Лучший педагог года

Конспект занятия «Ознакомление с прялкой и веретеном»

Елена Мокрова
Конспект занятия «Ознакомление с прялкой и веретеном»

Проведения НОД по ознакомлению с окружающим

в старшей группе " Березка"

МДОУ ВМР " Детский сад №15 " Лужок"

Воспитатель Мокрова Елена Николаевна

2016 год.

Тема: Ознакомление с прялкой и веретеном.

Программное содержание:

1 Продолжать знакомить детей с прялкой и веретеном. Расширять знания детей о том,что у прялки вертикальная часть называется стояк с лопастью, а гризонтальная часть называется донце, веретено служит для наматывания готовой пряжи, какими бывают нитки и для чего они нужны.

Публикация «Конспект занятия „Ознакомление с прялкой и веретеном“» размещена в разделах

2 Продолжать знакомить детей с русскими народными традициями: посиделками.

3 Активизация словаря: прялка, прялица, донце, стоя с лопастью, пряха, кудель, шерсть, прясть, скручивать, наматывать, вытягивать, веретено, крутится, вертится, пришивать, вязать, шить, вышивать.

4 Воспитывать у детей познавательный интерес к старинным предметам русского быта, приобщая детей к истокам русской народной культуры.

5 Индивидуальная работа с Лерой Д. - учить читать стихотворение выразительно, неторопливо.

Предшествующая работа.

Рассматривание иллюстраций с русской прялкой и веретеном, сшитых, вязаных, вышитых изделий, чтение книг К, Д, Ушинского " Как рубашка в поле выросла", Б Гримм "Три пряхи", Шарль Перро " Спящая красавица", русские народные сказки " Маша и медведь", " Гуси - лебеди". Заучивание пословиц о труде, рукоделий, мастерстве. Заучивание стихотворения А, С, Пушкина " Наша ветхая лачужка. " Проведение познавательных занятий по теме : " Одежда",

" Инструменты".

Ход занятия.

Ребята, вы, наверное, помните, мы читали книгу " Как ткани ткут и нитки прядут". Наша хозяйка, которая живет в русской избе, тоже большая рукодельница. Давайте сходим к ней в гости и посмотрим, какая она мастерица.

Дети входят в избу. В центре избы стоит прялка.

Хозяйка прядет нить и напевает:

Позолочена прялица,

Я пряду, а нитка тянется,

Я пряду, а нитка тянется,

Мне работа эта нравится.

Хозяйка.

- Здравствуйте, гости долгожданные. проходите, присаживайтесь (дети здороваются и садятся на лавки).

- Может кто-то из вас знает, что я делаю? (нитку прядете).

Правильно, я нитку пряду. На чем пряду? (обращаю внимание на прялку). Я вам подскажу. Это прялка (ответы детей)- ее называют потому, что на ней прядут. Состоит русская прялка из стояка с лопастью (к ней прикрепляется кудель или шерсти, а это горизонтальная доска, называется донце, на которую садится пряха, соединяются они под прямым углом вот так (показываю).

Кто мне скажет, что это? (правильно стояк с лопастью). А это что и как называется? (донце). Правильно. Кто садился на горизонтальную доску, которая называется донце? (Пряха). Правильно. Под каким углом они соединяются? (ответы детей). Крестьяне начинали прясть с раннего возраста, детства.

А работает она вот так: я пальчиками вытягиваю шерсть и кручу нитку, начинаю прясть. а нитки наматываются вот сюда. Это называется веретено. Скажите, что это? (повтор и ответы детей).

- Чем больше наматывается ниток, тем толще становится веретено. Посмотрите, что веретено делает? (хозяйка крутит веретено).

Дети - крутится, вертится.

- Вот за то, что оно вертится, его называли веретено. Повернитесь вокруг себя, как веретено (дети кружатся вокруг себя).

- По избе пляшу, нитку кружу, чем больше верчусь, тем больше становлюсь.

- Для чего нужна прялка? (что бы прясть).

- Это тяжелый труд. Давайте я вас научу нитку прясть (хозяйка берет шерсть и объясняет).

- Сначала нужно помочить пальчики, растянуть шерсть и скрутить ее в тонкую нитку (хозяйка раздает детям прялки и нитки, просит детей вместе с ней попрясть). (По ходу задаю вопросы).

- Что ты делаешь Лера? (растягиваю шерсть). А ты, что делаешь Лиза? (скручиваю нитку). Что делаешь, Ярослав (пряду нитку). Вот как нелегко прясть нитки:

нужно шерсть держать, нитку вытягивать и скручивать и на веретено наматывать. Для этого у меня есть помощница прялка.

