Лучший педагог года

Занятие по пересказу рассказа Э. Ю. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце» (3 фото)

Вера Александровна Борщёва
Занятие по пересказу рассказа Э. Ю. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце»

Цель: Обучение пересказу сказки Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце» посредством наглядного моделирования и драматизации.

Задачи:

Познавательное развитие:

- знакомить с русским писателем и его сказкой;

- обогащать словарный запас детей по теме «весна», познакомить с лексическим значением слов: болботать, бормотать;

- уточнить значение слов: лежебока, болтун, пустомеля.

Речевое развитие:

Публикация «Занятие по пересказу рассказа Э, Ю, Шима „Камень, ручей, сосулька и солнце“» размещена в разделах

- учить детей пересказывать текст с использованием приёма наглядного моделирования и элементов драматизации;

-закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний; совершенствовать произношение;

Художественно-эстетическое развитие:

- формировать целенаправленное восприятие и умение слушать и анализировать художественный текст, аудиозапись;

- упражнять в умении выразительно передавать речь персонажей с помощью жестов, мимики, движений, учить согласовывать речь с движением;

- развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, творческое воображение, умение вслушиваться в речь взрослого, отвечать на поставленный вопрос полным ответом;

- воспитывать интерес к творчеству русского писателя (Э. Ю. Шима, композитора (П. И. Чайковского).

Социально-коммуникативное развитие:

- развивать диалогическую и монологическую формы речи;

- учить детей понимать эмоционально-образное содержание произведения; делать выводы, рассуждать (почему произведение является сказкой, чему учит сказка)

- учить выступать перед сверстниками и взрослыми, соблюдать нормы речи;

- воспитывать уверенность у детей.

Физическое развитие:

- развивать общую моторику, координацию движений и речи;

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, слайдовая презентация,

аудиозапись сказки, текст сказки; опорные картинки к тексту; маски, декорации.

СЛАЙД 1

Ход образовательной деятельности:

1. Орг. момент.

СЛАЙД 2

Логопед:

- Ребята, скажите, какое сейчас время суток? (сейчас утро)

- Какое сегодня утро? (утро сегодня раннее, весеннее, апрельское, пасмурное, хмурое, солнечное, тёплое, дождливое)

- Чтобы поднять настроение в это пасмурное, дождливое утро…

- Чтобы получить позитивный настрой на весь день, предлагаю повернуться к соседу справа, посмотреть ему в глаза, улыбнуться, весело подмигнуть и сказать: «Не сердись, улыбнись!»

- Посмотрите, сколько у нас гостей! Давайте и им передадим частичку своего весеннего настроения: «Не сердитесь, улыбнитесь!»

(Дети рассаживаются на стульчики)

Логопед:

- Скажите, какое время года наступило?

- Чем отличается весна от других времён года? (всё в природе оживает, просыпается после долгого зимнего сна)

Логопед:

- Действительно, весна – удивительное время года! Чтобы мы с вами смогли заметить это оживление, увидеть необычное в обычном, на помощь приходят художники и композиторы, поэты, писатели и сказочники.

- Сегодня я хочу рассказать вам о таком человеке, русском писателе и даже сказочнике.

СЛАЙД 3

Это Эдуард Юрьевич Шим.

2. Основная часть.

Рассказ о писателе.

Логопед:

- Родился писатель ещё до ВОв в Ленинграде, рано лишился родителей, вырос в детском доме, в жизни испытал много трудностей, много работал. Но сердце этого человека не огрубело, осталось чутким и по-детски наивным, доверчивым.

СЛАЙД 4 Предметы неживой природы в его произведениях оживают, разговаривают и даже спорят.

- Есть у Эдуарда Юрьевича Шима сказка. Название её вы мне скажете, ответив на мои загадки

СЛАЙД 5

Лежит он на дороге,

Машине не пройти.

Валун большой, огромный

Его не обойти (камень)

- Что значит «валун»?

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (ручей)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце её припечет –

Заплачет она и умрет. (сосулька)

Большой подсолнух в небе,

Цветет он много лет,

Цветет зимой и летом,

А семечек все нет. (солнце)

Логопед:

- Сказка Э. Ю. Шима так и называется : «Камень, ручей, сосулька и солнце»

СЛАЙД 6

Чтение логопедом сказки «Камень, ручей, сосулька и солнце»

Беседа по содержанию сказки.

- Ребята, скажите, почему это произведение является сказкой? Здесь нет привычного зачина «В некотором царстве…» или «Жили – были…». (герои разговаривают, даже спорят)

Логопед:

- Действительно, это сказка, причём авторская сказка, у неё есть автор.

- О каком времени года эта сказка? (эта сказка о весне, о ранней весне)

СЛАЙД 7

- Как автор рассказывает о весеннем деньке? (наконец-то выдался настоящий весенний денёк!

- Почему денёк действительно весенний? (в лесу тепло и светло от солнышка, капель весело перезванивает, звери и птицы радуются: зайцы болбочут, тетерева бормочут, синицы бубенчиками разливаются)

- Что значит «капель перезванивает»? (падающие капли издают звон)

- «Зайцы болбочут» - издают звуки

«Тетерева бормочут» - бормотать – издают звуки, похожие на бормотание (говорить тихим голосом, невнятно, но быстро)

- Послушайте, как болбочут весной тетерева (АУДИО ЗАПИСЬ)

- «Синицы бубенчиками разливаются» - как бубенцы звенят, звонко поют (бубенцы – металлические шарики с кусочками металла внутри, позванивающие при встряхивании)

- Послушайте, как синицы весной бубенчиками разливаются (АУДИО ЗАПИСЬ)

Логопед:

- Благодать в лесу!

Физминутка

- Попробуем действиями передать поведение этих героевсказки:

(Зайцы болбочут (дети подпрыгивают, руки согнуты перед грудью, тетерева бормочут (ладони приставлены к бёдрам, напоминают хвост тетерева, синицы бубенчиками разливаются (машут руками – крыльями).

Логопед:

- Что означает: «Благодать в лесу» (очень хорошо, прекрасно)

СЛАЙД 8

- Перечислите героев сказки, о которых узнали. (зайцы, тетерева, синицы)

- Назовите главных героев сказки? (Камень, Ручей, Сосулька, Солнце)

- О чём спорили герои сказки? (кто в лесу весну делает)

СЛАЙД 9

- Кто начинает разговор, хвалясь? (На опушке старый камень-валун хвалится : - Мне кланяйтесь, меня благодарите! Это я весну делаю)

- Какой в сказке камень? Подберите слова-признаки (большой, старый, хвастливый)

- Как ведут себя тетерева, зайцы, синицы? ( спрашивают с удивлением: Неужели ты, дедушка)

- Что отвечает Камень? (Я, детки! Вон у меня бока какие горячие! Вокруг меня и снег тает, и травка показалась. Кабы не я, весны бы не было)

СЛАЙД 10

- Кто вступает в спор и кричит с поля? (С поля кричит звонкий ручей.)

- Как ручей называет Камень? (лежебока – ленивый, неповоротливый, лень повернуться)

- Что же кричит с поля звонкий ручей? (Ах, ты, старый лежебока! Тебе и повернуться лень, а я в работе. Пускай мне кланяются! Меня благодарят)

- Если Камень большой, старый, неповоротливый, то какой ручей? (звонкий, болтливый, быстрый)

- Как ведут себя звери и птицы? ( спрашивают: «Значит ты весну делаешь?»

- Каков ответ Ручья? (Я, глупые! Я снег растапливаю, деревья и кусты водой пою)

СЛАЙД 11

- Кто из героев продолжает спор и кричит с еловой лапы? (Сосулька кричит с еловой лапы)

- Как называет она болтливый Ручей? (Болтун, пустомеля)

- Что означает слово «пустомеля»? (болтает попусту)

- Так что же кричит Сосулька с еловой лапы? (Болтун, пустомеля, не слушайте его! Мне Кланяйтесь)

- Как надо произнести слова, чтобы мы представили крикливую, хвастливую сосульку? (хвастливо прокричать)

- А что же звери и птицы? ( спрашивают: - Разве ты, Сосулька, весну делаешь?»

- Какой ответ даёт Сосулька? (Ещё бы не я! Как начну слёзы лить горючие, как стану булькать на весь лес! Вот и весна! Разве иначе…

- Какие слова не смогла договорить Сосулька? (Разве иначе)

СЛАЙД 12

- Почему не смогла договорить Сосулька? (Не смогла договорить Сосулька, потому что Солнышко за лес закатилось)

- Что произошло с героями? (Остыл Камень-валун, Ручей заледенел, Сосулька обмёрзла. Молчат)

- Что всем сразу стало ясно? (кто в лесу весну делает)

- Ребята, а вам ясно, кто в лесу весну делает? Ведь прямого ответа автор не даёт? (Это Солнце нагревает Камень, заставляет бурлить Ручей, таять Сосульку)

Логопед:

- Вам понравилась сказка? (ответы детей)

- Хотели бы вы стать героями сказки?

3. Распределение ролей ( дети надевают маски:

- автор –

- Камень-валун –

- Ручей-

- Сосулька –

- Солнце –

- Синица –

- Тетерев –

- Заяц –

Логопед:

- Прежде чем артисты займут свои места, прослушайте сказку ещё раз. Обратите особое внимание на поведение, слова, интонацию персонажей, которых вы будете играть

4. Повторное прослушивание сказки. АУДИО ЗАПИСЬ «ПЕРЕСКАЗ»

5. Обыгрывание сказки детьми.

Логопед:

- Поможет нам музыка П. И. Чайковского (аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года»)

Звучит музыка. На фоне музыки.

СЛАЙД 13

Автор:

- Наконец-то, наконец-то выдался настоящий солнечный денек! В лесу тепло, от ясного солнышка светло, капель весело перезванивает. (Солнышко поднимает руки) Звери да птицы радуются: зайцы болбочут (заяц прыгает, тетерева бормочут (машут крыльями, синицы бубенчиками разливаются. Благодать в лесу!

Солнышко поднимает руки с каждым выходом персонажа.

СЛАЙД 14

Автор:

- На опушке старый Камень-валун хвалится :

Камень – валун :

- Мне кланяйтесь, меня благодарите. Это я весну делаю!

Звери и птицы (спрашивают) :

- Неужели ты, дедушка?

Камень – валун :

- Конечно, я! Вон у меня какие бока горячие. Вокруг меня снег тает, около меня травка показалась.

Кабы не я, не было бы весны!

СЛАЙД 15

Ручей (кричит с поляны) :

Ах ты, старый лежебока! Не хвались попусту! Тебе повернуться лень, а я вот день-деньской в работе. Пускай мне все кланяются, меня благодарят!

Звери и птицы:

- Значит, ты, Ручей, весну делаешь?

Ручей :

- Конечно, я! Поглядите-ка: я снег растапливаю, деревья и травы водой пою. Какая же без меня весна?

СЛАЙД 16

Сосулька (кричит с еловой лапы) :

- Ай, болтун! Не слушайте его, пустомелю! Мне кланяйтесь, меня благодарите!

Все:

- А разве ты, Сосулька, весну делаешь?

Сосулька :

- Еще бы не я! Одна только я! Как начну слезы горючие лить - вот вам и весна. Разве иначе весна начнется! Разве…

(Музыка закончилась)

СЛАЙД 17

Автор: Не успела сосулька договорить «Кап!» - и умолкла. Почему? А потому, что Солнышко за лес закатилось. Закатилось Солнышко, спряталось - тут и Камень остыл, и Ручей заледенел, и Сосулька обмерзла. Молчат. И сразу стало ясно, кто весну-то делает. (Дети выстраиваются на поклон).

СЛАЙД 18

6. Рефлексия.

(Дети-артисты подходят к своим стульчикам, кланяются зрителям)

Логопед:

- Молодцы!

- Каждая сказка чему-либо учит. Ребята, как вы думаете, чему учит нас эта сказка? (не надо хвалиться, обзывать и тем самым обижать других, показывать себя намного лучше других)

Логопед:

- Вы правы: тот, кто приносит действительно пользу, чаще всего не будет расхваливать себя и говорить обидное о других. Солнышко, с которого и начинается весна, не хвалит себя, не требует, чтобы ему кланялись. Оно тихо и добросовестно выполняет свою работу: восходит утром, светит и пригревает днём и уходит за горизонт вечером)

Занятие по пересказу рассказа Э. Ю. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце»
Фото «Камень, ручей, сосулька и солнце»
Занятие по пересказу рассказа Э. Ю. Шима - фото
Публикации по теме:

Фотоотчет о целевой прогулке «Сосулька»Фотоотчет о целевой прогулке «Сосулька» Цель:Наблюдение за сосульками. Растёт она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет – Заплачет она и умрет. (Сосулька).

Занятие по чтению о природе по произведению Э. Шима «Березовый сок» Тема: Эдуард Юрьевич Шим «Березовый сок». Цели: 1. Образовательные: познакомить обучающихся с произведением Э. Шима "Берёзовый сок", формировать.

Конспект занятия для детей старшей группы «Пересказ сказки Э. Ю. Шима «Соловей и Воронёнок» Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Тема: Пересказ.

Конспект занятия по обучению пересказу рассказа В. Бирюкова «Поющий букет» Конспект занятия по обучению пересказу рассказа В. Бирюкова «Поющий букет» Цель: продолжать учить связному последовательному пересказу с.

Коррекционно-развивающее занятие «Медведь и солнце» 13.04.2017. План – конспект НОД по разделу «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей». (для детей с ОВЗ). Тема: Чтение.

Летний физкультурный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Солнце, солнце, ярче грей» Летний физкультурный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Солнце, солнце, ярче грей» Ведущий. Дорогие ребята! Пусть летнее.

Мастер-класс «Сосулька на ёлку»Мастер-класс «Сосулька на ёлку» Здравствуйте! Наряжая дома ёлочку, я пришла к выводу, что мне обязательно нужны сосульки. Покупать я их не стала, решила сделать самостоятельно.

Старшая группа. Развитие речи: Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок» Тема: Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок». Цель. Учить детей пересказывать текст по ролям. Задачи: - учить связному, логичному.

Занятие для детей старшего дошкольного возраста по пересказу рассказа «Как Миша варежку потерял» Задачи: 1. Образовательные: Закреплять умение детей передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов.

Занятие по пересказу рассказа М. М. Пришвина «Золотой луг» в подготовительной группе Перессказ рассказа М. М. Пришвина «Золотой луг» Тема: Пересказ рассказа М. М. Пришвина «Золотой луг» Программное содержание: Учить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по пересказу рассказа Э. Ю. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце»
Опубликовано: 27 мая 2018 в 18:17
+45Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД