Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к национальной культуре

Ольга Романенко
Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к национальной культуре

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Патриотическое воспитание - понятие ёмкое. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина влечений. Потому-то всё, что усвоено в этот период: знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо уровнять до детей определенной возрастной категории: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном возрасте, может совершенно не восприниматься младшим дошкольником и наоборот. Работа должна проходить с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно - прикладного искусства, диафильмов, слайдов, использовать мини-музеи.

Пути и средства патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре включают в себя:

- понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях;

-взгляды на патриотизм в летописях;

- русские народные былины, как средство воспитание патриотизма (любовь к Родине, готовность стать на защиту родной земли);

Роль русских сказок в процессе любви к Родине, к своему народу, к природе родного края, сказки о солдатской дружбе и прочее.

- героическо-патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль;

- русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости. Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней.

"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о памятниках, литературе, языке, живописи. Народные отличия сохранятся и в веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачев).

Именно поэтому при знакомстве с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. Для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым, и возрождать то. Что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству личности. При ознакомлении детей дошкольного возраста с традициями, праздниками прошлого, надо брать только то. Что сделает их лучше, чище, духовно богаче. Это знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской: Святой Преподобный Сергий Родонежский, это и князь Александр Невский, знамение слова которого: «Не в силе Бога, а в правде» до сих пор помнят потомки. Это князь Дмитрий Донской, великие полководцы – М. И Кутузов, А. В Суворов. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей. Народное воспитание имеет еще одно преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек – женщин-матерей.

В основу патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре положены важные стратегические принципы современной системы русского образования6

-профессиональная компетентность, основанная на личностно – ориентированном взаимодействии с ребенком;

- сохранение самоценности дошкольного периода, как созидательного, раскрывающего ребенку окружающий мир и высокую духовность национальной культуры;

- сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игру;

- взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности – как главный принцип формирования творческой активной личности ребенка;

- единство тематических целей и специфичность средств выразительности каждого вида искусства в отдельности.

В практической деятельности способствует решению большинства воспитательных задач:

1. Формированию эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой на высокохудожественные произведения, исторические факты становления и развития национальной культуры, ее традиции и обычаи.

2. Развитию активности творческого потенциала нравственных начал у дошкольника через осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении.

3. совершенствованию коммуникабельности среди взрослых и сверстников.

4. Соприкосновению дошкольника с высоконравственными идеалами общечеловеческих ценностей к национальной культуре мирового значения.

При помощи практического и методического материала по данной теме, учитывая возрастные особенности детей, в качестве патриотических задач выделено:

- разработка системы работы по ознакомлению дошкольников с культурой русского народа;

- составление перспективных планов для обучения и воспитания детей;

- разработка цикла практических занятий с детьми;

- формирование у детей потребности в применении полученных знаний в самостоятельной деятельности (художественно продуктивная, музыкальная);

- разработка системы работы с родителями по ознакомлению дошкольников с историей и культурой народа (посиделки, именины, развлечения, экскурсии и т. Д.).

Решить возникшие задачи может организационный процесс обучения:

1. Научить детей играть в русские народные игры.

2. Помочь ребенку использовать в активной речи русский фольклор.

3. Учить соотносить увиденное в природе с народными приметами.

4. Осмысленное и активное участие детей в проведении календарно-обрядовых праздников.

5. Познакомить детей с былинными и сказочными героями, научить узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

6. Знать историю русского костюма, его элементы, уметь объяснить значение украшений костюмов.

7. Уметь различать изделия различных народных промыслов.

8. Создать детско-взрослое сообщество, приобщая родителей к решению данной проблемы в условиях ДУ и семьи.

9. Зажечь в ребенке искру любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитывать патриотов.

Учитывая, что в этом возрасте только начинают формироваться у детей навыки, нравственные умения и привычки следует пользоваться следующими методами и приемами нравственного воспитания у детей:

- музыкальные занятия;

- комбинированные занятия;

- развлечения;

- экскурсии и наблюдения;

- народные подвижные игры;

- кукольный театр;

- драматизация;

- чтение художественной литературы;

- рассматривание картин, фотографии, использование фонотеки;

- посещение музеев;

- работа с семьей.

Одновременно с этим создается развивающая среда по означенной теме. Первые шаги в этом направлении показывают, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступке зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить» необычные для теперешнего быта вещи, подбираются предметы старинного русского быта. Большую помощь в патриотическом воспитании оказывает музей на базе группы. Материалы экспозиций музея систематизированные и представленные для детей в доступной форме, дают детям реальную возможность соприкоснуться с историей своего народа, своего Отечества. Музей, это обучающая и развивающаяся среда, которая дает самый существенный результат в воспитании будущего гражданина. Работа музея предусматривает:

- выход на детей-дошкольников;

- выход на дошкольников близлежащих садов;

- выход на родителей (консультации, экскурсии, беседы);

- выход на ветеранов;

- сотрудничество со школами города.

Всем хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства, и того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

Публикации по теме:

Духовно-нравственные основы патриотического воспитания дошкольников посредством приобщения их к культуре Терского казачества Проблема и актуальность: Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми,.

Методы и приемы приобщения дошкольников к мордовской национальной культуре Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников посредством приобщения их к традициям и быту казаковВоспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников посредством приобщения их к традициям и быту казаков Познавательный макет "На Кубани мы живём" воспитатель МБДОУ №9 "Золотой петушок" г. Тихорецка Серова Марина ВладимировнаПредоставленный.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к культуре народов Поволжья План саморазвития по теме «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к культуре народов Поволжья» Федорцовой.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к традициям и быту кубанских казаков ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ «Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к традициям.

Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников путём их приобщения к историческим и культурным ценностям края, села» Педсовет на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников путём их приобщения к историческим и культурным ценностям края, села». Цель:.

Семинар для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»Семинар для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям» Семинар для педагогических работников «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям».

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к историко-культурным» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к историко-культурным традициям русского народа Эта тема стала.

Статья: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к историко-культурным традициям» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к историко-культурным традициям русского народа Эта тема стала.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к национальной культуре
Опубликовано: 10 марта 2018 в 12:10
+48Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Детский мастер-класс по ручному труду «Зонтик для Осени»
Детский мастер – класс по ручному труду «Зонтик для Осени» ребята выполняли в смешанных техниках – аппликация и природный материал – разноцветные...
Наш цветник в детском саду
Трудно представить себе детский сад летом без цветочных клумб. Они способны преобразить даже самый скучный участок и добавить в него ярких, радующих глаз...
Художественно-познавательный проект в старшей группе детей с ООП «Знакомство с...
Художественно-познавательный проект в старшей группе ( 5- 6 лет) детей с ООП Проектная идея: Провести цикл мероприятий по художественно-эстетической и...