Ирина Пещерова
Педагоги и родители — социальные партнеры воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития необходимо взаимодействие семьи и педагога. В ДОУ ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность.
Основная особенность семейного воспитания – эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство само ценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. По большому счету ответственность за воспитание ребенка несут родители, а ДОУ лишь призвано помочь, поддержать, направить и дополнить их воспитательную деятельность.
Публикация «Педагоги и родители — социальные партнеры воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
(сл. 2) Взаимодействие с семьей – важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения – системообразующее ядро каждой образовательной программы. Поэтому необходимы взаимодействие и преемственность между педагогом и семьей.
Детский сад – мир радости для детей. Мы, педагоги, в этом мире дарим радость общения детям, становимся их друзьями и партнерами в любых делах, помогаем каждому развивать свои потенциальные возможности.
(сл. 3) Цель: Повышение качества воспитания и образования детей.
Задачи:
• реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду;
• создавать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
• активизировать и обогащать воспитательные и образовательные умения родителей;
• изучать, обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания;
• обогащать опыт межличностного общения детей, родителей и педагогов.
Принципы организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников :
• доброжелательность, доверие, открытость;
• целенаправленность, систематичность, плановость;
• дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи.
Проанализировав состояние системы воспитания и обучения детей нашей группы за предыдущие годы, мы решили предоставить возможность нашим родителям и детям сблизиться, научить их навыкам доверительного, эмоционально-комфортного общения, вовлечь родителей в единое пространство детского развития.
(сл. 4) В связи с этим мы разработали проект «Дружная семейка». Сотрудничество педагога и семьи в контексте с ФГОС», мотивируя выбор темы тем, что старые формы работы с семьей недостаточны и не всегда дают положительный результат.
Основная идея проекта: создание и внедрение в образовательный процесс группы новых форм работы с семьями воспитанников, которые позволят установить эффективное и целенаправленное взаимодействие педагогов и родителей в рамках социального партнерства.
В проекте принимают участие педагоги, которые работают с воспитанниками нашей группы, родители, бабушки, дедушки воспитанников и, конечно же, сами воспитанники.
Реализация проекта проходит в три этапа. Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо их знать. На первом этапе реализации проекта мы проанализировали социальный состав родителей, их настрой и ожидания от пребывания ребенка в детском саду.
(сл. 5) Сначала мы провели родительское собрание, где выбрали родительский комитет, затем мы предложили свой проект по объединению, как детей, так и родителей группы. Проект был одобрен и принят родительским комитетом. Состав родительского комитета работает активно и слаженно. Каждое решение комитета не оставалось без результата – каждому празднику и развлечению были пошиты костюмы и атрибуты. На данный момент идёт работа по проектированию костюмов к конкурсу «Горошинки». Такая совместная работа позволила отразить многообразие форм работы.
Так же проведение анкетирования, личных бесед помогло нам правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
В ходе реализации второго этапа проекта мы используем как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями. (сл. 6) Пополняется информацией стенд для родителей, меняется тематика папок-раскладушек, работает почта - доверия.
(сл. 7) Регулярно проводятся индивидуальные консультации, родительские собрания, мастер-классы, педагогические мастерские, практикумы, круглые столы, тренинги.
(сл. 8) Новогоднее представление не обходится без участия родителей. Это и составление сценария, и подготовка сюрпризов, изготовление декораций, подготовка костюмов. Роль папы в воспитании детей переоценить трудно. Практически любое спланированное с детьми дело не обходится без их участия. В ходе проекта был организован спортивно-развлекательный досуг «Зарница», целью которого было привлечение мужчин к воспитанию детей. Для мероприятия родители оформили участок, подготовили спортивный инвентарь для проведения игр, была приготовлена настоящая солдатская каша в термосе. (сл. 9) На праздник «Масленица» папы изготовили «чучело, мамы напекли блинов, и все дружно участвовали в конкурсах, (сл. 10) Были организованы совместные походы в сосновый бор, мужественные, крепкие, сдержанные папы, резвились, как маленькие дети, показали, что они, не только сильные, но и творческие, интеллектуальные люди. Вовлекаем наших пап и в образовательный процесс, так на тематической неделе «Профессии», папа воспитанницы Шукаевой Алины, сотрудник полиции в доступной для детей форме рассказал о своей важной и ответственной работе. Совместно с родителями была оформлена выставка «Профессии моих родителей». Целью было, заинтересовать и приобщить родителей к совместной деятельности с их детьми, к поиску интересной информации о профессиях.
(сл. 11) Самыми частыми гостями и активными участниками развлечений и праздников, конечно же, являются наши любимые мамы и бабушки. Участие в совместных мероприятиях «Супер мама», «Мамой жизнь озарена» и многие другие. Дети с удовольствием демонстрируют свои таланты любимым родителям. Готовят своими руками подарки и видео - поздравления. Такие мероприятия сближают родителей, детей и педагогов, повышают авторитет родителей в глазах ребенка. Совместно с родителями мы оформляем фотовыставки, стенгазеты, коллажи, творческую галерею. Педагоги и родители выступают как единая семья, где объединяются интересы на благо воспитания и развития детей.
(сл. 12) Активно сотрудничая, мы пополнили предметно-развивающую среду в группе новым оборудованием: разными видами игр, спортивным традиционным и нетрадиционным оборудованием, детской мебелью, игрушками для девочек и мальчиков, художественной литературой, канцелярскими товарами для художественного творчества. В ходе проекта была проведена Акция «Все лучшее детям». (сл. 13) Родители оказали помощь в оформлении летнего участка, построили новую песочницу, деревянный домик, спортивный комплекс. С их помощью игры на нашем участке принесли много радости и веселья для наших воспитанников. Не один ремонт не обходится без участия родителей.
(сл. 14) И, конечно же, ни одна выставка в группах не обходиться без участия семьи, тут подключаются и бабушки, и старшие сестры и братья, их творческому воображению и фантазии нет конца: «Осенние фантазии», «Мастерицы!» ко дню Матери, «Елочка – красавица!» и т. д. Принимают участие в конкурсах и викторинах таких как: районные «Туристическая семья», «Супер - мама», Всероссийские «Солнечный круг», «Рождественская сказка», «Путешествуй с пони», «Светофор», районная выставка, посвященная Дню работника сельского хозяйства «Дары осени», конкурс художественного творчества «С днем рождения, район», районный конкурс чтецов, посвященный 70 –летию Победы в Вов и 80 – летию Таврического района, выставка декоративно-прикладного искусства, посвященная году Российской истории «Я - человек земли родной» и многие другие.
(сл. 15) Благодаря плодотворному и тесному сотрудничеству родителей и педагогов, а также непосредственное участие детей в добрых делах. Наши дошкольники участвовали в акции, посвященной празднованию дня пожилых людей «Передай добро по кругу». Воспитанники средней группы посетили БСУСО «Таврический ДИ» с концертом «Праздник весны» для людей, живущих и работающих в нём, а также с концертом, посвящённым празднованию Дня Победы. Ребята подготовили тематические песни, танцы, стихи, а также подарили на память сувениры, сделанные своими руками.
В рамках практического этапа планируется совершенствование информационного уголка для родителей, организация выставок совместных творческих работ «родители-дети», фоторепортажи о проведении совместных мероприятий, видеоролики о жизни группы, тематические фотоколлажи, а также «День добрых дел».
Такая форма работы заинтересовала не только родителей, но и весь социальный контингент. Сначала родители участвовали в мероприятиях группы и сада по общему плану, а затем стали предлагать свои проекты проведения мероприятий.
(сл. 16) Третий этап направлен на анализ, обобщение и распространение опыта. Мы считаем, что внедрение результатов проекта в нашу работу позволит создать условия для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников.
Несмотря на то, что реализация нашего проекта еще не завершена, можно смело утверждать, что использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашей группы даё т положительные результаты: меняется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел группы и незаменимыми помощниками воспитателей.
(сл. 17) Проект с сентября 2014 по 30 мая 2017 года