Папки-передвижки

«Ознакомление с воздухом и его свойствами». Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста

Наталья Кондратенко
«Ознакомление с воздухом и его свойствами». Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Программные задачи:

1. Формировать конкретные представления о воздухе и его свойствах; закрепить знания о том, что воздух – условие жизни растений и животных, живые существа не могут обходиться без воздуха;

2. обогащать словарь детей за счёт новых слов, уточнять знания об их значении; продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя, пра-вильно согласовывать слова в предложении (роде, числе, падеже, следить за дикцией и интонационной выразительностью речи детей, развивать логическое мышление: умение сравнивать, делать выводы;

3. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему.

Публикация «„Ознакомление с воздухом и его свойствами“, Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Методы и приё мы:

Называние слов воспитателем, повторения, упражнения, указания, уточнения, исправления, побуждение к действиям, оценка, показ наглядности, вопросы к детям (с конспекта).

Словарная работа:

Клад, воздух, невидим, прозрачен; обнаруживать, опыт, лёгкие, выпуклый, вздувается, эксперимент; щекотание, прикосновение, пузырьки, сжат, всюду, воронка, колба, ископаемые.

Предварительная работа:

Объяснить значение новых слов, использование их в активной речи; проведение опытов, наблюдений, бесед, рассматривание иллюстраций: органов дыхания; чтение познавательной литературы из серии «Всё обо всём», «Что такое? Кто такой?», «Твоё тело», о воздухе, воде, воздухоплавании, стихийных бедствиях, полезных ископаемых, функции органов дыхания, игра на дыхание; рисование, рассматривание картин из серии «Природа и человек».

Оборудование:

Колба, пакет и кубики для воспитателя, пакеты по количеству детей; стаканы с пластилином на дне и прикрепленной к нему салфеткой для детей и воспитателя; аквариум с водой (круглый, воронка с шариком; стаканы с водой и соломинкой, губка, кусочек кирпича, ком земли, шарик для надувания, магнитофон, произведение Чайковского «Времена года» (ноябрь, ванночка с водой, по 2 листочка на ребёнка, салфетки, мяч.

Организация детей:

Стоя в полукруге, круге, движение по группе от одного оборудования к другому.

Ход занятия:

• Игра «Вежливые отгадки»

Дети становятся в круг, выбирается водящий; он встаёт в середину круга и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу, приговаривая:

Раз, два, три, четыре, пять,

Постарайся угадать,

Кто тебя сейчас похвалит,

Комплимент тебе подарит?

С последними словами дети останавливаются, воспитатель дотрагивается до одного из них. Он медленно произносит похвалу, а водящий должен узнать, кто произнёс комплимент, важно, чтобы дети не повторялись.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите много знать? Зачем?

Дети: Чтобы быть умными, хорошо учиться в школе, много знать…

Воспитатель: Будете внимательны:

Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух. (Викулов Сергей)

Какие три клада есть у природы?

Дети: У природы есть три клада – вода, земля, воздух.

Воспитатель: Для чего необходима человеку вода?

Дети: Для того, чтобы пить, готовить обед, стирать, умываться, чистить зубы, купаться…

Воспитатель: Прекрасно! Действительно, человеческий организм без воды существовать не может, потому, что больше, чем на половину состоит из воды. А для чего нужна людям земля?

Дети: Чтобы выращивать овощи и фрукты, сеять пшеницу, сажать цветы, строить дома, добывать полезные ископаемые…

Воспитатель: А можно землю назвать кормилицей? Ещё её называют «Земля – матушка», ведь мы – её дети и она кормит нас.

А без чего человек не может обойтись и пяти минут?

Дети: Без воздуха.

Воспитатель: Почему?

Дети: Человеку нужен воздух, чтобы дышать, он поступает в лёгкие.

Воспитатель: Чудесно! Сегодня поговорим о воздухе. Будем учиться его обнаруживать.

(Подходим к столу с демонстрационным материалом).

Воспитатель: Что это?

Дети: Колба.

Воспитатель: Верно. А что находится в колбе?

Дети: Ничего.

Воспитатель: Это не так, в колбе что – то есть, просто это что – то вы не видите. Сейчас я заполню пакет кубиками. Каким стал пакет?

Дети: Полный, выпуклый.

Воспитатель: Чем больше кубиков помещаю в пакет, тем он становится…

Дети: Больше выпуклый.

(Подходим к столу, где лежат пакеты по количеству детей).

Воспитатель: Возьмите по пакету и посмотрите, что в нём находится?

Дети: Ничего, он пуст.

Воспитатель: А сейчас скручивайте его со стороны отверстия. Что происходит?

Дети: Он надувается, становится выпуклым.

Воспитатель: Но ведь выпуклым он может быть тогда, когда в нём что – то есть. А что есть в пакете?

Дети: В пакете воздух.

Воспитатель: А был ли воздух в пакете до скручивания?

Дети: В нём ничего не было.

Воспитатель: А как воздух оказался в пакете? Неужели мы волшебники? Значит, воздух есть всюду. А в колбе есть воздух?

Дети: Конечно есть.

Воспитатель: Тогда почему мы его не видим?

Дети: Потому что он невидим и прозрачен.

Воспитатель: Может быть его можно определить по запаху? Давайте понюхаем. Пахнет?

Дети: Нет, не пахнет.

Воспитатель: Хотя воздух не имеет запаха, и не видим, всё равно его можно обнаружить.

(Переходим к столу с аквариумом).

Воспитатель: Сейчас я погружу стакан, отверстием вниз, в аквариум с водой а на дне стакана кусачек салфетки (погружаю на половину). Есть вода в стакане? Намокла салфетка? Если салфетка сухая, значит, воды в стакане нет. Почему?

