Татьяна Ступакова
Ознакомление детей с традициями празднования русского народного праздника «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей с традициями празднования русского народного праздника
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад №16
Ступакова Татьяна Петровна
Воспитатель
Год написания 2024
Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей ТНР
«Ознакомление детей с традициями празднования русского народного праздника «Масленица».
г. Новочеркасск
Пояснительная записка
Публикация «Ознакомление детей с традициями празднования русского народного праздника „Масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
К непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.
Без исторической памяти – нет традиций,
Без традиций – нет культуры,
Без культуры – нет воспитания,
Без воспитания – нет духовности,
Без духовности – нет личности,
Без личности – нет народа, как
Исторической личности.
Г. Н. Волков
Данная разработка направлена на приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре посредством проведения народного праздника Масленицы. Ознакомление детей с народной культурой является средством формирования патриотических чувств и развития духовности. Участие в народных праздниках, эмоционально обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Это крайне важно в условиях современного времени, когда так не хватает добрых, гармоничных человеческих отношений, единения человека с природой и понимания особенностей и ценности русского национального характера.
Конспект НОД «Ознакомление детей подготовительной группы с традициями празднования русского народного праздника «Масленица»
Цель: формирование представлений детей о традициях празднования русским народом Масленицы.
Задачи:
Обучающие: дать детям знания о русском народном празднике Масленица, знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы на Руси и в родном городе в современное время, расширить знания о значении в этом празднике чучела масленицы и блинов.
Развивающие: развивать познавательный интерес к традициям своего народа, обогатить эмоционально-эстетическое восприятие дошкольников через творческую деятельность и конструирование кукол-маслениц.
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.
Предварительная работа: беседа о празднике Масленица.
Словарная работа: Масленица, заигрыш, разгул, Прощенное Воскресение, благовест.
Материалы и оборудование: презентация «Масленица», песенный репертуар по теме: «Едет Масленица дорогая», песня и минус песни «Масленица», канат, костюм медведя.
Ход занятия:
(Слайд презентации 1)
Воспитатель:
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте.
(Слайд презентации 2)
Ребята, Масленица – это первый весенний праздник. Он один из древнейших русских народных праздников, суть которого заключается в проводах зимы и встречи с весной и его символов – пробудившегося медведя и Солнца. В честь первого, народ на гуляньях обряжался в медвежьи шкуры или просто в вывернутые мехом наружу шубы, а в честь второго выпекали золотистые блины.
А вы хотите попасть на этот праздник?
(Слайд презентации 3)
Ответы детей. (Да, хотим)
Входит медведь (переодетый ребенок)
Медведь: А куда это вы собрались? (Ответы детей) Я с вами.
Воспитатель: Здравствуй, Медведюшка-батюшка! Мы идем на праздник Масленицы, Весну встречать! Идем с нами! (дети под музыку с Медведем двигаются по залу).
Масленица – один из самых веселых и долгожданных праздников в году, празднование которого длится семь дней. А вы знаете дни недели, назовите (ответы детей). Каждый день недели имел собственное название:
Понедельник - первый день масленицы. Этот день называется «Встреча Масленицы». Именно в этот день начиналась выпечка блинов. Важно, что первый блин по традиции должен быть отдан бедным, нуждающимся людям.
«Разрумяными блинами, мы весну встречаем с вами» (под мелодию русской народной песни дети вместе с медведем выполняют простейшие танцевальные движения)
(Слайд презентации 4)
Воспитатель:
В этот день делали чучело Масленицы из соломы, наряжали его в старую женскую одежду и с песнями возили на санях по деревне. Затем устанавливали чучело на самой снежной горе, с которой начинались веселые катания на санках. Предлагаю нарядить нашу Масленицу! (в центр зала выносится чучело масленицы, рассматривается ее наряд, дети дополняют украшения)
Вторник – заигрыш: начало народных гуляний и веселых игр.
Игра-кричалка с медведем: «Блины и лепешки».
Среда – лакомка. В этот день в каждой семье накрывали столы с вкусной едой. Во всех домах гостей угощали блинами с разной начинкой. Дети, а вы знаете, с чем можно есть блины?
Игры-соревнования с медведем:
«Какие бывают блины?» (Румяные, горячие, большие, маленькие, тонкие и т. д.)
