Наталья Русмиленко
Педагогическая технология музыкально-ритмического развития старших дошкольников в хороводных играх
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРЯНОЧКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.»
«Педагогическая технология
музыкально – ритмического
развития старших дошкольников
в хороводных играх»
Подготовила:
Русмиленко Наталья Евгеньевна
Публикация «Педагогическая технология музыкально-ритмического развития старших дошкольников в хороводных играх» размещена в разделах
Музыкальный руководитель первой категории
МБДОУ «Северяночка»
с. Горки
15 декабря 2012 года
Есть внутренняя музыка души.
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум. Не заглуши
Её с годами буднями и бытом!
Она таится, в глубине святя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Её имеют многие.
Дитя лишь обладает ею в совершенстве.
Е. Винокуров.
Цель:
Раскрытие индивидуальных музыкально – ритмических и творческих возможностей детей старшего дошкольного возраста в доступной и интересной для них игровой форме.
Краткое теоретическое обоснование педагогической технологии.
1. Развитие эмоций и чувств дошкольника, его раскрепощение, создание максимально комфортной ситуации общения детей друг с другом и с педагогом – приоритетная задача каждого педагога, любого дошкольного образовательного учреждения.
2. Хороводные игры, хорошо знакомые каждому человеку с детства, являются интегративной деятельностью, органично сочетающей в себе игру и эмоциональное общение детей, побуждающей их к индивидуальным музыкально – ритмическим и творческим проявлениям.
3. Хороводная игра как произведение народного творчества интересна ребенку тогда, когда в нее можно вводить элементы новизны: придумывать новое движение, новый игровой ход, новую двигательную интерпретацию текста.
4. Хороводная игра как произведение народного искусства осваивается ребенком по законам художественной деятельности: восприятие художественного образа, его музыкально – ритмическое исполнение и сочинение (подбор движений). В этой деятельности главным является восприятие и интерпретация художественного образа. Необходимо помочь ребенку понять и передать характеры и эмоции игровых персонажей.
5. Хороводная игра - действие коллективное. Каждый ребенок может в ходе ее разучивания найти место в соответствии со своими возможностями – стать зрителем этих игр, танцуя в хороводе, исполнителем главных ролей или сочинителем хоровых сюжетов. Это приводит к тому, что дети вместе начинают играть, водить хороводы, обсуждают игровые замыслы и сочиняют игры.
6. Музыкальный руководитель выступает для ребенка инициатором хороводной игры. Художественный характер хороводов придает взаимоотношения педагога и дошкольников черты, свойственные общению между театральным режиссером и актерами. Взрослому необходимо самому видеть, понимать и чувствовать заложенный в играх образ. Его задача – найти такие подходы к ребенку, которые способствовали бы пониманию детьми характера художественного образа.
При этом ни в коем случае нельзя ограничиваться показом музыкально – ритмических двигательных образцов и требованием их копирования. Показ как прем обучения должен использоваться в сочетании с совместным анализом о характере игрового образа.
7. Для сохранения игровой ситуации хороводной игры важно обеспечить активную позицию ребенка в процессе ее освоения. Партнерский стиль общения позволит детям проявлять музыкально – ритмическое и творческое начало не под руководством педагога, а вместе с ним. Результатом такого взаимодействия будет проявление у дошкольников мотивов для музыкально – ритмической и творческой деятельности и потребности в самовыражении.
8. Ребенок станет активным участником и творцом хороводной игры в том случае, если:
- игра будет активно практиковаться, бытовать в его жизни;
-ребенок умеет исполнять хоровод, играть в хороводную игру;
- в группе будет создана атмосфера для музыкально – ритмического творчества;
- ребенок знает жанры фольклора и их особенности.
Условия реализации технологии :
1. Педагогическая технология реализуется музыкальным руководителем и воспитателем.
2. Содержанием педагогической технологии являются хорошо знакомые педагогами хороводные игры, а также русские народные потешки и считалки.
Считалки: «Катится горох», «Я куплю себе дуду», «Шла кукушка», «Чики – брики», «Аты – баты» и т. д.
Потешки: «Еду, еду к бабе, к деду», «Волк – волчок», «Летели кукушки», «А я умница – разумница», «Лиса по лесу бежала», «Вскочил козел» и т. д.
Хороводные игры : «Солнышко – ведрышко», «Как у нашкго кора», «Репка», «Заинька», ««Как у наших у ворот», «А мы просо сеяли», «Ой, вставала я ранешенько», «Ворон», «На горе - то калина», «Кот Васька», ««Земелюшка – чернозем», «Я на камушке сижу, «Козел».
Использованная литература:
«Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста»
А. Г. Гогоберидзе. Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2010 год