Шавшаева Наталья
Патриотизм прививаем с детства
▼ Скачать + Заказать документы
Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говориться в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015гг» утвержденной Правительством РФ». Вот что в ней сказано
«Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества.
Публикация «Патриотизм прививаем с детства» размещена в разделах
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Военно-патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания, направленное на формирование у граждан готовности к военной службе как особому виду государственной службы.
Система патриотического воспитания — это совокупность субъектов патриотического воспитания, нормативно-правовая и духовно-нравственная база воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.
Государственная поддержка патриотического воспитания – это совокупность выработанных органами государственной власти мер экономического, организационного и правового характера, направленных на создание благоприятных условий для патриотической работы».
Одним из проявлений любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на ее защиту, чему немало примеров в истории нашей страны. Надо обязательно рассказывать об этом дошкольникам.
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ и между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».
Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков. Это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Для дошкольника Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Поэтому профессиональное взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.
Поэтому, нравственно-патриотическое воспитания является важнейшим направлением воспитательной работы, что и отражено в ФГОС.
Патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Оригинальность и новизна предложенных подходов в части воспитания у детей дошкольного возраста патриотических качеств нашло отражение в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте ДО в соответствии с п. 2.10 «Объем обязательной части Программы составляет 60% от её общего объема : части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%» и в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», которая сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. Региональное содержание дошкольного образования позволяет организовать в детском саду систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению детей с основами краеведения, культурой и историей родного края на уровне их понимания.
Опыт по привитию детям патриотических качеств содержит теоретические и практические материалы, помогающие организовать работу по воспитанию чувства патриотизма у детей.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему Отечеству Любви к своим близким на основе разнообразных форм работы.
Задачи:
Образовательные: знакомить с символикой государства, родного края, города: флаг, герб, гимн; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, деревень и т. д.).
Развивающие задачи: расширять представления об истории, географии, культуре нашей родины России, родного края, города; развивать интерес к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям и традициям мордовского народа; развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь и привязанность к семье, родному краю, детскому саду; воспитывать любовь к Родине, к своей республике, городу, природе через непосредственное общение с ней, воспринимать ее красоты и многообразия; формировать чувство уважения и симпатии к людям разных национальностей.
Учитывая возрастные, психологические особенности и возможности дошкольного возраста, в рамках данного опыта определены следующие разделы:
Раздел «»Семейный круг» включает в себя: расширение представлений детей о своей семье, родословной; расширение представлений о дошкольном учреждении; знакомство с ближайшим окружением, социальными объектами расположенных рядом с детским садом; формирование представлений о профессиях взрослых; обогащение представлений о себе и своих сверстниках.
Раздел «Моя страна – Россия» включает в себя: расширение элементарных представлений о своей стране России, ее столице – город Москва; приобщение к истокам русской народной культуры, ее традициям и обычаям; знакомство с государственной символикой: флаг, герб, гимн; раскрытие перед детьми ценности окружающего мира.
Раздел «Святые наши имена» раздел включает освоения историко-культурного наследия России с опорой на памятные даты именинного календаря.
Раздел «Люби и знай свою малую Родину» включает в себя: формирование знаний об историческом прошлом и настоящем родного края; расширение знаний о богатствах и достоянии Мордовии и города Ковылкино; знакомство с земляками и знаменитыми людьми; формирование любви красоте родной природы.
Раздел «Наши праздники и традиции» включает в себя: расширение элементарных представлений о праздниках и традициях родного города, своей группы, формирование знаний о государственных праздниках своей страны.
В основу опыта положены методы, предложенные Н. Н. Поддьякова: обучения и расширения знаний; повышения познавательной активности; установления связи между различными видами деятельности; стимулирования эмоциональной активности и программе «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду «под редакцией М. Ю. Новицкая.
Важным условием реализации программного – методического комплекса стало тесное взаимодействие детского сада и семьи на основе сотрудничества. Создание данной общности детей, воспитателей и родителей выступает как основа реализации программы.