Дети: Там есть воздух.

Воспитатель: А сейчас каждый проделает этот опыт сам. Подойдите к столу с ванночками с водой и погрузите стакан в воду, отверстием вниз. Опыт получился? Потрогайте салфетку, какая она?

Дети: Она осталась сухой, потому что там есть воздух.

Воспитатель: Оригинально! А вот ещё один опыт.

(У стола воспитателя с аквариумом).

(Опускаю воронку с надетым на её узкую часть надувным шариком в воду).

Воспитатель: Что происходит? Почему?

Дети: Шарик надувается, потому что там воздух.

Воспитатель: Сообразили! Помашите рукой у лица. Какое ощущение вы испытываете?

Дети: Нежное щекотание, лёгкий ветерок.

Воспитатель: Подуйте на руку. Что чувствуете? Подойдите к своим столам и возьмите по соломинке, а теперь подуйте через соломинку. Что ощущаете?

Дети: Лёгкий, тёплый ветерок.

Воспитатель: А зачем мы наблюдали на прогулке?

Дети: За ветром.

Воспитатель: Верно. С ветром можно играть? Что мы пускали?

Дети: Самолётики.

Воспитатель: Ветер – это поток воздуха, если он помогает лететь самолётику, значит, у воздуха есть…

Дети: Сила.

Воспитатель: Что ещё может перемещать ветер?

Дети: Листья, облака, перья…

Воспитатель: Какой звук издаёт ветер?

Дети: Ш – ш – ш.

ФИЗМИНУТКА

Дует, дует ветер Руки вверх, качаем влево, вправо

Дует, задувает. Руки вперёд, качаем вправо, влево

Жёлтые листочки Медленно присесть, руки с листочками

положить на коврик.

С дерева срывает.

И летят листочки, Встать и плавно кружиться.

Прямо по дорожке.

Падают листочки, Присесть и положить листочки возле ног.

Прямо нам под ножки.

Воспитатель: Подойдите к столам со стаканами. О чём мы говорили? Хотя, воздух невидим, его можно ощутить, но только по – разному. Возьмите соломинку и подуйте в стакан с водой. Что происходит? Почему они образуются?

Дети: Видны пузырьки. Выдыхаем воздух и его видим пузырьками.

Воспитатель: Что вы видите на стенках стакана?

Дети: Маленькие пузырьки.

Воспитатель: Значит в воде тоже есть воздух. (показываю губку).

Что это? Что происходит с отверстиями губки?

Дети: Губка. В отверстиях находится воздух.

Воспитатель: Правильно. А что происходит, если губку погрузить в воду?

Дети: Выходит воздух и в воде появляются пузырьки (проводим опыт).

Воспитатель: А если в воду погрузить кусочек кирпича? Что вы видите?

Дети: В кирпиче тоже есть воздух, потому что появляются пузырьки.

Воспитатель: Максим, погрузи в воду ком земли. Что происходит?

Дети: Тоже образовались пузырьки.

(надуваю воздушный шарик, возле демонстрационного стола).

Воспитатель: Что произошло?

Дети: Шарик наполнился воздухом.

Воспитатель: Почему?

Дети: Внутри человека тоже есть воздух – в лёгких.

Воспитатель: Если шарик развязать, то воздух с шумом выйдет из него. Почему?

Дети: Потому что много воздуха.

Воспитатель: Потому что воздух был сжат. А если переполнить шар воздухом, что произойдёт?

Дети: Он лопнет.

Воспитатель: Вот сколько нового мы узнали о воздухе. Что мы проводили?

Дети: Опыты.

Воспитатель: Давайте вспомним, что вы узнали о воздухе?

Дети: Воздух невидим, сжимается, обладает силой, не имеет цвета и запаха, находится всюду.

Воспитатель: А вы знаете, что воздух бывает и вреден. Когда?

Дети: Если в нём есть дым, выхлопные газы от автомобилей и человеку трудно дышать.

Воспитатель: А если воздух быстро движется. Что происходит?

Дети: Это ураган, смерч. Ломает деревья, сносит крыши домов…

Воспитатель: Разве человек не в силах остановить ураган?

Дети: Нет. С силой природы бороться очень сложно.

Воспитатель: Это природное явление и человек перед ним бессилен.

А что можно сделать, чтобы воздух стал чище?

Дети: Очищать: сажать различные растения.

Воспитатель: изготавливать очистительные сооружения, конструировать машины так, чтобы не было выхлопных газов. Чистота – залог здоровья!

Много интересного, вы узнали о воздухе. Как интересна природа вокруг и с каждым днём вы будите узнавать всё больше и больше. А сейчас поиграем в игру.

• Словесная игра «Природа и человек»

Провести беседу с детьми о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется.

Отвечать можно после того, как поймал мяч. Назвавший предмет, бросает мяч другому участнику.

Воспитатель: Человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям, и в тоже время люди бережно относятся к ней: охраняют леса от пожаров, очищают реки, озёра, охраняют животных и птиц.

Литература

1. А. К. Бондаренко Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1985.

Публикации по теме:

Дует, дует, ветерок. Конспект занятия по ознакомлению с воздухом. Дует, дует, ветерок. Программные задачи. - Формировать представления детей о воздухе и его.

НОД «Наблюдение за воздухом (Невидимка-воздух)» Цели: -подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас Задачи: -дать представление о том, что он занимает место и обладает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Ознакомление с воздухом и его свойствами». Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 мая 2013 в 16:09
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Ознакомление с воздухом и его свойствами». Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кондратенко (УИ 106989) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД