Наталья Кондратенко
«Ознакомление с воздухом и его свойствами». Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Формировать конкретные представления о воздухе и его свойствах; закрепить знания о том, что воздух – условие жизни растений и животных, живые существа не могут обходиться без воздуха;
2. обогащать словарь детей за счёт новых слов, уточнять знания об их значении; продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя, пра-вильно согласовывать слова в предложении (роде, числе, падеже, следить за дикцией и интонационной выразительностью речи детей, развивать логическое мышление: умение сравнивать, делать выводы;
3. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему.
Публикация «„Ознакомление с воздухом и его свойствами“, Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Методы и приё мы:
Называние слов воспитателем, повторения, упражнения, указания, уточнения, исправления, побуждение к действиям, оценка, показ наглядности, вопросы к детям (с конспекта).
Словарная работа:
Клад, воздух, невидим, прозрачен; обнаруживать, опыт, лёгкие, выпуклый, вздувается, эксперимент; щекотание, прикосновение, пузырьки, сжат, всюду, воронка, колба, ископаемые.
Предварительная работа:
Объяснить значение новых слов, использование их в активной речи; проведение опытов, наблюдений, бесед, рассматривание иллюстраций: органов дыхания; чтение познавательной литературы из серии «Всё обо всём», «Что такое? Кто такой?», «Твоё тело», о воздухе, воде, воздухоплавании, стихийных бедствиях, полезных ископаемых, функции органов дыхания, игра на дыхание; рисование, рассматривание картин из серии «Природа и человек».
Оборудование:
Колба, пакет и кубики для воспитателя, пакеты по количеству детей; стаканы с пластилином на дне и прикрепленной к нему салфеткой для детей и воспитателя; аквариум с водой (круглый, воронка с шариком; стаканы с водой и соломинкой, губка, кусочек кирпича, ком земли, шарик для надувания, магнитофон, произведение Чайковского «Времена года» (ноябрь, ванночка с водой, по 2 листочка на ребёнка, салфетки, мяч.
Организация детей:
Стоя в полукруге, круге, движение по группе от одного оборудования к другому.
Ход занятия:
• Игра «Вежливые отгадки»
Дети становятся в круг, выбирается водящий; он встаёт в середину круга и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу, приговаривая:
Раз, два, три, четыре, пять,
Постарайся угадать,
Кто тебя сейчас похвалит,
Комплимент тебе подарит?
С последними словами дети останавливаются, воспитатель дотрагивается до одного из них. Он медленно произносит похвалу, а водящий должен узнать, кто произнёс комплимент, важно, чтобы дети не повторялись.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите много знать? Зачем?
Дети: Чтобы быть умными, хорошо учиться в школе, много знать…
Воспитатель: Будете внимательны:
Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух. (Викулов Сергей)
Какие три клада есть у природы?
Дети: У природы есть три клада – вода, земля, воздух.
Воспитатель: Для чего необходима человеку вода?
Дети: Для того, чтобы пить, готовить обед, стирать, умываться, чистить зубы, купаться…
Воспитатель: Прекрасно! Действительно, человеческий организм без воды существовать не может, потому, что больше, чем на половину состоит из воды. А для чего нужна людям земля?
Дети: Чтобы выращивать овощи и фрукты, сеять пшеницу, сажать цветы, строить дома, добывать полезные ископаемые…
Воспитатель: А можно землю назвать кормилицей? Ещё её называют «Земля – матушка», ведь мы – её дети и она кормит нас.
А без чего человек не может обойтись и пяти минут?
Дети: Без воздуха.
Воспитатель: Почему?
Дети: Человеку нужен воздух, чтобы дышать, он поступает в лёгкие.
Воспитатель: Чудесно! Сегодня поговорим о воздухе. Будем учиться его обнаруживать.
(Подходим к столу с демонстрационным материалом).
Воспитатель: Что это?
Дети: Колба.
Воспитатель: Верно. А что находится в колбе?
Дети: Ничего.
Воспитатель: Это не так, в колбе что – то есть, просто это что – то вы не видите. Сейчас я заполню пакет кубиками. Каким стал пакет?
Дети: Полный, выпуклый.
Воспитатель: Чем больше кубиков помещаю в пакет, тем он становится…
Дети: Больше выпуклый.
(Подходим к столу, где лежат пакеты по количеству детей).
Воспитатель: Возьмите по пакету и посмотрите, что в нём находится?
Дети: Ничего, он пуст.
Воспитатель: А сейчас скручивайте его со стороны отверстия. Что происходит?
Дети: Он надувается, становится выпуклым.
Воспитатель: Но ведь выпуклым он может быть тогда, когда в нём что – то есть. А что есть в пакете?
Дети: В пакете воздух.
Воспитатель: А был ли воздух в пакете до скручивания?
Дети: В нём ничего не было.
Воспитатель: А как воздух оказался в пакете? Неужели мы волшебники? Значит, воздух есть всюду. А в колбе есть воздух?
Дети: Конечно есть.
Воспитатель: Тогда почему мы его не видим?
Дети: Потому что он невидим и прозрачен.
Воспитатель: Может быть его можно определить по запаху? Давайте понюхаем. Пахнет?
Дети: Нет, не пахнет.
Воспитатель: Хотя воздух не имеет запаха, и не видим, всё равно его можно обнаружить.
(Переходим к столу с аквариумом).
Воспитатель: Сейчас я погружу стакан, отверстием вниз, в аквариум с водой а на дне стакана кусачек салфетки (погружаю на половину). Есть вода в стакане? Намокла салфетка? Если салфетка сухая, значит, воды в стакане нет. Почему?
Дети: Там есть воздух.
Воспитатель: А сейчас каждый проделает этот опыт сам. Подойдите к столу с ванночками с водой и погрузите стакан в воду, отверстием вниз. Опыт получился? Потрогайте салфетку, какая она?
Дети: Она осталась сухой, потому что там есть воздух.
Воспитатель: Оригинально! А вот ещё один опыт.
(У стола воспитателя с аквариумом).
(Опускаю воронку с надетым на её узкую часть надувным шариком в воду).
Воспитатель: Что происходит? Почему?
Дети: Шарик надувается, потому что там воздух.
Воспитатель: Сообразили! Помашите рукой у лица. Какое ощущение вы испытываете?
Дети: Нежное щекотание, лёгкий ветерок.
Воспитатель: Подуйте на руку. Что чувствуете? Подойдите к своим столам и возьмите по соломинке, а теперь подуйте через соломинку. Что ощущаете?
Дети: Лёгкий, тёплый ветерок.
Воспитатель: А зачем мы наблюдали на прогулке?
Дети: За ветром.
Воспитатель: Верно. С ветром можно играть? Что мы пускали?
Дети: Самолётики.
Воспитатель: Ветер – это поток воздуха, если он помогает лететь самолётику, значит, у воздуха есть…
Дети: Сила.
Воспитатель: Что ещё может перемещать ветер?
Дети: Листья, облака, перья…
Воспитатель: Какой звук издаёт ветер?
Дети: Ш – ш – ш.
ФИЗМИНУТКА
Дует, дует ветер Руки вверх, качаем влево, вправо
Дует, задувает. Руки вперёд, качаем вправо, влево
Жёлтые листочки Медленно присесть, руки с листочками
положить на коврик.
С дерева срывает.
И летят листочки, Встать и плавно кружиться.
Прямо по дорожке.
Падают листочки, Присесть и положить листочки возле ног.
Прямо нам под ножки.
Воспитатель: Подойдите к столам со стаканами. О чём мы говорили? Хотя, воздух невидим, его можно ощутить, но только по – разному. Возьмите соломинку и подуйте в стакан с водой. Что происходит? Почему они образуются?
Дети: Видны пузырьки. Выдыхаем воздух и его видим пузырьками.
Воспитатель: Что вы видите на стенках стакана?
Дети: Маленькие пузырьки.
Воспитатель: Значит в воде тоже есть воздух. (показываю губку).
Что это? Что происходит с отверстиями губки?
Дети: Губка. В отверстиях находится воздух.
Воспитатель: Правильно. А что происходит, если губку погрузить в воду?
Дети: Выходит воздух и в воде появляются пузырьки (проводим опыт).
Воспитатель: А если в воду погрузить кусочек кирпича? Что вы видите?
Дети: В кирпиче тоже есть воздух, потому что появляются пузырьки.
Воспитатель: Максим, погрузи в воду ком земли. Что происходит?
Дети: Тоже образовались пузырьки.
(надуваю воздушный шарик, возле демонстрационного стола).
Воспитатель: Что произошло?
Дети: Шарик наполнился воздухом.
Воспитатель: Почему?
Дети: Внутри человека тоже есть воздух – в лёгких.
Воспитатель: Если шарик развязать, то воздух с шумом выйдет из него. Почему?
Дети: Потому что много воздуха.
Воспитатель: Потому что воздух был сжат. А если переполнить шар воздухом, что произойдёт?
Дети: Он лопнет.
Воспитатель: Вот сколько нового мы узнали о воздухе. Что мы проводили?
Дети: Опыты.
Воспитатель: Давайте вспомним, что вы узнали о воздухе?
Дети: Воздух невидим, сжимается, обладает силой, не имеет цвета и запаха, находится всюду.
Воспитатель: А вы знаете, что воздух бывает и вреден. Когда?
Дети: Если в нём есть дым, выхлопные газы от автомобилей и человеку трудно дышать.
Воспитатель: А если воздух быстро движется. Что происходит?
Дети: Это ураган, смерч. Ломает деревья, сносит крыши домов…
Воспитатель: Разве человек не в силах остановить ураган?
Дети: Нет. С силой природы бороться очень сложно.
Воспитатель: Это природное явление и человек перед ним бессилен.
А что можно сделать, чтобы воздух стал чище?
Дети: Очищать: сажать различные растения.
Воспитатель: изготавливать очистительные сооружения, конструировать машины так, чтобы не было выхлопных газов. Чистота – залог здоровья!
Много интересного, вы узнали о воздухе. Как интересна природа вокруг и с каждым днём вы будите узнавать всё больше и больше. А сейчас поиграем в игру.
• Словесная игра «Природа и человек»
Провести беседу с детьми о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется.
Отвечать можно после того, как поймал мяч. Назвавший предмет, бросает мяч другому участнику.
Воспитатель: Человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям, и в тоже время люди бережно относятся к ней: охраняют леса от пожаров, очищают реки, озёра, охраняют животных и птиц.
Литература
1. А. К. Бондаренко Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1985.