Папки-передвижки

Педагогический проект «Маленькие исследователи»

Татьяна Рассказова
Педагогический проект «Маленькие исследователи»

1. Паспорт педагогического проекта

1.1. Тема проекта : Педагогический проект «Маленькие исследователи» по ознакомлению старших дошкольников с окружающим миром в процессе детского экспериментирования

1.2. Автор: воспитатель Рассказова Татьяна Владимировна

1.3. Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Начальная школа № 5»

Адрес: Россия, Тамбовская область г. Моршанск ул. Южная д. 55

1.4. Руководитель учреждения: Хрущевская Ольга Дмитриевна

2. Характеристика проекта

Публикация «Педагогический проект „Маленькие исследователи“» размещена в разделах

Есть у него шестёрка слуг, Проворных, удалых,

И всё, что видит он вокруг,-Всё знает он от них.

Они по знаку,по его Являются в нужде. Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где. Вы меня спросите: «Вы про кого?»

Конечно, про воспитанника, про моего. В моей маленькой, маленькой стране Таких почемучек хватает вполне.

Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях, у него возникает очень много вопросов, на которые он хочет получить ответ. А перед нами встали вопросы:

-Как обуздать кипучую энергию и неуёмную любознательность ребёнка? -Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира?

-Как способствовать развитию творческого начала ребёнка?

И вот находим мы в методиках совет:

Экспериментировать с детьми, и лучшего нет.

Пусть тот, кто ставит свои вопросы

Сам и находит на них ответ.

Одним из приоритетных направлений работы нашего педагогического коллектива является интеллектуальное развитие ребенка. В образовательном процессе нашего ОУ экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Вводя соответствующие инновации в ОУ, мы понимали, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок будет осуществлять не простой, а многоуровневый эксперимент:

- физический: учиться управлять своим телом и отдельными органами; - природоведческий: знакомиться с реальным окружающим миром, со

свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;

- социальный: запоминать индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого, формы взаимодействия людей друг с другом;

- познавательный: тренировать мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;

- лингвистический: заниматься словотворчеством, обсуждать итоги эксперимента, играть в словесные игры, т. е. экспериментировать со словами; - личностный: узнает свои личные возможности;

- волевой: запомнит, как он сам может влиять на других людей;

- поведенческий: будет моделировать свое поведение в различных жизненных ситуациях.

Основываясь на практику, утверждаем, что дети очень любят экспериментировать. Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Проанализировав работу по познавательной активности детей, мы заметили, что дети часто бывают пассивны, с трудом сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы, делают выводы. Таким образом, проблема разработки системы мероприятий по организации экспериментирования для меня стала актуальной.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Приступая к работе над разработкой проекта, я спроектировала модель внедрения экспериментирования в образовательный процесс. Поставила перед собой с цель, определила задачи и построила модель. Эта модель включает в себя несколько этапов:

на 1-м этапе изучила личностные качества детей, их индивидуальные возможности, провела диагностику знаний детей о живой и неживой природе, создала предметно-развивающую среду и составила учебно-тематические планы.

2-й этап - основной, это вся работа с детьми по развитию познавательной активности средствами экспериментирования.

3 - заключительный (обобщающий) этап – презентация итогов реализации цели и задач.

Параллельно была продумана и работу с родителями. С их помощью для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе была оборудована детская мини – лаборатория «Почемучка».

В ней представлены все материалы для исследования и отвечает она всем требованиям организации уголка экспериментирования. Мини – лаборатория пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей. Здесь же находятся дневники наблюдений, условные символы, алгоритмы для проведения опытов, познавательная литература и различные макеты. В помощь для самостоятельного воспроизведения опытов предлагаю детям алгоритмы, которые служат для развития способностей, для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта.

Постоянным руководителем нашей мини-лаборатории является сказочный персонаж – кукла «Почемучка» Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию.