«Что можно делать с блинами?» (Печь, кушать, смазывать, сворачивать, откусывать, уплетать и т. д.)
Воспитатель:
А какой день в Масленичной неделе следующий?
(Слайд презентации 5)
В первые три дня еще можно было заниматься домашними делами, а с четверга все работы нужно было прекратить, потому что начиналась Широкая Масленица. А как вы думаете, почему «широкая?»
Широкая Масленица – значит, празднование разворачивалось более широко. А назывался этот переходный день перелом, а также - разгул, или - широкий четверг.
Именно в этот день затевали жаркие кулачные бои со строгими правилами:
Правило 1. Нельзя бить упавшего. Так появилась пословица «Лежачего – не бьют».
Правило 2. Нельзя вдвоем нападать на одного. Так появилась пословица «Третий – лишний».
Правило 3. Нельзя бить по затылку.
За нарушение этих правил грозило наказание. Чтобы показать свою силу, молодцы бились «один на один».
После поединка участники должны были «побрататься: обняться, и помириться!
(Слайд презентации 6)
Воспитатель: А мы с вами померяемся силой. Мишка, помогай ребятам!
Игра «Перетягивание каната».
Воспитатель: После переломного четверга на первый план выходили семейные традиции!
Пятницу прозвали «Тещины вечерки», потому что в этот день зятья приглашали тещу в свой дом и угощали вкусными блинами. (Слайд презентации 7)
Суббота – «Золовкины посиделки». Невестки приглашали в свой дом сестер мужа, своих подруг, беседовали с ними, угощали блинами и дарили подарки. Продолжались гуляния, катания на санях. Парни и девушки строили снежные городки, играли в снежки. А мы с вами вспомним русскую народную песню «Блины». В припеве надо весело и задорно подпевать: «Ой, блины, блины, блины! Вы, блиночки, мои!»
Воспитатель: А после субботы наступал, какой день? (Слайд презентации 7) В воскресенье были проводы Масленицы! Все прощались с ряженым чучелом Масленицы. Его сжигали в большом масленичном костре. В костре сжигали и символ солнца – колесо. Люди верили, что благодаря этому костру, весеннее солнышко разгорится ярче, быстрей будет прогревать промерзшую землю.
Игра с медведем: «Гори, гори ясно».
Воспитатель: Вот так проходила на Руси масленичная неделя. Во все времена люди стремились отпраздновать ее, как можно богаче, сытнее и веселее. Ведь, по старинной русской традиции считалось, что если в Масленицу было сытно, то и весь следующий год будет столь же сытным. Прекращалось все веселье с первыми звуками церковного благовеста. Как, вы думаете, что это? (Слайд презентации 8)
Воспитатель: Слово «благовест» означает благую весть, т. е. - хорошую. Ведь раньше все хорошее на Руси называлось – благо. Вечерний звон церковных колоколов предвещал: начинался особый вечер, когда все люди просили друг у друга прощение за причиненные неприятности и обиды. Поэтому это воскресение называлось – Прощенное воскресение. Предлагаю и нам попросить прощение друг у друга и крепко обняться.
Муз. игра «Поссорились – помирились».
(Слайд презентации 9)
Воспитатель:
Ребята, так праздновали Масленицу на Руси давным-давно. Предлагаю посмотреть, как этот праздник проходит в нашем городе Новочеркасске в современное время. (Слайд презентации 9, 10) Воспитатель:
Ребята, чем отличается наш праздник от того, как праздновали его на Руси? (Обсуждения детей)
Воспитатель: Каждый год у нас в городе проходят масленичные гуляния с песнями и плясками. Проводятся выставки масленичных кукол, организовываются конкурсы, эстафеты и народные забавы. На площади угощают блинами. Масленица не обходится и без традиционного «Масленичного столба». Горожане катаются на лошадях, пробуют свои силы в боях на кулаках или мечах. Массовые гулянья длятся на площади несколько часов. Жители покупают сувениры народных умельцев.
Медведь Я рад, что в Новочеркасске уважают традиции предков, и бережно относятся к их обычаям. Мне пора вернуться в лес. Теперь я знаю, что в следующем году масленицу будут праздновать также задорно и весело, как и все предыдущие годы. До свидания, дети! Дети прощаются с Медведем
Рефлексия
- с каким русским народным праздником мы познакомились?
- какого гостя мы встречали? О чем мы разговаривали с Медведем.