Кучукова Анастасия Сергеевна
Первая логопедическая помощь ребенку в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Статья: «Первая логопедическая помощь ребенку в домашних условиях»
Составила: учитель-логопед Кучукова А. С.
Часто бывает так, что родитель замечает речевые проблемы у ребенка и не знает, как ему помочь до того, как он попадет в надежные руки специалиста. Это ожидание может длиться несколько дней или недель, например, когда ребенок или специалист в отпуске или на больничном, или, когда вас направляют на ПМПК, очередь ждать несколько месяцев, а регулярных занятий пока нет. Что же делать в этом случае? Есть несколько приемов, которые точно не навредят.
Публикация «Первая логопедическая помощь ребенку в домашних условиях» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Иногда вы можете услышать от специалиста такую формулировку: «На данный момент мы находимся на подготовительном этапе: развиваем артикуляционную моторику, нормализуем тонус мышц, развиваем слуховое восприятие, мелкую моторику и речевое дыхание». Данный этап необходим при коррекции любых речевых нарушений. Вы – родители, можете помочь ребенку и специалисту, начав выполнять упражнения на развитие вышеперечисленных навыков до начала регулярных занятий с логопедом.
Первую логопедическую помощь вы можете оказывать по четырем направлениям, с мышечным тонусом позволим поработать логопеду. Но прежде, чем вы начнете оказывать первую помощь, вам предстоит самое важное – качественная диагностика состояния ребенка. Самым первым делом вам необходимо посетить трех специалистов: невролог, отоларинголог, стоматолог. У невролога вам необходимо узнать о наличии / отсутствии неврологической симптоматики: повышенный или пониженный тонус артикуляционной мускулатуры, гиперсаливация (повышенное слюнотечение, тремор, гиперкинезы, а также получить разрешение на проведение логопедического массажа. У невролога нужно уточнить, есть ли необходимость в приеме медикаментов, прохождении курса физиотерапии, нужно ли обратиться к смежным специалистам (психиатр, сурдолог).
У отоларинголога необходимо узнать о состоянии дыхательной функции: определить тип дыхания, нет ли хронического воспаления в дыхательных органах (аденоидит, проверить слух ребенка и, при необходимости, начать получать соответствующее лечение.
На приеме стоматолога необходимо проверить наличие патологий зубочелюстной системы: не укорочена ли подъязычная складка, не нарушен ли прикус, нет ли врожденных аномалий развития (расщелины).
После того, как вы прошли всех специалистов, можно приступать к оказанию первой логопедической помощи. Первая логопедическая помощь – это те направления работы и те упражнения, которые родителю можно, и даже нужно выполнять с ребенком, имеющим речевые нарушения.
1. Развитие артикуляционной моторики (выполнение артикуляционной гимнастики) можно начинать с двух лет. Для детей до четырех лет используется сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика – это те же классические упражнения для языка, губ и щек, только с использованием предметов, насыщающих сенсорные системы ребенка. Сушеный апельсин – положить на язык и удерживать под счет до 5-ти. Палочка корицы (или карандаш) – удержать между носом и губами без помощи рук под счет до 5-ти. Корковая пробка - удерживать губами под свет до 5-ти, потом выплюнуть со звуком [пу]. Дудка болельщика - дуть так, чтобы язычок полностью развернулся 5 раз. Можно целиться в мелкий предмет.
Для детей от четырех лет можно использовать классические артикуляционные упражнения, такие как «заборчик», «трубочка», «лопатка», «иголка», «маляр» и др. Описание правильного выполнения упражнения можно найти в интернете. Артикуляционная гимнастика помогает регулировать мышечный тонус, улучшать чувствительность органов артикуляции, развивать их подвижность. Артикуляционная гимнастика выполняется каждый день, по 5-10 минут.
2. Развитие слухового восприятия. Чтобы ребенок мог правильно воспроизводить речь, он должен точно слышать каждый звук в слове. Для развития слухового восприятия детей до четырех лет используются различные неречевые звуки (звук колокольчика, открывания двери, губной гармошки) и простые речевые звуки: как правило, это дифференциация гласных звуков на слух. С детьми от четврех лет можно добавить задания на различение парных (б-п, ф-в) и оппозиционных (ш-с, к-т) согласных звуков. Задача ребенка в данном упражнении - на слух, без зрительной опоры угадать, какой звук он услышал.
3. Развитие мелкой моторики. Думаю, многие слышали фразу «Речь находится на кончиках пальцев» - она о том, что развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук способствует развитию речи. Каким образом? Ребенок научается ловко управлять пальчиками: перекладывать крупы, пользоваться детским пинцетом, ножницами, продевать веревочку в бусину, за счет чего стимулируется двигательная зона коры головного мозга. За движение языка и губ также отвечает эта зона коры - двигательная, чем больше мы ее будем активизировать и развивать - тем лучше ребенок сможет управлять своим телом, и, в частности, органами артикуляции.
4. Развитие речевого дыхания. Правильное дыхание - залог красивой речи. Частью подготовительного этапа логопедической работы является развитие речевого дыхания - длины и силы речевого выдоха. Сейчас есть множество дыхательных тренажеров: дудки, детские флейты, аэроболы. Можно воспользоваться и подручными материалами: задувать свечу, сдувать с ладони перо, дуть на рваную бумагу или кораблик через трубочку, вариантов масса. Сильный, продолжительный и дифференцированный речевой выдох поможет при постановке звуков.
Эти простые упражнения помогут вам и вашему ребенку подготовиться к логопедической работе. Самое главное в них - регулярность. Выберите 2-3 дня в неделю, чтобы уделить этому время, и вы увидите первые плоды вашей работы. Самое важное для ребенка - это не множество специальных приспособлений для развития того или иного навыка, а ваша вовлеченность, заинтересованность в процессе, ваши эмоции.