Динамическая пауза " Смотай клубок".

- Вот сколько ниток я напряла (хозяйка показывает корзину с разными клубками - шерстяными. шелковыми, хлопчатобумажными. Затем нечаянно роняю

корзину, клубки раскатываются). Ой, клубки мои раскатились. Помогите их в клубочки смотать: (дети сматывают клубки.

- Что ты делаешь Вика (Алена? (сматываю нитки в клубок).

" Для чего нужны нитки?"

- Вот нитки спряли да в клубок смотали. Какого цвета клубки? Как можно сказать одним словом? (разноцветные).

- Для чего нужны эти нитки?- (хозяйка достает с полки шерстяные нитки со спицами, чтобы вязать).

- Что можно связать из этих ниток (кофту, варежки, носки, шарф, теплую одежду).

- Для чего нужны эти нитки? (хозяйка показывает хлопчатобумажные нитки с иголкой, чтобы шить).

- Что можно сшить? (платье, юбку, кофту.)

- Если одежда порвется, что нужно сделать? (зашить одежду).

- Если пуговица оторвется, что нужно сделать? (пришить пуговицу).

- Для чего нужны эти нитки? (хозяйка берет вышивку с полки). (Чтобы вышивать).

- Что у меня в избе вышито нитками? (полотенце, скатерть, салфетки).

- Нитки, разные ими можно вышивать, шить, вязать. Дети, потрогайте и скажите какие это нитки? (шерстяные, толстые, теплые, пушистые, мягкие).

Кто пойдет и расскажет стихотворение А, С,Пушкина.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна

Что же ты моя старушка

Приумолкла у окна?

Или дремлешь под

Жужжанье своего веретена.

А, С, Пушкин в своем стихотворении тоже сравнивает быт крестьян с прялкой.

- О чем мы сегодня узнали на занятии, что нитки делают на прялке, сами пробовали прясть. Вспомнили, какие бывают нитки и зачем они нужны. Молодцы.

А сейчас послушайте песню, называется она " Пряха".

Ну, что дети, вам пора в детский сад, а меня работа ждет.

(Дети прощаются и уходят).

Публикации по теме:

Конспект занятия «Ознакомление с комнатными растениями» (вторая младшая группа)Конспект занятия «Ознакомление с комнатными растениями» (вторая младшая группа) «Ознакомление с комнатными растениями» вторая младшая группаАвтор-разработчик: воспитатель Гулюватая Наталья Александровна Направление:.

Конспект занятия «Ознакомление с окружающим» «Увидел птицу — придумал самолет» Конспект НОД в группе младшего возраста по познавательной деятельности «Ознакомление с окружающим» Тема: «Увидел птицу – придумал самолёт».

Конспект занятия «Ознакомление с русским народным орнаментальным искусством» Интегрированное занятие (познание + изодеятельность) средняя группа Тема: «Ознакомление с русским народным орнаментальным искусством» Цель:.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим «Волшебная ниточка» Цель: Поддержка детской инициативы в творческом процессе собственной деятельности при использовании ниткографии как речевой игровой технологии.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Ознакомление с буквой Лл и звуками [л] и [ль]» Ознакомление с буквой Лл и звуками [л] и [л,]. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Закрепление представлений.

Конспект занятия в средней группе: Ознакомление с окружающим миром — «День — ночь.» Цель:Познакомить дошкольников с временными понятиями день -ночь. Развивать наблюдательность и логику. Побуждать детей различать части суток.

Конспект занятия в средней группе. Ознакомление с окружающим миром «Радио» Цель: Побуждать детей составлять рассказы о предмете с опорой на алгоритм (условные символы, материал,принадлежность к рукотворному и природном.

НОД ознакомление с окружающим миром «Ознакомление с фруктами. Знакомство с яблоком и грушей» Конспект – непосредственно образовательной деятельности с детьми раннего возраста с использованием информационно – коммуникативных и игровых.

Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия «Север — царство льда и снега» Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия: Север-царство льда и снега. Цель: - учить устанавливать взаимосвязь между объектами.

План-конспект занятия в подготовительной группе «Ознакомление детей с Якутией» Цель занятия: Расширить и систематизировать знание детей о Республике Саха (Якутия, традициях и культуре якутского народа. познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Ознакомление с прялкой и веретеном»
Опубликовано: 11 мая 2017 в 18:16
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД