Папки-передвижки

Педагогический проект «Лекарственные растения родного края»

Кунц Надежда Владимировна
Педагогический проект «Лекарственные растения родного края»

«Педагогический проект»

«Лекарственные растения родного края»

Авторы:

Кунц Надежда Владимировна – воспитатель высшей кв. категория

Чернякова Светлана Михайловна – воспитатель высшей кв. категория

Золотухина Людмила Петровна – воспитатель высшей кв. категория

Денерд Татьяна Геннадьевна – воспитатель I кв. категория

Новосибирск - 2020

Содержание проекта :

1. Введение

* Актуальность темы

Публикация «Педагогический проект „Лекарственные растения родного края“» размещена в разделах

* Цель проекта

* Задачи

* Ожидаемый результат

2. Основная часть

* Мероприятия, направленные на изучение данной темы

* Работа с родителями по данной теме

3. Заключение

* Выводы

* Список используемой литературы

* Приложения

Введение

Мой край как сказочное царство,

Здесь везде растут лекарства :

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура и таблетки.

Ну, а что и как лечить-

Мы вас можем научить.

Все целебные растения

Знаем мы без исключения

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить все те растения,

Что пригодны для лечения!

Актуальность

Природа нашего края очень богата и разнообразна. В наших лесах много растений, которые помогают от болезней, но запасы их не безграничны. Лекарственные растения – это общее достояние, наше богатство. Которое надо правильно использовать и всемерно охранять. Применение лекарственных растений - одно из значимых направлений в укреплении здоровья детей.

Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Наш детский сад посещают многие дети, у которых помимо речевых проблем наблюдаются проблемы с физическим здоровьем (дети утомляемы, истощаемы, часто болеющие дети. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.

Наблюдая и рассматривая растения в парке, на улице, на даче и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, правильного сбора. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Зеленая аптека».

Данный проект может быть использован в любом дошкольном учреждении, где происходит переход от традиционного ознакомления с природой к решению вопросов экологического воспитания дошкольников.

Данные в программе рекомендации по распределению материала по возрастам позволяют воспитателям осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объем и глубину решения поставленных задач.

Цель проекта

Создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформированность представлений о роли растений родного края в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта

1. Приобщать детей к народной культуре через ознакомление лекарственными растениями родного края.

2. Формировать представления о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека, правилах сбора, способах применения для оздоровления организма человека.

3. Развивать любознательность, наблюдательность, сенсорные способности и речь детей, навыки моделирования и экспериментирования.

4. Формировать эстетическое восприятие окружающего природного мира, экологически грамотное поведение в природе.

5. Организовать экспериментальную площадку с лекарственными растениями на территории детского сада.

6. Создать методическое сопровождение, а также разработать перспективное планирование по работе с детьми.

Ожидаемый результат

1. Снижение заболеваемости среди детей, участников проекта.

2. Сформированные знания детей о лекарственных растениях и потребности в их применении при необходимости.

3. Навыки использования этих растений в лечебных целях.

4. Эффективность лечения лекарственными растениями.

5. Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в

творческой деятельности.

5. Бережное отношение детей к растениям, помогающим здоровью

человека.

6. Повышение компетентности родителей по данной теме и использование лекарственных растений в домашних условиях.

7. Обогащение развивающей среды (гербарии, игры и т. д).

8. Включение проекта в ООП ДОУ.

При реализации проекта использовались следующие методы:

-исследовательский;

-практический;

-словесный;

-игровой;

Для оценки результативности работы использовались качественный и количественный методы

Продолжительность проекта

Проект долгосрочный – рассчитан на 2 года для детей от 4х до 7 лет.

Основная часть

Лекарственные растения были известны человеку практически с момента его появления на Земле. Аборигены Австралии, индейцы Южной Америки, древние египтяне и греки, жители Древнего Рима знали о целебных свойствах многих растений, и умело использовали их для лечения различных заболеваний. Об этом свидетельствуют сохранившиеся письменные источники, впоследствии отраженные в трудах великих врачей и ученых древности и средних веков — Гиппократа, Диоскорида, Абу Али ибн Сины (Авиценны, Галена и многих других.

В средние века существовали рукописные, а затем и печатные книги по траволечению, так называемые травники. Опыт народной медицины широко использовали в Индии, Китае, Тибете. Лечение травами было известно в России с давних времен и было настолько популярно, что возделыванию лекарственных растений уделяли пристальное внимание даже монархи. При Алексее Михайловиче был создан Аптекарский приказ, снабжавший двор и армию лекарственными травами, а Петр I приказал создать аптекарские школы и «аптекарские огороды» — не что иное, как первые плантации лекарственных растений в России. Многое изменилось с той поры в России, но интерес к целебным травам не угас, наоборот, сейчас он особенно велик.

В век электроники, мегаполисов, расширение промышленного производства наступление на дикую природу идет угрожающими темпами. Все меньше остается нетронутых уголков на Земле — не распаханных земель, на больших площадях сведены леса. Золотой фонд дикорастущих лекарственных растений, увы, исчерпаем, их ресурсы постоянно сокращаются. Многие виды целебных растений занесены в Красные книги.

Для того чтобы сохранить возможность получения ценных лекарств на основе растений, предпринимают различные шаги: организуют заповедники, заказники, устанавливают запреты на сбор отдельных видов, но самое главное — создают плантации лекарственных растений — их вводят в культуру.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация эколого-развивающей предметной среды. В соответствии с ООП реализация работы по организации развивающей предметно-пространственной среды осуществляется таким образом, чтобы у детей воспитывался устойчивый интерес к природе, к проблемам экологической безопасности. Развивающая предметно-пространственная среда способствует активизации познавательной деятельности детей, оздоровлению ребенка, воспитанию нравственных качеств, обогащению опыта экологически грамотной деятельности в природе, пополнялся и активировался словарь. Насыщенная предметно-развивающая среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, является источником его знаний и социального опыта.

Особое внимание уделяется организации экологического пространства на территории детского сада. Зеленый щит создает благоприятную среду, защищает от пыли, уменьшает попадание на территорию выхлопных газов, увеличивает процент кислорода в составе воздуха, делает его умеренно влажным. Кроме того, дети могут познакомиться с особенностями роста растений нашего региона, приобщиться к труду на земле, применить свои знания на практике.

Территория нашего детского сада довольно большая, по периметру окружена зелеными насаждениями, имеется молодой ельник, редкие виды деревьев – лиственница, липа, экологическая тропа.

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. Ассортимент растений максимально расширен, он выполняет не только декоративные функции, но и знакомит детей с многообразием флоры, но при этом из ее исключены колючие и ядовитые растения. На образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты, знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов, участками естественных биоценозов и т. п., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в различных видах экологически ориентированной деятельности. Экологическая тропа нашего детского сада включает в себя несколько видовых точек, это:

- «Аринушкин парк», на котором расположен розарий. В нашем саду есть традиция – каждый год выпускники дарят кусты роз. Также в парке есть зона отдыха, где дети совместно с родителями могут отдохнуть в тени голубых елей и берез. В хорошую погоду в парке у нас проходят различные мероприятия.

- «Огород». На огороде дети рассматривают мини-грядки с овощными культурами (кабачки, огурцы, помидоры, капуста, лук, салат и др., наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая). Воспитатели беседуют с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагают отгадать загадки о них, рассказывают о том, как человек ухаживает за растениями, инструментах, необходимых для этого; помогают сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.

- «Альпийская горка» - нетрадиционный элемент развивающей предметной среды. Альпийская горка оживляет среду, привлекает детей своей необычностью и красочностью, способствует возникновению познавательного интереса, развивает эстетические чувства, любознательность, воспитывает ответственное отношение к живым существам. Уход за горкой позволяет расширить знания дошкольников о растениях, их разнообразии, условиях жизни, формирует чувство ответственности в процессе ухода за ними. Кроме того, цветущие растения привлекают многих насекомых, таким образом, появляются дополнительные объекты для наблюдений.

- «Метеостанция», которая дает возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов, обеспечивает проведение наблюдений, практических работ. На нашей метеостанции организуются систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.

Изучая тему «Лекарственные растения нашего края», у нас с воспитанниками возник вопрос – Почему не создать на территории детского сада экспериментальную площадку с лекарственными растениями.

Территориальная близость к Дендропарку только укрепила наши начинания. Своими идеями мы, педагоги, решили поделиться с родителями группы (анкетирование, апрель 2018г, приложение 1). Родители с удовольствием согласились и предложили свою помощь.

Согласовав с руководством и медицинской сестрой свой замысел, приступили к делу.

В первую очередь, мы с ребятами изучили литературу о лекарственных растениях и способах их выращивания в домашних условиях. Совместно придумали название площадки «Зеленая аптека».

В мае этого же года организовали небольшой участок с одноименным названием на территории детского сада – посадили мяту, мелиссу, календулу и подорожник.

В летний период мы с детьми посетили Дендропарк, где познакомились воочию с лекарственными растениями нашего края. Наблюдали за ростом наших саженцев на «Зеленой аптеке», проводили эксперименты, изучали свойства растений, заваривали чай из этих растений, читали художественную литературу, сочиняли стихи, загадки и писали рассказы, в которых героями были наши лекарственные растения. В группах появились новые дидактические игры: настольная игра - лото-пексесо «Лекарственные растения», словесные игры «Доскажи словечко», «Четвертый лишний».

Вся работа велась в тесном сотрудничестве с родителями и специалистами детского сада. Совместно с педагогом психологом был разработан цикл занятий по приобщению к народной культуре через ознакомления с лекарственными растениями.

Завершением первой части проекта (конец сентября 2019 г) стало развлечение для детей и их родителей «В гостях у доктора Витаминкина».

На этом наша работа не закончилась. Мы решили подключить все группы детского сада. В период с октября 2018 г по март 2019 г был разработан перспективный план по работе с детьми 4х – 7лет на экспериментальной площадке «Зеленая аптека».

Весной на нашей площадке появилась хозяюшка – тетушка Агафья.

В летний период все группы с удовольствием посещали ее угодья, знакомились с новыми растениями – пижма, одуванчик, мать-и-мачеха, клевер, лопух, тысячелистник, садовая клубника, купальница (огоньки, ромашка.

К концу лета был собран большой гербарий из лекарственных трав и засушены сборы мяты, пижмы, мелиссы и ромашки, а также появилась «Книга тетушки Агафьи», в которую вошли стихи, сказки, рассказы, сочиненные совместно с детьми, названия лекарственных растений нашей «Зеленой аптеки» с подробным описанием и рецепты из этих растений.

Осенью старшие группы посетили аптеки нашего города, с целью – какие лекарственные травы имеются в продаже и для чего они применяются.

В апреле 2019 г была интересная встреча родителей и педагогов групп с фитотерапевтом, целью, которой было, как использовать лекарственные растения для профилактики различных заболеваний.

С ноября 2019 г по март 2020 г было запланировано провести курсы фитотерапии. Впоследствии будет проведена статистика заболеваемости детей за 2 года, целью которой является – выявить, есть ли эффективность в лечении лекарственными травами.

Заключение

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: в ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: у детей сформировались знания о некоторых лекарственных растениях нашего края, правилах их сбора, применение для оздоровления организма.

У детей сформировались элементарные навыки бережного отношения к природе и безопасного поведения в природе. Совместно с родителями собран гербарий о лекарственных растениях нашего района, оформлена книга «Книга тетушки Агафьи», иллюстрированная детскими рисунками, а для родителей выпущены буклеты «Рецепты от тетушки Агафьи». У родителей расширились знания о том, как можно вылечиться и укрепить своё здоровье и здоровье детей с помощью лекарственных растений. Радует то что многие семьи используют метод трава лечения в повседневной жизни. Своими впечатлениями родители поделились через беседы и оставленные отзывы.

Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников, коллектив ДОУ, работники аптеки. Сведения о лекарственных растениях доступны и интересны не только детям, но и взрослым. В период работы над проектом дети пополнили словарный запас. В ходе экспериментальной деятельности у детей развились воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала.

Все растения, обладающие целебными свойствами, всесторонне изучаются. Определяется их химический состав, выявляются биологически активные вещества, лекарственные препараты из них проходят испытания. И только после этого растение получает «паспорт» лекарственного — его включают в официальный свод лекарственных препаратов — Государственную фармакопею. Всего в нее включено около 190 растений.

В народной медицине используют гораздо больше представителей растительного царства, но применять их надо осторожно, следует обязательно получить консультацию у врача-фитотерапевта.

Исторически сложилось так, что поселения человека возникали вблизи открытых мест — лугов, полян, которые легче было обрабатывать. Поэтому люди, прежде всего, обращали внимание на те растения, которые там произрастали, и постепенно отбирали из них полезные и целебные.

«Зеленая аптека» насчитывает много представителей, они растут на суходольных и пойменных лугах, по опушкам лесов, лесным полянам, вдоль дорог. Иногда отдельные виды встречаются в огородах, садах, вблизи человеческого жилья, например, лопух, крапива, пустырник и другие.

При сборе трав необходимо оставлять часть особей для возобновления.

Не следует собранные растения использовать для самолечения — это опасно!

Многие виды лекарственных трав содержат сильнодействующие вещества,

которые могут ухудшить состояние больного и вызвать серьезные осложнения. Особенно осторожно надо применять лечебные средства, рекомендуемые народной медициной, — настои, отвары и различные экстракты, поскольку передозировка их недопустима.

Список используемой литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ № 1155 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17.10.13г.

3. Парциальная программа «Юный эколог» С. Н. Николаева.

4. Зеленые сказки. Т. А. Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003

5. Цветы. Какие они? Т. А. Шорыгина. Серия «Путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002

6. Юный эколог. С. Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.

7. Методика экологического воспитания в детском саду. С. Н. Николаева. Москва «Просвещение» 2001.

8. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.

9. Зеленая тропинка. А. А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002

10. Учим детей наблюдать и рассказывать. Н. В. Елкина, О. В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.

8. «Как знакомить дошкольников с природой». П. Г. Саморугова.

9. «Лекарственные растения». С. Е. Землинский.

10. «Травянистые растения». Е. Я. Люкшенкова.

11. «Зеленая аптека». Н. Н. Кислова.

12. «Лесная аптека». З. В. Коробцова.

13. Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет».

Приложение

Анкета для родителей

1. Имеете ли Вы представление о лекарственных растениях нашего края?

Да___ Нет___ Частично___

2. Знаете ли Вы простейшие способы использования некоторых растений для лечения?

Да___ Нет___ Частично___

3. Используете ли Вы лекарственные растения в домашних условиях?

Да___ Нет___ Иногда ___

4. Хотели бы Вы иметь на участке детского сада площадку с лекарственными растениями?

Да___ Нет___ Не знаю___

Публикации по теме:

Дидактическое пособие лэпбук «Растения и животные родного края»Дидактическое пособие лэпбук «Растения и животные родного края» Дидактическое пособие по познавательному развитию- лепбук. (тематическая папка с развивающими материалами) Тема: «Растения и животные.

Индивидуальный экологический проект «Лекарственные растения» для воспитанницы семейного детского сада семилетнего возрастаИндивидуальный экологический проект «Лекарственные растения» для воспитанницы семейного детского сада семилетнего возраста Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие,.

Конспект НОД для старшей группы «Комнатные лекарственные растения» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Лекарственные комнатные растения». Задачи. Закрепить и расширить знания.

Конспект НОД «Лекарственные растения — наши доктора»Конспект НОД «Лекарственные растения — наши доктора» Тема: «Лекарственные растения-наши доктора» Цель: Продолжать знакомить и закреплять знания о лекарственных растениях. Задачи: Развивать.

Конспект занятия «Лекарственные растения» Цель: закрепить представления детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья человека. Задачи: уточнить и расширить представления.

Лэпбук «Лекарственные растения»Лэпбук «Лекарственные растения» Для ознакомления воспитанников с лекарственными растениям в средней логопедической группе был изготовлен тематический лэпбук. Цель лэпбука:.

Фотоотчет «Проект «Природа родного края — Северной Осетии-Алании» ПРОЕКТ В ДОУ ТЕМА «Природа родного края- Северная Осетия- Алания» Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта: дети старшей.

Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность»Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность» Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического.

Проектная деятельность «Лекарственные растения Кубани» в средней группеПроектная деятельность «Лекарственные растения Кубани» в средней группе 21 августа на МААМ - День сбора лекарственных трав! В нашем средней группе прошла необычная неделя - неделя неповторимых ароматов, неделя.

Творческий проект «Весенние цветы» в технике «ремейк» «Сохраним природу родного края» Творческий проект Выполнен в технике ремейк На тему: «Сохраним природу родного края» «Весенние цветы» Елена Алёшина Содержание 1. Подготовительный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Лекарственные растения родного края»
Опубликовано: 5 мая 2020 в 08:12
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД