Конспект занятия «Ознакомление с прялкой и веретеном»

Елена Мокрова
Конспект занятия «Ознакомление с прялкой и веретеном»

Проведения НОД по ознакомлению с окружающим

в старшей группе " Березка"

МДОУ ВМР " Детский сад №15 " Лужок"

Воспитатель Мокрова Елена Николаевна

2016 год.

Тема: Ознакомление с прялкой и веретеном.

Программное содержание:

1 Продолжать знакомить детей с прялкой и веретеном. Расширять знания детей о том,что у прялки вертикальная часть называется стояк с лопастью, а гризонтальная часть называется донце, веретено служит для наматывания готовой пряжи, какими бывают нитки и для чего они нужны.

2 Продолжать знакомить детей с русскими народными традициями: посиделками.

3 Активизация словаря: прялка, прялица, донце, стоя с лопастью, пряха, кудель, шерсть, прясть, скручивать, наматывать, вытягивать, веретено, крутится, вертится, пришивать, вязать, шить, вышивать.

4 Воспитывать у детей познавательный интерес к старинным предметам русского быта, приобщая детей к истокам русской народной культуры.

5 Индивидуальная работа с Лерой Д. - учить читать стихотворение выразительно, неторопливо.

Предшествующая работа.

Рассматривание иллюстраций с русской прялкой и веретеном, сшитых, вязаных, вышитых изделий, чтение книг К, Д, Ушинского " Как рубашка в поле выросла", Б Гримм "Три пряхи", Шарль Перро " Спящая красавица", русские народные сказки " Маша и медведь", " Гуси - лебеди". Заучивание пословиц о труде, рукоделий, мастерстве. Заучивание стихотворения А, С, Пушкина " Наша ветхая лачужка. " Проведение познавательных занятий по теме: " Одежда",

" Инструменты".

Ход занятия.

Ребята, вы, наверное, помните, мы читали книгу " Как ткани ткут и нитки прядут". Наша хозяйка, которая живет в русской избе, тоже большая рукодельница. Давайте сходим к ней в гости и посмотрим, какая она мастерица.

Дети входят в избу. В центре избы стоит прялка.

Хозяйка прядет нить и напевает:

Позолочена прялица,

Я пряду, а нитка тянется,

Я пряду, а нитка тянется,

Мне работа эта нравится.

Хозяйка.

- Здравствуйте, гости долгожданные. проходите, присаживайтесь (дети здороваются и садятся на лавки).

- Может кто-то из вас знает, что я делаю? (нитку прядете).

Правильно, я нитку пряду. На чем пряду? (обращаю внимание на прялку). Я вам подскажу. Это прялка (ответы детей)- ее называют потому, что на ней прядут. Состоит русская прялка из стояка с лопастью (к ней прикрепляется кудель или шерсти, а это горизонтальная доска, называется донце, на которую садится пряха, соединяются они под прямым углом вот так (показываю).

Кто мне скажет, что это? (правильно стояк с лопастью). А это что и как называется? (донце). Правильно. Кто садился на горизонтальную доску, которая называется донце? (Пряха). Правильно. Под каким углом они соединяются? (ответы детей). Крестьяне начинали прясть с раннего возраста, детства.

А работает она вот так: я пальчиками вытягиваю шерсть и кручу нитку, начинаю прясть. а нитки наматываются вот сюда. Это называется веретено. Скажите, что это? (повтор и ответы детей).

- Чем больше наматывается ниток, тем толще становится веретено. Посмотрите, что веретено делает? (хозяйка крутит веретено).

Дети - крутится, вертится.

- Вот за то, что оно вертится, его называли веретено. Повернитесь вокруг себя, как веретено (дети кружатся вокруг себя).

- По избе пляшу, нитку кружу, чем больше верчусь, тем больше становлюсь.

- Для чего нужна прялка? (что бы прясть).

- Это тяжелый труд. Давайте я вас научу нитку прясть (хозяйка берет шерсть и объясняет).

- Сначала нужно помочить пальчики, растянуть шерсть и скрутить ее в тонкую нитку (хозяйка раздает детям прялки и нитки, просит детей вместе с ней попрясть). (По ходу задаю вопросы).

- Что ты делаешь Лера? (растягиваю шерсть). А ты, что делаешь Лиза? (скручиваю нитку). Что делаешь, Ярослав (пряду нитку). Вот как нелегко прясть нитки:

нужно шерсть держать, нитку вытягивать и скручивать и на веретено наматывать. Для этого у меня есть помощница прялка.

Динамическая пауза " Смотай клубок".

- Вот сколько ниток я напряла (хозяйка показывает корзину с разными клубками - шерстяными. шелковыми, хлопчатобумажными. Затем нечаянно роняю

корзину, клубки раскатываются). Ой, клубки мои раскатились. Помогите их в клубочки смотать: (дети сматывают клубки.

- Что ты делаешь Вика (Алена? (сматываю нитки в клубок).

" Для чего нужны нитки?"

- Вот нитки спряли да в клубок смотали. Какого цвета клубки? Как можно сказать одним словом? (разноцветные).

- Для чего нужны эти нитки?- (хозяйка достает с полки шерстяные нитки со спицами, чтобы вязать).

- Что можно связать из этих ниток (кофту, варежки, носки, шарф, теплую одежду).

- Для чего нужны эти нитки? (хозяйка показывает хлопчатобумажные нитки с иголкой, чтобы шить).

- Что можно сшить? (платье, юбку, кофту.)

- Если одежда порвется, что нужно сделать? (зашить одежду).

- Если пуговица оторвется, что нужно сделать? (пришить пуговицу).

- Для чего нужны эти нитки? (хозяйка берет вышивку с полки). (Чтобы вышивать).

- Что у меня в избе вышито нитками? (полотенце, скатерть, салфетки).

- Нитки, разные ими можно вышивать, шить, вязать. Дети, потрогайте и скажите какие это нитки? (шерстяные, толстые, теплые, пушистые, мягкие).

Кто пойдет и расскажет стихотворение А, С,Пушкина.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна

Что же ты моя старушка

Приумолкла у окна?

Или дремлешь под

Жужжанье своего веретена.

А, С, Пушкин в своем стихотворении тоже сравнивает быт крестьян с прялкой.

- О чем мы сегодня узнали на занятии, что нитки делают на прялке, сами пробовали прясть. Вспомнили, какие бывают нитки и зачем они нужны. Молодцы.

А сейчас послушайте песню, называется она " Пряха".

Ну, что дети, вам пора в детский сад, а меня работа ждет.

(Дети прощаются и уходят).

Публикации по теме:

Конспект занятия «Ознакомление с комнатными растениями» (вторая младшая группа)Конспект занятия «Ознакомление с комнатными растениями» (вторая младшая группа) «Ознакомление с комнатными растениями» вторая младшая группаАвтор-разработчик: воспитатель Гулюватая Наталья Александровна Направление:.

Конспект занятия «Ознакомление с окружающим» «Увидел птицу — придумал самолет» Конспект НОД в группе младшего возраста по познавательной деятельности «Ознакомление с окружающим» Тема: «Увидел птицу – придумал самолёт».

Конспект занятия «Ознакомление с русским народным орнаментальным искусством» Интегрированное занятие (познание + изодеятельность) средняя группа Тема: «Ознакомление с русским народным орнаментальным искусством» Цель:.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим «Волшебная ниточка» Цель: Поддержка детской инициативы в творческом процессе собственной деятельности при использовании ниткографии как речевой игровой технологии.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Ознакомление с буквой Лл и звуками [л] и [ль]» Ознакомление с буквой Лл и звуками [л] и [л,]. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Закрепление представлений.

Конспект занятия в средней группе: Ознакомление с окружающим миром — «День — ночь.» Цель:Познакомить дошкольников с временными понятиями день -ночь. Развивать наблюдательность и логику. Побуждать детей различать части суток.

Конспект занятия в средней группе. Ознакомление с окружающим миром «Радио» Цель: Побуждать детей составлять рассказы о предмете с опорой на алгоритм (условные символы, материал,принадлежность к рукотворному и природном.

НОД ознакомление с окружающим миром «Ознакомление с фруктами. Знакомство с яблоком и грушей» Конспект – непосредственно образовательной деятельности с детьми раннего возраста с использованием информационно – коммуникативных и игровых.

Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия «Север — царство льда и снега» Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия: Север-царство льда и снега. Цель: - учить устанавливать взаимосвязь между объектами.

План-конспект занятия в подготовительной группе «Ознакомление детей с Якутией» Цель занятия: Расширить и систематизировать знание детей о Республике Саха (Якутия, традициях и культуре якутского народа. познакомить.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Предметы старины, утварь
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект занятия «Ознакомление с прялкой и веретеном»
Опубликовано: 11 мая 2017 в 18:16
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 августа. Яблочный Спас

Наливным спелым яблочкам посвящен народный праздник Яблочный Спас. В этот день благословляется урожай плодов, а природа празднует первые осенины – по поверьям с этого времени год разворачивается от лета к...

18 августа. День географа

Русское Географическое общество, основанное 18 августа 1845 года, существует и сейчас. Почётным председателем этой организации является Сергей Шойгу, а главой её Попечительского совета – Владимир Путин....

Фотозарисовка о прогулке в акванариум в нашем городе
Достаточно недавно у нас в Рязани открыли новую познавательную и интересную выставку морских обитателей. Работая воспитателем, достаточно сложно выбрать...
Фотоотчёт о занятии по нетрадиционной аппликации «Осень в лесу» в подготовительной...
В подготовительной группе я работала со своими ребятами по проекту "Многоликая природа" по нетрадиционной аппликации, где использовали разнообразные...
Картотека загадок по ФЭМП
Загадка-мудрый вопрос в форме замысловатого, как правило, ритмически организованного описания чего либо. В особенности они полезны для формирования...