Галина Одегова
Педагогические приемы, используемые в воспитании культурно-гигиенических навыков
▼ Скачать + Заказать документы
Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения и имеет следующие задачи:
• приучить детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу;
• уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
• дать детям знания о том, как и с помощью каких приборов употреблять в пищу те или иные блюда (хлеб, котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка);
• познакомить с разновидностями посуды (чайная, столовая);
Публикация «Педагогические приемы, используемые в воспитании культурно-гигиенических навыков» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Темочки
• учить сервировать стол к чаю;
• привлекать внимание к заданному образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей).
Обращать внимание на красоту правильно сервированного стола, вызывая ответный эмоциональный отклик.
Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно вымыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от детей точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании.
В процессе гигиенического воспитания и обучения детей дошкольного возраста педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим миром, с природой.
В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
В работе с детьми дошкольного возраста используются такие дидактические и сюжетно-ролевые игры, как «Умоем куклу Катю», «В гости к друзьям», «Напоим куклу чаем», «Королева зубная щетка», «Мыльные пузыри», «В гости к заботливому Полотенцу» и др.
Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию, разнообразные сюжетные картинки, символы. Показ, сопровождаемый объяснением, позволяет быстро перейти к словесным указаниям или требованиям. Следует учитывать, что маленькому ребенку трудно отказаться от своих желаний, трудно затормозить свои действия, ему гораздо легче что-то сделать, поэтому в своих требованиях надо стараться отвлечь ребенка от ненужного действия и переключить его. Для этого используются не только дидактические и сюжетно-ролевые игры, но и практические и познавательные занятия, такие как «Личная гигиена ребенка», «Гигиена жилья», «Друзья Вода и Мыло», «Вредные советы», «Правила ухода за телом», «Уход за ногтями», «Мои зубы» и др. Интересны детям и литературные сюжеты: «Мойдодыр», «Федорино горе» К. И. Чуковского, «Маша-растеряша» И. Воронковой и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.