Получи документы

Первая логопедическая помощь ребенку в домашних условиях

Кучукова Анастасия Сергеевна
Первая логопедическая помощь ребенку в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы

Статья: «Первая логопедическая помощь ребенку в домашних условиях»

Составила: учитель-логопед Кучукова А. С.

Часто бывает так, что родитель замечает речевые проблемы у ребенка и не знает, как ему помочь до того, как он попадет в надежные руки специалиста. Это ожидание может длиться несколько дней или недель, например, когда ребенок или специалист в отпуске или на больничном, или, когда вас направляют на ПМПК, очередь ждать несколько месяцев, а регулярных занятий пока нет. Что же делать в этом случае? Есть несколько приемов, которые точно не навредят.

Публикация «Первая логопедическая помощь ребенку в домашних условиях» размещена в разделах

Иногда вы можете услышать от специалиста такую формулировку: «На данный момент мы находимся на подготовительном этапе: развиваем артикуляционную моторику, нормализуем тонус мышц, развиваем слуховое восприятие, мелкую моторику и речевое дыхание». Данный этап необходим при коррекции любых речевых нарушений. Вы – родители, можете помочь ребенку и специалисту, начав выполнять упражнения на развитие вышеперечисленных навыков до начала регулярных занятий с логопедом.

Первую логопедическую помощь вы можете оказывать по четырем направлениям, с мышечным тонусом позволим поработать логопеду. Но прежде, чем вы начнете оказывать первую помощь, вам предстоит самое важное – качественная диагностика состояния ребенка. Самым первым делом вам необходимо посетить трех специалистов: невролог, отоларинголог, стоматолог. У невролога вам необходимо узнать о наличии / отсутствии неврологической симптоматики: повышенный или пониженный тонус артикуляционной мускулатуры, гиперсаливация (повышенное слюнотечение, тремор, гиперкинезы, а также получить разрешение на проведение логопедического массажа. У невролога нужно уточнить, есть ли необходимость в приеме медикаментов, прохождении курса физиотерапии, нужно ли обратиться к смежным специалистам (психиатр, сурдолог).

У отоларинголога необходимо узнать о состоянии дыхательной функции: определить тип дыхания, нет ли хронического воспаления в дыхательных органах (аденоидит, проверить слух ребенка и, при необходимости, начать получать соответствующее лечение.

На приеме стоматолога необходимо проверить наличие патологий зубочелюстной системы: не укорочена ли подъязычная складка, не нарушен ли прикус, нет ли врожденных аномалий развития (расщелины).

После того, как вы прошли всех специалистов, можно приступать к оказанию первой логопедической помощи. Первая логопедическая помощь – это те направления работы и те упражнения, которые родителю можно, и даже нужно выполнять с ребенком, имеющим речевые нарушения.

1. Развитие артикуляционной моторики (выполнение артикуляционной гимнастики) можно начинать с двух лет. Для детей до четырех лет используется сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика – это те же классические упражнения для языка, губ и щек, только с использованием предметов, насыщающих сенсорные системы ребенка. Сушеный апельсин – положить на язык и удерживать под счет до 5-ти. Палочка корицы (или карандаш) – удержать между носом и губами без помощи рук под счет до 5-ти. Корковая пробка - удерживать губами под свет до 5-ти, потом выплюнуть со звуком [пу]. Дудка болельщика - дуть так, чтобы язычок полностью развернулся 5 раз. Можно целиться в мелкий предмет.

Для детей от четырех лет можно использовать классические артикуляционные упражнения, такие как «заборчик», «трубочка», «лопатка», «иголка», «маляр» и др. Описание правильного выполнения упражнения можно найти в интернете. Артикуляционная гимнастика помогает регулировать мышечный тонус, улучшать чувствительность органов артикуляции, развивать их подвижность. Артикуляционная гимнастика выполняется каждый день, по 5-10 минут.

2. Развитие слухового восприятия. Чтобы ребенок мог правильно воспроизводить речь, он должен точно слышать каждый звук в слове. Для развития слухового восприятия детей до четырех лет используются различные неречевые звуки (звук колокольчика, открывания двери, губной гармошки) и простые речевые звуки: как правило, это дифференциация гласных звуков на слух. С детьми от четврех лет можно добавить задания на различение парных (б-п, ф-в) и оппозиционных (ш-с, к-т) согласных звуков. Задача ребенка в данном упражнении - на слух, без зрительной опоры угадать, какой звук он услышал.

3. Развитие мелкой моторики. Думаю, многие слышали фразу «Речь находится на кончиках пальцев» - она о том, что развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук способствует развитию речи. Каким образом? Ребенок научается ловко управлять пальчиками: перекладывать крупы, пользоваться детским пинцетом, ножницами, продевать веревочку в бусину, за счет чего стимулируется двигательная зона коры головного мозга. За движение языка и губ также отвечает эта зона коры - двигательная, чем больше мы ее будем активизировать и развивать - тем лучше ребенок сможет управлять своим телом, и, в частности, органами артикуляции.

4. Развитие речевого дыхания. Правильное дыхание - залог красивой речи. Частью подготовительного этапа логопедической работы является развитие речевого дыхания - длины и силы речевого выдоха. Сейчас есть множество дыхательных тренажеров: дудки, детские флейты, аэроболы. Можно воспользоваться и подручными материалами: задувать свечу, сдувать с ладони перо, дуть на рваную бумагу или кораблик через трубочку, вариантов масса. Сильный, продолжительный и дифференцированный речевой выдох поможет при постановке звуков.

Эти простые упражнения помогут вам и вашему ребенку подготовиться к логопедической работе. Самое главное в них - регулярность. Выберите 2-3 дня в неделю, чтобы уделить этому время, и вы увидите первые плоды вашей работы. Самое важное для ребенка - это не множество специальных приспособлений для развития того или иного навыка, а ваша вовлеченность, заинтересованность в процессе, ваши эмоции.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Песочная терапия в домашних условиях»Анкета для родителей «Песочная терапия в домашних условиях» 1. Знаете ли вы, что такое песочная терапия? -да; - нет; - затрудняюсь ответить. 2. Какие игровые виды песка вы знаете? - - затрудняюсь.

Исследовательская работа «Окрашивание роз в домашних условиях»Исследовательская работа «Окрашивание роз в домашних условиях» В подготовительной группе «Радуга» МБДОУ детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно- эстетического.

Консультация для родителей «Аппликация в домашних условиях»Консультация для родителей «Аппликация в домашних условиях» У вашего ребёнка не достаточно развила мелкая моторика? Он неправильно держит ложку, не умеет застегивать пуговицы, не охотно и не аккуратно.

Консультация для родителей «Профилактика и помощь тревожному ребенку» Все дети разные. Одни тихони, другие – забияки, третьи – задиры и шалуны. Все они нуждаются в любви, ласки, заботе. Все они достойны похвалы.

Консультация для воспитателей «Опыты в домашних условиях»Консультация для воспитателей «Опыты в домашних условиях» Уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Сегодня мне хотелось бы представить вашему вниманию несколько незатейливых опытов, которые.

Исследовательский проект «Кристалл в домашних условиях» во 2 классеИсследовательский проект «Кристалл в домашних условиях» во 2 классе Кристал-Мой домашний питомец Ганизаде Айтадж ученица 2р класса школа 933 Цель исследования-вырости кристал в домашних условиях •Объектом.

Мастер-класс для родителей «Лепка в домашних условиях»Мастер-класс для родителей «Лепка в домашних условиях» Уважаемые родители! Я очень рада видеть вас на нашем мастер-классе «Лепка в домашних условиях». Цель нашего мастер-класса – рассказать,.

Закаливание детей дошкольного возраста в домашних условиях Закаливание детей дошкольного возраста часто рекомендуют для общего укрепления организма, профилактики простуд и повышения иммунитета. Как.

Проект «Приготовление шоколада в домашних условиях» Проект «Приготовление шоколада в домашних условиях» Цель проекта: Приготовить шоколад в домашних условиях. Задачи: 1. Изучить некоторые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Первая логопедическая помощь ребенку в домашних условиях
Опубликовано: 22 февраля 2024 в 06:53
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Первая логопедическая помощь ребенку в домашних условиях» (включая файлы) размещена пользователем Кучукова Анастасия Сергеевна (УИ 1770731) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД