Папки-передвижки

Пластилинография — ещё один способ рисования

Филиппова Анастасия
Пластилинография — ещё один способ рисования
▼ Скачать + Заказать документы

«Пластилинография – ещё один способ рисования»

Филиппова Анастасия Сергеевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 54»

Во времена, как и в настоящее время, специалисты по дошкольному образованию настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти.

Публикация «Пластилинография — ещё один способ рисования» размещена в разделах

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Изобразительная деятельность является одним из актуальных средств развития у ребёнка мелкой моторики рук.

Родители сегодня практически не проявляют интерес к изобразительной деятельности. Зачастую, дома в семье, дети не имеют материал для самостоятельного художественного творчества (пластилин, краски, цветные карандаши, раскраски). Родители сами не уделяют внимание творчеству, не владеют навыками, не учат своих детей работе с изобразительным материалом. И как следствие дети приходят в детское учреждение со слабо развитыми навыками мелкой моторики. Одним из вариантов решения этой проблемы, на мой взгляд, является работа детей с пластилином, в частности такой вид художественной деятельности как пластилинография.

Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. А в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятии окружающего мира детьми дошкольного возраста.

Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев, зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь (Л. А. Венгер, В. С. Мухина, Р. С. Немов и др.)

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с дошкольного возраста, мною была взята тема по самообразованию «Развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста через использование пластилинографии».

Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи:

Формировать у детей устойчивый интерес к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники работы с пластилином.

Учить детей находить оригинальные способы для создания художественного образа.

Учить детей свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами.

Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции, мелкую моторику, координацию движений рук.

Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

При постановке задач предполагалось не только формирование у детей обобщенных знаний и соответствующих изобразительных умений, способности видеть и чувствовать красоту, но и развитие желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых и по собственной инициативе, воспитание активности, инициативы, самостоятельности и именно творчества в процессе создания работ.

Для поддержания у детей постоянного интереса к пластилинографии решила применять разнообразные методы и приё мы обучения:

• предварительное наблюдение за намеченными для изображения предметами и явлениями окружающего мира на прогулках и экскурсиях;

• обыгрывание предметов;

• анализ предмета с помощью осязательно-двигательного обследования;

• словесное описание предмета;

• узнавание предмета по словесному описанию и по незавершённому изображению.

Во многом результат работы детей зависит от их заинтересованности, поэтому старалась активизировать внимание детей, побудить их к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Для этого я использовала:

- дидактическую игру, которая является одним из основных видов деятельности детей;

- сюрпризный момент (в гости приходил любимый герой из сказки, кукла и др.);

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, тем, кто младше, им важно почувствовать себя значимыми;

- музыкальное сопровождение.

Свою работу начала с того, что подобрала методическую литературу, выбрала пособия «Пластилинография» (автор Г. Н. Давыдова, «Пластилиновая живопись» (автор Т. Н. Яковлева, Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина», Горичева В. С., Нагибина М. И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина», Ткаченко. Т. Б. Сторадуп К. И. «Лепим из пластилина» и др.

Для освоение детьми нетрадиционной техники «пластилинография» создала условия для ознакомления с новой нетрадиционной техникой, обеспечивая предметную среду для деятельности детей.

Материалы для создания пластилиновой картины :

- Картон, пластик или стекло для основы;

- набор пластилина;

- салфетка для рук;

- стеки и другие приспособления;

- бросовый и природный материалы.

Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму, но при этом имеет ряд отрицательных моментов:

- несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять,

подготовить к работе.

- в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при

наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.

Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать

рекомендациям:

1. Твердый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).

2. Пластилин – материал объёмный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.

3. Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок ошибся в изображении объекта.

4. Если работа выполняется в качестве подарка, например: «Букет для мамы», или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой плёнкой со временем твердеет, изделие становиться более яркими, с лакированной поверхности легче убирать пыль.

5. На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

6. Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе её выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.

Чтобы работа с пластилином доставила ребенку много радости, пластилин должен :

• быстро согреваться в руках и становиться мягким;

• не крошиться, но и не размазываться, не таять;

• кататься между ладонями и по любой поверхности, не прилипая к ней;

• с помощью пластмассовой стеки без усилия сниматься с любой поверхности, не оставляя пятен;

один кусочек пластилина должен легко лепиться к другому и хорошо держаться впоследствии;

• легко лепиться к бумаге, картону, дереву;

• достаточно долго находиться на открытом воздухе, не меняя своих качеств;

• легко отмываться с рук теплой водой.

Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна детям дошкольного возраста.

Познакомила с первоначальными приёмами рисования пластилином :

- скатывание (отщипывание маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками);

- раскатывание пластилина в форме цилиндр;

- сплющивание;

- слепление деталей друг с другом.

Во время лепки из пластилина учила детей работать сразу всеми пальцами.

В этой технике дети выполняли следующие работы: «Колечки», «дом для Жучки», «Улитки». Дети изображают ягодки, снег, праздничный салют.

Основными способами создания изображения являются надавливание и размазывание пластилина по плотной основе. Сначала научила детей приёму надавливания (рис. «Подарок маме», «Снеговик»). Учила детей надавливать на пластилин в середине и размазывать его к краям, равномерно распределять по форме, параллельно учила работать с пластилином нескольких цветов.

Затем, когда дети освоили этот приём, познакомила детей с приёмом размазывания. При размазывании пластилина на плоскости обращала внимание детей на то, чтобы пальчик ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца и не царапал пластилин ногтями (рис. «Новогодняя ёлочка»).

Когда дети овладели приёмами надавливания и размазывания, объединила их (рис. «Осенние цветы», «Фрукты»). Дети учились размазывать пластилин от центра к краям равномерно распределять по форме, параллельно учила работать с пластилином нескольких цветов.

Некоторые композиции с использованием пластилинографии делаем на заранее тонированных самими детьми листах картона.

Создавать коллективные творческие работы в технике «пластилинография» на большом формате дошкольникам сложно. Наносить пластилиновый слой на всю площадь основы для создания фона – это утомительный, трудоемкий процесс, и дети могут потерять интерес к творческой деятельности. Поэтому я создаю подмалевок: акварельными или гуашевыми красками (цветными карандашами, восковыми мелками) рисуем небо, землю, море, дальний план – в соответствии с замыслом. Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, основу ламинирую прозрачным скотчем. Это поможет избежать жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче. Дети в пластилине выполняют отдельные части картины: цветы, листья, ягоды, деревья, природные явления и прочие детали круглых или овальных форм, скатывают из пластилиновых шаров и слегка расплющивают пальцами, а затем размазывают – растягивают по поверхности листа до нужных размеров.

Повышению интереса к продуктивной деятельности способствовал такой прием – изготовление рисунков в подарок для особо значимых лиц (мам, пап, бабушек, других родственников, Деда Мороза и Снегурочки, других гостей. Такой прием стимулировал общую активность ребенка, позволял ребенку проявлять себя с лучшей стороны, формировал некоторые особо значимые качества личности (отзывчивость, сочувствие, умение поддержать).

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Я использовала наглядные папки-передвижки. Были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье, консультации по пластилинографии, содержащие советы и рекомендации по этой теме были подготовлены выставки детских рисунков по пластилинографии для родителей.

Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения - у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения.

В дальнейшем планирую научить детей смешивать цвета для получения более светлого или темного оттенка, освоить прием «вливания цвета в цвет».

Далее нацелена на обобщение полученных знаний, умений и навыков, привести их в единую целостную систему.

Из опыта проведенных занятий, можно с уверенностью сказать, что главный итог - необыкновенное ощущение радости детей и взрослых и большое желание вновь встретиться для работы с этим художественным материалом. Ведь даже те, кто не всегда удачно выполнял рисунки или не совсем любил рисовать работал с большим воодушевлением. Результат, как правило, отличный - все творческие работы получаются великолепными. Ребята довольны.

Результатом продуктивной деятельности по пластилинографии явились :

- выставки творческих работ для родителей, выполненные в технике рисования пластилином

Публикации по теме:

Нетрадиционная техника рисования «пластилинография» в развитии творческих и познавательных способностей дошкольников Тема: Нетрадиционная техника рисования «Пластилинография» в развитии творческих и познавательных способностей дошкольников. В последнее.

Фотоотчет «Нетрадиционная техника рисования как способ выражения восприятия окружающего мира»Фотоотчет «Нетрадиционная техника рисования как способ выражения восприятия окружающего мира» Дорогие коллеги, хочу поделиться опытом использования нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками. Каждый ребенок,.

Фотоотчет «Зимний лес. Нетрадиционный способ рисования сухими листьями в старшей-подготовительной группе»Фотоотчет «Зимний лес. Нетрадиционный способ рисования сухими листьями в старшей-подготовительной группе» .

Конспект НОД по рисованию «Животные Африки» с использованием нетрадиционной техники рисования «пластилинография» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Колокольчик» города Алатыря Чувашской Республики Конспект.

Конспект занятия «Рисуем коровку» по нетрадиционной технике рисования «Пластилинография» в младшей группеКонспект занятия «Рисуем коровку» по нетрадиционной технике рисования «Пластилинография» в младшей группе Цель: продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами. Задачи: Продолжать учить приёму надавливания Развивать мелкую моторику,.

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционный способ рисования манной крупой» Мастер- класс для родителей: «Нетрадиционный способ рисования – манной крупой». Группа: подготовительная Воспитатель : Захарова Л. В. Цель:.

Рисование с детьми «21 способ рисования нетрадиционными техниками»Рисование с детьми «21 способ рисования нетрадиционными техниками» Рисование одно из самых любимых занятий детей. Рисование необычными способами вызывает у детей еще больше положительных эмоций. Используя.

Нетрадиционные техники рисования как способ проявления художественных способностей ребенка Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т. д. Прекрасные.

Пластилинография — нетрадиционная техника рисования Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным.

Рабочая программа дополнительного образования «Ещё один секрет здоровья» Пояснительная записка Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. По результатам диагностики заболевания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пластилинография — ещё один способ рисования
Опубликовано: 31 января 2018 в 11:01
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пластилинография — ещё один способ рисования» (включая файлы) размещена пользователем Филиппова Анастасия (УИ 1450167) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД