Александра Смирнова
Пластилинография как способ гармоничного развития личности ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность опыта «Пластилинография, как способ гармоничного развития личности ребёнка»
В воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы малыши выросли всесторонне развитыми.
Публикация «Пластилинография как способ гармоничного развития личности ребёнка» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография
Эта техника кропотливая, интересная, необычная и очень приятная. Она способствует развитию тактильных ощущений, развивает мелкую ручную моторику, расширяет представления детей об окружающем мире, развивает внимание, любознательность детей, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений их точность, ориентировку в пространстве, счетные операции, подвижность артикуляционного аппарата, просодические компоненты речи.
Тактильная активность, особенно ярко проявляемая дошкольниками именно при рисовании пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у ребёнка фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.
Начиная работу, мы поставили перед собой следующие цели и задачи
• формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
• освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;
• обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
• развитие мелкой моторики;
• ознакомление с окружающим миром;
• развитие эмоций и фантазии.
Работая в этой технике, у ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы.
Как мы организовали работу:
• В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим рукам дошкольника создавать свои первые рисунки.
• Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение мы проводили поэтапно:
o сначала важно научить надавливать на пластилин,
o затем размазывать его от центра к краям контура
o сочетать оба приема.
• Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.
• При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином.
o Так, для получения нужного оттенка мы соединяли пластилин различных цветов и сортов.
o Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.
Для получения разнообразных оттенков дети освоили прием вливания одного цвета в другой. Мы использовали два способа. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной.
Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачиваем в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными
инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл.
Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.
В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.
Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, мы часто использовали игровые мотивации. Так, в конце занятия мы предлагали им обыграть свою поделку, задавали наводящие вопросы. Использование в игре диалога позволяет развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности, облегчает им общение друг с другом.
Картины из пластилина желательно оформить в рамках под стеклом. Если изображение рельефное, то между стеклом и плоскостью картины необходимо проложить вдоль рамки
прокладку на высоту выпуклости рисунка. Плоскостные картины можно хранить под прозрачными пленками.
Диагностические исследования художественно-эстетического развития детей показали:
• у детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки;
• дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами;
• в работах детей преобладают новизна и оригинальность;
• у детей появился повышенный интерес, творческая активность;
Вывод:
Проводимая мною работа показывает, что системность и поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной техники «Пластилинографии», способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, способствует: совершенствованию качества развития моторных умений детей с нарушением речи; развитию тактильных ощущений; расширению представлений детей об окружающем мире;
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста нетрадиционным методом «пластилинографии», оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, развивает навыки ручной умелости, формирует механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Считаю, что работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства.
Мастер-класс
Что же необходимо, чтобы создать пластилиновую картину?
1. Основа: картон, оргстекло, фанера, клеенка.
2. Инструменты: набор стеков, ножницы (для вырезания деталей, канцелярский нож или скальпель, шило или зубочистки, скалка, расческа, металлическое ситечко, чеснокодавилка или специальный пресс для пластилина, обычный медицинский шприц, специальные наборы формочек и шприцы для пластилина.
3. Чернографитовый карандаш для рисования эскиза. Для самых маленьких очень удобны треугольные чернографитовые карандаши.
4. Доска для лепки. Можно взять кусок обычного линолеума.
5. Стакан с водой (для смачивания рук, чтобы пластилин не лип)
6. Салфетки для рук. Очень удобно пользоваться обычной кухонной влажной салфеткой из микрофибры.
7. Хороший пластилин. Это тот пластилин, который имеет яркую окраску, тонко раскатывается и не липнет к рукам.
8. Придумать эскиз. Выбрать цвет изображения и фон. Подобрать нужный формат картины. Решить какого она будет размера и формы. В соответствии с этими размерами подготовить основу.
9. Рамка со стеклом.
Поэтапная работа с детьми над картиной.
1. Путем размазывания пластилина раскрашиваем вазу, вырезаем и приклеиваем на картон.
2. Скатаем шарики из пластилина для цветочков и листиков, а также жгутики для стебельков.
3. Сделаем цветок следующим образом: в серединку овала кладем жгутик и защипываем края. У листиков делаем с каждой стороны по четыре надреза при помощи стеки.
4. Украшаем вазу. Сворачиваем жгутики в виде «улиток»
5. Жгутики зеленого цвета закрепляем на картоне. Закрепляем цветочки на стебельках. Добавляем листья. Ваза с цветами готова!
Пара полезных советов перед началом работы:
• Если пластилин долго лежал на прилавке магазина – он, скорее всего, будет твёрдым, его трудно подготовить к работе, размять, особенно ребенку. Эту проблему легко исправить: пластилин нужно разогреть перед занятием в миске с горячей водой (но не кипятком). Так он размякнет и станет податливым.
• Жировые компоненты, входящие в состав пластилина, со временем переходят на бумагу - и на ней проступают жирные пятна. Но этого можно избежать! Картинка со временем не потеряет своей привлекательности, если перед началом занятия бумажную основу с предварительно нарисованным контуром - покрыть скотчем или самоклеющейся пленкой. Такая пленка защитит бумагу от контакта с пластилином – и пятен не будет! К тому же, работать на скользкой поверхности гораздо легче, а при помощи стеки проще снимается и лишний пластилин, не оставляя под собою заметных следов.
• Ребенок может ошибиться при нанесении контура под пластилинографию - дайте ему право на исправление ошибки. На картоне можно делать контур простым карандашом, тогда подправить его можно стирательной резинкой, а на картоне "ламинированном" скотчем - можно рисовать фломастером, его можно легко подтереть влажной салфеткой.
• Покрытие картины бесцветным лаком – продлит ее «жизнь».
Начинать осваивать технологию работы с пластилином лучше всего с небольших картин, на которых изображены простые предметы. Только после того, как появится уверенность в работе с пластилином, следует разработать собственную манеру.
Творите! Удивляйте и удивляйтесь!
Творческих вам успехов!