«Почемучка» нам в мир

дверь открывает,

Её опыты в путь за собой увлекают.

Она поможет нам знания добыть,

На все «почему» ответ получить.

Реализацию поставленных перед собой задач, я осуществляла в непосредственно образовательной деятельности, во время лабораторных работ, проводимых детьми в пространственной среде группы (работа с магнитами, вертушками, игры с шарами, мыльными пузырями, во время «Часа самостоятельности», проводимого один раз в неделю, во время наблюдений за объектами или явлениями природы на прогулке, организации досуга с проведением интересных опытов. Очень интересно в рамках реализации проекта проходила «Неделя маленьких учёных» состоящая из презентации мини проектов созданных детьми и родителями. Организована она была для обмена опытом с родителями и коллегами. Перед детьми и родителями был поставлен проблемный вопрос. Все самостоятельно выдвигали гипотезу, искали пути доказательств выдвинутой гипотезы, проводили опыты и эксперименты, делали вывод. В момент поиска детская активность, инициативность и познавательный интерес были настолько высоки, что радость от маленького детского открытия передавалась гостям.

Эксперименты подбирала самые разнообразные, но самое главное - они интересные и привлекательные для наших детей, а также они соответствуют их возрасту. Это:

• запланированные эксперименты, которые требуют от нас определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования;

• случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке;

• сравнительные эксперименты, позволяющие научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений и обобщающие эксперименты, проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов.

По содержанию делим все опыты на 3 группы.

- Живая природа (функции частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений).

- Неживая природа. Цикл опытов «Волшебница-вода», «Невидимка-воздух» «Удивительный магнит», «Свет и цвет», «Звук».

- Мир материалов.

Знакомство детей с металлами, с некоторыми свойствами бумаги, ткани.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Для просвещения родителей проводила консультации, тренинги, практические занятия,

распространяла буклеты, памятки, привлекала к созданию энциклопедий, фотоальбомов.

Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, рекомендовала и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи. Кроме этого, родители помогают в оформлении разнообразных коллекций, экспонаты к которым они собирают во время отпуска, на прогулках с детьми, проявляя при этом большой интерес к занятию.

От того, насколько увлечён нововведением сам педагог, как грамотно и тактично сможет руководить исследовательской деятельностью дошкольников, будет зависеть успех внедрения экспериментирования в практику детского сада.

Стать настоящими учёными непросто,

Мы много тренируемся!

Да познавательной литературой интересуемся!

Для популяризации детского экспериментирования в ДОУ постоянно обобщаю опыт своей работы по внедрению детского экспериментирования как средства развития познавательной активности на педагогических советах и методических объединениях. В целях обобщения опыта работы по детскому экспериментированию провела для воспитателей района открытые занятия: «Какая бывает вода?», «Этот удивительный воздух».

В нашей группе проведение экспериментов стало нормой жизни, я их рассматриваю не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важен для нас, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить! Я согласна со словами американского философа Ральфа Уолда Эмерсона «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

Содержание

1. Актуальность темы проекта…. …. стр. 9

2. Цель и задачи проекта….стр. 10

3. Ресурсы, методы, технологии и ожидаемые результаты

реализации проекта…. стр. 10

4. Этапы реализации проекта…. стр. 12

5. Результаты реализации проекта…. стр. 24

6. Трансляция опыта работы по проекту….стр. 26

7. Приложения к проекту…стр. 28

8. Литература…. стр. 50

1. Актуальность темы проекта

То, что я слышу – забываю.

То, что я вижу – я помню.

То, что я делаю – я понимаю

Конфуций

Результаты современных психологических и педагогических исследований (А. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Подъяков, что возможности умственного развития дошкольников и их потребность в познании окружающего мира значительно выше, чем предполагалось ранее. Ребёнок по своей сути – пытливый исследователь (Н. Н. Подъяков). На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для ребёнка приобретает познавательная деятельность, как поиск, приобретение знаний самостоятельно или в процессе сотрудничества, сотворчества со взрослыми.

Однако часто приходится сталкиваться с интеллектуальной пассивностью детей. Причина – ограниченность интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с тем, будучи не в силах справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую плоскость или игру. Продуманное системное знакомство ребёнка с предметно – природным миром позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдение, рассматривание, изучение строения, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение. Поэтому я пришла к выводу о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, активными, умеющими ориентироваться в окружающем предметно – природном мире, решать возникающие проблемы, самостоятельными и творческими личностями.

Важнейшим условием формирования знаний об окружающем мире является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей, отношений между предметами и явлениями используют элементарные опыты – эксперименты. Я подобрала эксперименты, доступные детям дошкольного возраста, не требующие сложного оборудования и совершенно безопасные. А затем и разработала проект «Маленькие исследователи», который позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным. В рамках реализации проекта был разработан цикл тематических занятий, каждая тема которого подкреплялась продуктивными видами детской деятельности. В группе была организована «Детская

лаборатория», которую оснастили материалами и специальным оборудованием необходимым для познавательного развития детей.

Проектная деятельность развивает не только творческие способности детей, но и помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. Работа по проекту органично вписалась в педагогический процесс и проводилась в несколько этапов. Ребёнок жаждет познания, стремиться к открытиям. И наша задача удовлетворить эти потребности детей, что в свою очередь приведёт к сохранению их здоровья и не только интеллектуального, но и в свою очередь эмоционального, физического и духовного.

2. Цель и задачи проекта

Цель проекта : Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи:

1. формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

2. развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);

3. расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

4. поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

5. вовлекать родителей в совместную деятельность по детскому экспериментированию.

Вид проекта :

• по доминирующей деятельности - творческий, познавательно – игровой, исследовательский;

• по времени – длительный;

• по характеру контактов – межгрупповой (работа в ДОУ и с родителями).

Сроки реализации проекта : сентябрь 2011 – май 2013г.

Участники проекта : дети старшей разновозрастной группы (5-7 лет, педагоги и сотрудники ДОУ, родители воспитанников.

3. Ресурсы, методы и технологии, ожидаемые результаты реализации проекта

Ресурсное обеспечение проекта :

Методическое:

1. “Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников”, Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В, 2010 г.

2. “Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста”, Тугушева Т. П., Чистякова А. Е., 2010 г.

3. “Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет”, Мартынова Е. А., Сучкова И. М., 2011 г.

4. “Игры с водой и песком”, Рыжова Н. В., Обруч №2, 1997 г.

5. “Опыты с песком и глиной”, Рыжова Н. В., Обруч №2, 1998 г.

6. “Организация экспериментальной деятельности дошкольников”, методическое пособие, издательство АРТИКА, Москва, 2008г.

Материально-техническое:

- подборка консультативного материала для педагогов и родителей;

- разработка группового проекта, конспектов занятий и игр - экспериментирование;

- подбор иллюстраций, детской литературы;

- подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей;

- оформление “детской лаборатории в группе.

Методы и технологии реализации проекта : метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

Гипотеза: известный психолог Павел Петрович Блонский писал: «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». И если в ходе реализации проекта пополним головы детей интересным содержанием, дадим им знания, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Ожидаемы результаты реализации проекта :

Для детей:

- У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.

- Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.

- Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.

Для педагога :

- Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.

- Повышение теоретического и профессионального уровня педагога через овладение метода проекта в работе с детьми.

Для родителей:

- повысится уровень участия родителей в формировании у детей исследовательского поведения.

Итоговым результатом будет являться диагностика в ходе, которой определяется уровень знаний у детей и устанавливается личностный компонент.

4. Этапы реализации проекта

I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).

Подготовка к работе педагога :

• Анализ методической литературы.

• Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для дошкольников”.

• Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

• Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

Сотрудничество с родителями: Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, выставление его на сайте детского сада по теме “Детское экспериментирование”. Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях. Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта :

• подборка иллюстраций, картин; сбор информации.

• создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.

• подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.

• Подготовительная работа с детьми

Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.

Экскурсия в “детскую лабораторию”. Формирование у детей представлений для чего нужны опыты и эксперименты.

Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом, камнями.

Примерный алгоритм группового проекта

Мотивация выбора темы. Модель трех вопросов.

1. Что мы знаем?

Развивающие вопросы, которые можно задать детям:

- для чего нам нужна лаборатория в группе?

- для чего нужны эксперименты?

- вспомнить какие опыты проводили, что в результате их узнали, что запомнилось интересное?

2. Что мы хотим узнать?

- Что такое микроскоп и лупа?

- Какие вещества растворяет вода?

- Почему дует ветер?

- Почему не тонут айсберги?

- Как действует магнит на предметы?

3. Что нужно сделать, чтобы узнать?

- Приобрести оборудование в лабораторию для опытов.

- Проделать эксперименты и опыты.

- Задать свои вопросы родителям, воспитателям, вместе с ними почитать книги, посмотреть информацию в энциклопедиях.

- Рассказать друг другу о том, что узнали.

II. Практический.

В разных видах детской деятельности в системе

Педагог - Ребенок – Родители”.

Тематический план по организации детской экспериментальной деятельности детей в рамках реализации проекта на 2014– 2015гг. 2015– 2016уч. г.

Месяц Формы работы

Сентябрь Экскурсия в “детскую лабораторию”.

Цель: уточнить представление о том, кто такие учёные, о назначении детской лаборатории и культуре поведения в ней.

Октябрь Эксперимент “Какая бывает вода”.

Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд.

Эксперимент “Куда делась вода”.

Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).

Эксперимент – развлечение “Путешествие Капельки”.

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, обозначить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей; умение работать в группе,

Публикации по теме:

«Маленькие волшебники сказочной страны». Итоговое занятие кружка «Юные исследователи» Занятие кружка «Юные исследователи» «Маленькие волшебники сказочной страны».Цель: способствовать формированию познавательных интересов детей.

Маленькие исследователи познают мир (фотоотчет)Маленькие исследователи познают мир (фотоотчет) Учебный год я начала на новом месте работы. "Остров Сокровищ"-детский сад нового поколения, мечта для родителей и сказка для детей. Еще.

Огород на окошке «Весення фантазия». Экспериментальная деятельность «Мы маленькие исследователи-2» (фотоотчет)Огород на окошке «Весення фантазия». Экспериментальная деятельность «Мы маленькие исследователи-2» (фотоотчет) .

Педагогический проект «Маленькие пешеходы» Педагогический проект по ознакомлению детей с правилами дорожного движения детей старшей группы детского сада №81 Выборгского района г.

Педагогический проект «Маленькие юристы» Актуальность: Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна: общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих.

Проект «Маленькие исследователи» (средняя группа)Проект «Маленькие исследователи» (средняя группа) Актуальность проекта: Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Проект «Маленькие огородники» МКДОУ «Детский сад № 56» компенсирующего вида ПРОЕКТ «Маленькие огородники» Подготовительная к школе группа № 1 Учитель-дефектолог.

Проект «Маленькие огородники» Тема: «Маленькие огородники». Образовательная область: познавательно-исследовательская Деятельность: проектная Возрастная группа: вторая.

Проект «Маленькие пешеходы» Проект «Маленькие пешеходы» Актуальность проекта: Благодаря данному проекту дети познакомятся с правилами безопасного поведения на дорогах.

Проект «Мы — исследователи»Проект «Мы — исследователи» Проект «Мы – исследователи!». 1. Проблема: «некоторые дети бросают хлеб на пол, крошат его, играют с ним». Для решения этой проблемы решили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Маленькие исследователи»
Опубликовано: 13 февраля 2016 в 21:57
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД