Игнатова Светлана Сергеевна
Конспект НОД в первой младшей группе «Пересказ русской народной сказки «Репка» с помощью моделирования»
Схема конспекта
по организации непосредственно образовательной познавательной деятельности
(первая младшая группа)
Тема: «Пересказ русской народной сказки «Репка» с помощью моделирования».
Образовательная область: познавательная.
Публикация «Конспект НОД в первой младшей группе „Пересказ русской народной сказки „Репка“ с помощью моделирования“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Русские народные сказки
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки от А до Я
- Сказки. Конспекты занятий по сказкам
- «Репка»
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений, «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическая культура».
Тип: интегрированный.
Вид: сенсорное развитие, речевое развитие.
Возраст: первая младшая группа (3 года).
Формы организации образовательной деятельности: подгруппа.
Задачи:
• Учить детей ориентироваться на поверхности листа бумаги.
• Развивать умение сравнивать предметы по величине.
• Закрепить знание геометрических фигур (круг) и цветов.
• Развивать мыслительные операции: воображение, внимание, память, творческие способности.
• Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий.
• Учить пересказывать русскую народную сказку «Репка» при помощи метода моделирования.
• Учить интонационно, выразительно воспроизводить слова и фразы из сказки в процессе пересказа.
• Продолжать воспитывать отзывчивость у детей, учить сопереживать и понимать героев сказки.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Репка», знакомство с кругом, закрепление умения сравнивать величину кругов и определять цвет.
Оборудование и материалы: столы и стульчики, атрибуты для каждого ребенка (кружки разного цвета и размера, листы белого картона с изображением репки).
Методы и приемы: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная
(Дети рассаживаются на стульчики, которые стоят полукругом на ковре.)
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно загадку и постарайтесь отгадать её и тогда вы узнаете, кто к нам пришёл в гости.
Под полом, полом
шевелит хвостом,
В щели глядится,
Вылезти боится.
Предполагаемые ответы детей: мышка.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Скажите, ребята, пожалуйста, а в каких сказках встречается мышка?
Предполагаемые ответы детей: «Теремок», «Репка», «Курочка ряба».
Воспитатель: К нам в гости пришла не простая мышка, а сказочная.
Мышка (девочка) : Здравствуйте, ребятки. (Плачет).
Воспитатель: Мышка, а почему ты плачешь, что случилось?
Мышка: Герои из сказки «Репка» поссорились, и перестали жить дружно. Злая колдунья узнала об этом и заколдовала моих друзей, превратила их в разноцветные круги.
Воспитатель: Мышка, а как мы можем тебе помочь?
Мышка: Надо всех героев помирить, поставить каждого на своё место, кто за кем подходил к репке и правильно рассказать сказку.
Воспитатель: Ребята поможем мышке?
Дети: Да.
(Дети пересаживаются за столы, на которых приготовлены атрибуты на каждого ребенка).
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, у каждого из вас на столе лежит лист, на котором мы будем собирать по порядку сказочных героев.
Воспитатель: А что изображено на листе?
Дети: Репка.
Воспитатель: Кто посадил репку?
Предполагаемые ответы детей: дед.
Воспитатель: Какой выросла репка?
Предполагаемые ответы детей: большая-пребольшая.
Воспитатель: Кто первым подошел к репке, когда она выросла большая-пребольшая и начал ее тянуть?
Предполагаемые ответы детей: дед.
Воспитатель: Как вы думаете, в какую фигуру превратился дед?
Дети: Круг.
Воспитатель: Какого размера этот круг?
Предполагаемые ответы детей: самый большой.
Воспитатель: Почему он самый большой?
Предполагаемые ответы детей: потому что дедушка самый большой в сказке.
Воспитатель: Какого цвета кружок у вас самый большой?
Дети: Синий.
Воспитатель: Прикладываем круг рядом с репкой, чтобы на белом листе уместились все герои нашей сказки. (дети выполняют задание) Ребята, а что же случилось, когда дед позвал на помощь бабку?
Предполагаемые ответы детей: Тянуть репку.
(дети проговаривают фразу из сказки. Если затрудняются – педагог подсказывает) Воспитатель: Кто пришел вслед за дедушкой? Кого он позвал на помощь?
Предполагаемые ответы детей: бабку.
Воспитатель: А в какую фигуру превратилась бабушка?
Предполагаемые ответы детей: тоже в круг.
Воспитатель: Какого размера должен быть этот круг? (предполагаемые ответы детей) Почему он меньше синего? (предполагаемые ответы детей) Какого он цвета?
Дети: Красный.
Воспитатель: Прикладываем красный круг рядом с синим. (дети выполняют задание)
Воспитатель: И что дедушка с бабушкой стали делать? (дети проговаривают фразу из сказки. Если затрудняются – педагог подсказывает)
Воспитатель: Кого позвала на помощь бабушка?
Дети: Внучку.
Воспитатель: В какую же фигуру превратилась внучка? (ответы детей) Этот круг больше красного? (предполагаемые ответы детей) А какой круг у нас с вами меньше?
Дети: Зеленый.
Воспитатель: Кладем зеленый круг после красного. Почему?
Предполагаемые ответы детей: Внучка пришла после бабушки.
Воспитатель: Что же они стали делать? (дети проговаривают фразу из сказки. Если затрудняются – педагог подсказывает)
Воспитатель: Кого позвала на помощь внучка?
Предполагаемые ответы детей: Собачку Жучку.
Воспитатель: Как вы думаете, в какую фигуру превратилась Жучка? (ответы детей) Этот круг больше зеленого? (предполагаемые ответы детей) Какого цвета этот круг?
Дети: Коричневый.
Воспитатель: Кладем коричневый круг после зеленого. Почему?
Предполагаемые ответы детей: Собачка пришла после внучки.
Воспитатель: И что же случилось? (дети проговаривают фразу из сказки. Если затрудняются – педагог подсказывает)
Воспитатель: Кого же позвала на помощь Жучка?
Дети: Кошку.
Воспитатель: А в какую фигуру превратилась кошка? (ответы детей) А этот круг должен быть меньше коричневого? (ответы детей) Какого цвета этот круг?
Дети: Желтый.
Воспитатель: Кладем желтый круг рядом с коричневым. Почему?
Предполагаемые ответы детей: Кошка пришла после Жучки.
Воспитатель: Ребята, получилось у дедушки, бабушки, внучки, собачки Жучки и кошке вытащить репку?
Предполагаемые ответы детей: нет. (дети проговаривают фразу из сказки. Если затрудняются – педагог подсказывает)
Воспитатель: А кого же позвала кошка?
Предполагаемые ответы детей: Мышку.
Воспитатель: Какого цвета этот круг?
Дети: Серый.
Воспитатель: Почему он серый?
Предполагаемые ответы детей: Потому что мышка серая.
Воспитатель: А какого размера он?
Предполагаемые ответы детей: Самый маленький.
Воспитатель: Почему он самый маленький?
Предполагаемые ответы детей: Мышка самая маленькая.
Воспитатель: А что же случилось, когда мышка стала тянуть репку вместе с остальными героями сказки?
Дети: Вытянули репку.
Воспитатель: Правильно, значит мышка последний герой в этой сказке. Где мы поставим серый круг?
Предполагаемые ответы детей: После желтого круга, в самом конце.
Воспитатель: Одинаковые или разные по размеру круги?
Предполагаемые ответы детей: Разные.
Воспитатель: Какой самый маленький?
Предполагаемые ответы детей: Последний, серый, мышка.
Воспитатель: А какой самый большой?
Предполагаемые ответы детей: Первый, синий, дедушка.
Воспитатель: Сколько всего кругов разного цвета у вас на листе?
Предполагаемые ответы детей: Много.
Воспитатель: Чем эти круги отличаются? Какие они по размеру и по цвету?
Предполагаемые ответы детей: Синий большой, красный поменьше, зеленый еще меньше, коричневый еще меньше, желтый еще меньше, а серый самый маленький.
Воспитатель: Ребятки, вы молодцы! Правильно расставили всех героев сказки «Репка». Почему только в самом конце сказки смогли вытащить репку?
Предполагаемые ответы детей: Потому что вместе стали тянуть репку. Помогать друг другу.
Воспитатель: А вы, ребята, дружные? Давайте возьмем друг друга за руки и встанем в круг.
Мы стоим рука в руке,
Вместе мы – большая лента.
Можем мы большими быть (руки поднимаются вверх,
Можем маленькими быть (приседают,
Но никто один не будет (исходное положение).
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Кот и мыши». Я буду котом, а вы мышками.
(Проводится подвижная игра «Кот и мыши»)
Воспитатель: Какие шустрые мышки! Садитесь на стульчики, сейчас мы будем рассказывать сказку «Репка». Будьте внимательны, кто-то начнёт сказку, а кто – то будет продолжать. В этом нам помогут наши кружочки.
(Дети с помощью воспитателя и составной модели рассказывают сказку.)
Воспитатель: Молодцы, ребятки. Все вместе дружно рассказали сказку.
Мышка: Спасибо вам, ребята, вы мне очень помогли. Теперь герои сказки помирились и никогда больше не будут сориться. До свидания!
(Дети прощаются с мышкой.)
Воспитатель: Давайте вспомним, что мы с вами делали?
Предполагаемые ответы детей: Раскладывали по порядку героев сказки.
Воспитатель: Во что превратились герои?
Дети: В круги.
Воспитатель: В одинаковые или разные круги превратились герои?
Дети: В разные.
Воспитатель: Какую мы рассказывали сказку?
Дети: «Репка».
Воспитатель: Ребята, а что вам больше всего понравилось сегодня?
Предполагаемые ответы детей.
Звучит музыкальный инструмент.
Воспитатель: Ой, что это такое? Что за звуки?
(Воспитатель выносит красивую коробку, открывает и достает сказочных героев сказки «Репка»).
Воспитатель: Ребята, посмотрите это же наши герои из сказки «Репка». Мы помогли им помириться. Расколдовали их и они снова стали самими собой. А эта коробочка останется у нас в группе, и мы сможем показывать театр и рассказывать сказку.