Папки-передвижки

Ознакомление детей с народными промыслами посредством проектной деятельности

Елена Никитина
Ознакомление детей с народными промыслами посредством проектной деятельности

«Пусть ребенок чувствует красоту

и восторгается ею, пусть в его сердце и

в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина»

(В. А. Сухомлинский)

Именно с этого высказывания выдающегося русского педагога мне хочется начать своё выступление по проблеме приобщения детей к народным промыслам как одному из видов художественно-эстетического развития посредством популярной в наше время проектной деятельности.

Публикация «Ознакомление детей с народными промыслами посредством проектной деятельности» размещена в разделах

В дошкольном возрасте мы можем и должны воспитывать детей на основе традиций и культуры народов нашего государства. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Культурно-нравственное воспитание – это основной стержень общей системы всестороннего развития личности.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше. По образному выражению нашего народа, «с молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства, так как именно народное искусство - несравненный источник прекрасного для него.

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении.

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна. Не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старших и младших. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в старших людях.

Кроме того, в условиях движения части общества в сторону Запада наблюдается сведение к минимуму интереса детей к истории, культуре и творчеству русского народа.

Выдающийся педагог А. С. Макаренко говорил: «Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями… Правильное воспитание – это наша счастливая старость».

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает у них нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать.

Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых (родителей, воспитателей, специалистов, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию и является проектная деятельность. Она помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, вовлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, у него появится уверенность в своих силах.

С сентября 2020 года по февраль 2021 года у нас в старшей подготовительной логопедической группе был реализован проект «Народное творчество». В своём проекте мы решили обратиться к русской народной культуре как средству художественно-эстетического развития своих воспитанников. Это направление является одним из приоритетных в работе нашего детского сада. Мы уверены, что народное искусство способствует развитию художественно-эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у детей желание участвовать в творческой деятельности.

В ходе работы над проектом мы старались учитывать основные компоненты проектной деятельности, такие, как:

- организатором, руководителем, консультантом и экспертом деятельности детей является воспитатель;

- проектная деятельность детей носит продуктивный характер;

- взрослый выступает партнёром ребёнка и помощником в его саморазвитии;

- реализация проекта предполагает использование разных видов детской деятельности, позволяющих приобрести новые знания и применить их на практике.

Цель проекта – создание условий для формирования основ воспитания общечеловеческих ценностей у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.

В своей работе мы придерживались следующих дидактических принципов: наглядности, активности и самостоятельности, поэтапности, индивидуально-личностной ориентации воспитания дошкольников, познавательной выразительности, успешности, коммуникативности.

Проект «Народное творчество» состоит из трё х этапов: подготовительного, практического и заключительного.

На первом – подготовительном – этапе была подобрана и изучена литература: художественные произведения, стихи и загадки о народных промыслах, иллюстрации, дидактические игры, демонстрационный материал по данной теме и разработан план реализации проекта.

Второй – основной этап – был направлен на реализацию поставленных цели и задач. На данном этапе мы использовали следующие формы работы с детьми: беседы о видах художественных промыслов и их происхождении; просмотр презентаций и демонстрационного материала по теме; чтение русских народных сказок и изучение народного фольклора. При работе с детьми использовались дидактические, пальчиковые игры, физкультминутки, проводились русские народные подвижные игры.

При реализации проекта особая роль принадлежала художественному творчеству детей. Они активно занимались лепкой, аппликацией, рисованием.

На третьем – заключительном этапе – проведена выставка «Народные промыслы», организованная совместно с родителями, и подведены итоги по результатам нашего проекта.

В заключение хочется сказать, что немаловажным в развитии детского творчества является проживание ситуации успеха. После выполнения работ проводили анализ всех детских рисунков и поделок, где каждый ребенок имел возможность полюбоваться своей работой вместе со сверстниками, а вечером – с родителями, услышать добрые и такие важные для него слова одобрения, поощрения, восхищения. При работе с детьми в логопедической группе это особенно важно.

Использование различных форм работы с детьми по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством позволило повысить уровень творческих способностей детей. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах. Таким образом, тема «Народные промыслы в детском саду» очень интересна и многогранна. Она помогает развивать творческую личность, воспитывать добропорядочность в детях. Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное художественно-эстетическое и нравственное воспитание ребенка.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

День знакомства с народными промыслами РоссииДень знакомства с народными промыслами России Сегодня в нашей группе прошел День знакомства с народным русским искусством. День народных промыслов России. Детям старше-подготовительной.

Отчет по проекту «Знакомство с народными промыслами» в средней группеОтчет по проекту «Знакомство с народными промыслами» в средней группе Фотоотчет по проекту «Знакомство с народными промыслами»в средней группе Добрый день, уважаемые гости странички! Приглашаю Вас на виртуальную.

Фотоотчет «Знакомство с народными промыслами»Фотоотчет «Знакомство с народными промыслами» Уважаемые коллеги!В этом году наш детский сад работает по теме, связанной с народным творчеством, народными промыслами. Народное творчество.

Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка»Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка» У большинства детей второй младшей группы на начало учебного года была снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика.

Использование раскрасок для ознакомления с народными промыслами РоссииИспользование раскрасок для ознакомления с народными промыслами России В рамках тематической недели «Мастера и мастерицы» мы знакомим детей с предметами народного творчества и народными промыслами России. Творчество.

Дидактические игры по ознакомлению с народными промысламиДидактические игры по ознакомлению с народными промыслами Ознакомление с народными промыслами Дидактические игры. Дидактические игры могут использоваться в работе по ознакомлению детей с искусством.

План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей посредством синтеза искусств и проектной деятельности»План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей посредством синтеза искусств и проектной деятельности» План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей через синтез искусств и проектную деятельность» Актуальность: Третья.

Приобщение детей к истории и культуре народа посредством знакомство с народными промыслами РоссииПриобщение детей к истории и культуре народа посредством знакомство с народными промыслами России Содержание работы: Приобщение детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России. Формирование у детей.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление детей с народными промыслами посредством проектной деятельности
Опубликовано: 14 сентября 2022 в 21:26
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД