.

Если встретишь на дороге -

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (Глина)

Опыт № 3. Что лучше пропускает воду – песок или глина.

Возьмите стакан с песком и глиной. В стакан вставьте воронку. В воронку поместите фильтр. Сегодня фильтром будет – ватный диск. На фильтр воронки положите влажный песок и влажную глину. Пронаблюдайте, в каком стакане раньше появятся капли воды.

Вывод: Вода в стакане с песком собирается быстрее. Глина пропускает воду хуже.

Опыт № 4. форма песка и глины

Возьмем сырой песок и мокрую глину, придадим форму шарика. Понаблюдаем, пока немного подсохнет. Давайте определим, что лучше сохраняет форму: песок или глина?

Вывод: Сырой глине можно придать форму, это мягкий материал. Глина легко мнётся, продавливается. После высыхания хорошо сохраняет форму. Песок плохо сохраняет форму, при надавливании шарик из песка рассыпается.

Воспитатель: - Где и как люди могут использовать песок и глину?

ИТОГ

Воспитатель: - Моя лаборатория сегодня закрывается. Мы с вами сегодня провели много опытов с почвой, песком, глиной. А в следующий раз в нашей лаборатории мы будем исследовать воздух. Возвращаемся в группу.

Приложения

Исследовательская деятельность.

Опыты с почвой.

ОПЫТ 1:

В почве есть воздух. Им дышат многие животные подземного мира. Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы. Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

ОПЫТ 2. Состав почвы.

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из — за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод: Почва состоит из : перегноя, песка, глины.

ОПЫТ 3. В почве есть вода, потому и растут растения.

Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы. Посуда с почвой накрытая пакетом, ставится на подоконник. Через некоторое время на пакете появляются капельки воды, испарившиеся из почвы.

Вывод: В почве есть вода.

ОПЫТ 4. Влияние состава почвы на жизнь растений.

Посадка лука в посуду с песком и в посуду с почвой. Наблюдение за ростом лука в течение недели.

Вывод: В почве лук растет быстрее, в ней содержатся необходимые для роста вода, воздух и питательные вещества.

Опыты с песком и глиной

ОПЫТ 1

Знакомство детей со свойствами песка и глины. Песок – сыпучий, легко высыпается. Глина комочками, ее нельзя так легко высыпать, как песок. Песок, в отличие от глины, рыхлый.

ОПЫТ 2

С помощью лупы дети внимательно рассматривают, из чего состоит песок (из зернышек — песчинок). Затем дети рассматривают комочек глины.

ОПЫТ 3

Познакомить с особым свойством глины - не пропускать воду.

Вывод: частички глины плотно скреплены друг с другом, поэтому вода сквозь них не проходит.

ОПЫТ 4

Познакомиться свойством глины, как хрупкость.

Вывод: сухая глина легко ломается, потому что она хрупкая.

ОПЫТ 4

Отличие сырой глины от сухой.

Вывод: сухая глина хрупкая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее можно что-либо лепить, так как ее частички связаны друг с другом, цвет сырой глины более темный, чем у сухой глины.

Литература:

1. Дыбина О. В. Неизведанное – рядом. М. : Творческий центр, 2001

2. Большая книга увлекательных занятий для детей. М. : Росмэн, 2010 г.

3. Мартынова Е. Н. ,Сучкова Н. М., Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет. Волгоград: Издательство Учитель, 2012г.

Проект по исследовательской работе «Мы — исследователи. Почва, глина, песок»
Фото «Мы — исследователи. Почва, глина, песок»
Проект по исследовательской работе - фото
Актуальность проекта К шести летнему возрасту заметно возрастают возможность инициативной преобразующей активности ребенка Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности которая находит отражение в форме поисковой Исследовательская деятельность исследовательской деятельности направленной на открытие нового которая развивает продуктивные формы мышления Публикация Проект по исследовательской работе Мы исследователи Почва глина песок размещена в разделах Глина Знакомство с глиной Глина Проекты для детей Исследовательская деятельность Песок Все материалы с использованием песка Песок Свойства песка опыты и исследования Почва Исследуем почву Почва Проекты Проекты Предмет исследования выяснить чем отличается Все материалы с использованием песка песок от глины их взаимосвязь в природе Тип проекта исследовательский познавательно творческий Участники проекта дети подготовительной группы воспитатели родители Продолжительность проекта средней продолжительности месяц с апреля по апреля Цель Познакомить детей с такими компонентами неживой природы как почва песок и Знакомство с глиной глина и их свойствами показать чем они похожи и чем отличаются

Прикреплённые файлы:

proekt_9jd39.pptx | 10283,8 Кб
 
Публикации по теме:

Кинетической песок в работе с детьми логопедической группы.Кинетической песок в работе с детьми логопедической группы. h3] инетический песок в работе с детьми логопедической группы[/h3] Игра с песком как способ развития ребенка известен с древних времен,.

Конспект исследовательской деятельности «Юные исследователи» Тема: «Юные исследователи» Задачи: формировать представления детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах; развивать обследовательские.

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Юные исследователи» «Юные исследователи». Воспитатель второй квалификационной категории Лушникова Марина Валентиновна. Цель. Формирование представлений о свойствах.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Юные исследователи спешат на помощь» .

Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Почва» Програмные задачи:Уточнить представлерия детей о почве; выяснить,что в почве есть для жизни живых организмов; показать, как загрязняющие.

Педагогический проект «Маленькие исследователи» 1. Паспорт педагогического проекта 1.1. Тема проекта: Педагогический проект «Маленькие исследователи» по ознакомлению старших дошкольников.

Проект «Маленькие исследователи» .

Проект «Малыши-исследователи»Проект «Малыши-исследователи» МКДОУ Кантемировский детский сад №1 Проект «Малыши - исследователи» в первой младшей группе №2 Подготовила: воспитатель Горбанева.

Проект «Такой интересный песок» Проект «Такой интересный песок.» Состав проектной группы: воспитатели: Саяпина Н. В Тип проекта: среднесрочный, исследовательско-творческий.

Проект «Удивительная глина» ВИД ПРОЕКТА: исследовательски – творческий, краткосрочный. УЧАСТНИКИ: дети среднего возраста ПРОДУКТ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: лепка глиняной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по исследовательской работе «Мы — исследователи. Почва, глина, песок»
Опубликовано: 4 июня 2016 в 15:21
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД