Елена Никитина
Ознакомление детей с народными промыслами посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Пусть ребенок чувствует красоту
и восторгается ею, пусть в его сердце и
в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина»
(В. А. Сухомлинский)
Именно с этого высказывания выдающегося русского педагога мне хочется начать своё выступление по проблеме приобщения детей к народным промыслам как одному из видов художественно-эстетического развития посредством популярной в наше время проектной деятельности.
Публикация «Ознакомление детей с народными промыслами посредством проектной деятельности» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В дошкольном возрасте мы можем и должны воспитывать детей на основе традиций и культуры народов нашего государства. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Культурно-нравственное воспитание – это основной стержень общей системы всестороннего развития личности.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше. По образному выражению нашего народа, «с молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства, так как именно народное искусство - несравненный источник прекрасного для него.
Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна. Не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старших и младших. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в старших людях.
Кроме того, в условиях движения части общества в сторону Запада наблюдается сведение к минимуму интереса детей к истории, культуре и творчеству русского народа.
Выдающийся педагог А. С. Макаренко говорил: «Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями… Правильное воспитание – это наша счастливая старость».
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает у них нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать.
Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых (родителей, воспитателей, специалистов, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию и является проектная деятельность. Она помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, вовлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, у него появится уверенность в своих силах.
С сентября 2020 года по февраль 2021 года у нас в старшей подготовительной логопедической группе был реализован проект «Народное творчество». В своём проекте мы решили обратиться к русской народной культуре как средству художественно-эстетического развития своих воспитанников. Это направление является одним из приоритетных в работе нашего детского сада. Мы уверены, что народное искусство способствует развитию художественно-эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у детей желание участвовать в творческой деятельности.
В ходе работы над проектом мы старались учитывать основные компоненты проектной деятельности, такие, как:
- организатором, руководителем, консультантом и экспертом деятельности детей является воспитатель;
- проектная деятельность детей носит продуктивный характер;
- взрослый выступает партнёром ребёнка и помощником в его саморазвитии;
- реализация проекта предполагает использование разных видов детской деятельности, позволяющих приобрести новые знания и применить их на практике.
Цель проекта – создание условий для формирования основ воспитания общечеловеческих ценностей у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.
В своей работе мы придерживались следующих дидактических принципов: наглядности, активности и самостоятельности, поэтапности, индивидуально-личностной ориентации воспитания дошкольников, познавательной выразительности, успешности, коммуникативности.
Проект «Народное творчество» состоит из трё х этапов: подготовительного, практического и заключительного.
На первом – подготовительном – этапе была подобрана и изучена литература: художественные произведения, стихи и загадки о народных промыслах, иллюстрации, дидактические игры, демонстрационный материал по данной теме и разработан план реализации проекта.
Второй – основной этап – был направлен на реализацию поставленных цели и задач. На данном этапе мы использовали следующие формы работы с детьми: беседы о видах художественных промыслов и их происхождении; просмотр презентаций и демонстрационного материала по теме; чтение русских народных сказок и изучение народного фольклора. При работе с детьми использовались дидактические, пальчиковые игры, физкультминутки, проводились русские народные подвижные игры.
При реализации проекта особая роль принадлежала художественному творчеству детей. Они активно занимались лепкой, аппликацией, рисованием.
На третьем – заключительном этапе – проведена выставка «Народные промыслы», организованная совместно с родителями, и подведены итоги по результатам нашего проекта.
В заключение хочется сказать, что немаловажным в развитии детского творчества является проживание ситуации успеха. После выполнения работ проводили анализ всех детских рисунков и поделок, где каждый ребенок имел возможность полюбоваться своей работой вместе со сверстниками, а вечером – с родителями, услышать добрые и такие важные для него слова одобрения, поощрения, восхищения. При работе с детьми в логопедической группе это особенно важно.
Использование различных форм работы с детьми по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством позволило повысить уровень творческих способностей детей. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах. Таким образом, тема «Народные промыслы в детском саду» очень интересна и многогранна. Она помогает развивать творческую личность, воспитывать добропорядочность в детях. Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное художественно-эстетическое и нравственное воспитание ребенка.