МААМ-картинки

Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Ольга Горшкова
Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Пластилинография, как средство развития творческих

способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Горшкова Ольга Павловн

Аннотация

Публикация «Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. По мнению педагогов, развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, в частности с развития движений в пальцах кисти. В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Данная методическая разработка может быть полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Введение

В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. Миру нужны специалисты, умеющие нестандартно, креативно и творчески мыслить, Основы этого нужно закладывать уже в дошкольном возрасте.

Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л. С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее. Проблема развития творческих способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Об этом свидетельствует большое количество публикуемых статей, методических пособий, сборников игр и упражнений, как по развитию различных психических процессов, так и по развитию разных видов способностей нужно закладывать уже в дошкольном возрасте.

В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Актуальность выбранной мной темы отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который ориентирует на развитие творческих способностей дошкольников. Педагогический опыт по развитию художественных способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования видится в новых подходах, которые дарят ребенку атмосферу свободного, радостного творчества, смелость и неповторимость.

Цель:

развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией.

Задачи:

Обучающие:

• Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.

• Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

• Дать теоретические знания и формировать у воспитанников, практические приемы и навыки работы с пластилином.

Развивающие :

Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии.

Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия.

Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывающие:

• Содействовать воспитанию интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином.

• Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

• Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.

1. Описание основных понятий и терминов

Дошкольный возраст является наиболее значимым для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Опыт работы с детьми показывает, что изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне. Копируя окружающий мир, они изучают его. В поисках новых методов и способов в развитии художественных способностей дошкольников внимание было обращено на нетрадиционные техники рисования. Они являются важным и существенным дополнением. В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. В целом ряде исследований и методических разработок (Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, А. И. Савенков, Е. А. Флёрина, Н. Б. Халезова, С. Г. Якобсон) показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, и других видов художественной деятельности. Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Г. Г. Григорьева исследовали значение изобразительной деятельности для развития творческих способностей дошкольников. Они отметили, что при выполнении творческих заданий в изобразительной деятельности у ребенка возникает необходимость комбинировать самостоятельно свои впечатления, находить вариативные решения при выполнении заданий, широко использовать свой опыт. Однако, практический аспект реализации задачи развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности остается актуальным и недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна изменяться технология работы педагогов. Вместе с тем, занятия (в частности по изобразительной деятельности, проводимые с детьми в дошкольных учреждениях по типовым или некоторым альтернативным программам, направленным на познавательное развитие, не способствуют развитию творческих способностей ребенка. Все виды детской деятельности требуют усложнения, углубления, обогащения. Новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.

Основные понятия, термины в описании рассмотрим ниже.

Лепка - процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластичным материалом — глиной, пластилином, воском.

Пластилинография - создание лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Обратная пластилинография - разновидность аппликации из пластилина, выполняется на гладкой и прозрачной поверхности стекла или пластмассы.

Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание - кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик.

Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием - можно из оттянутого материала сформировать часть изображения.

Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, которое выполняется кончиками пальцев.

Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки.

Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п.

Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

Пластилин - мягкий, пластичный материал, способный принимать заданную форму.

Шариковый пластилин - необычный пластилин состоит из мелких шариков, соединенных специальным клеевым раствором. Особая структура материала отлично скрывает неровности детских поделок.

Пластилин с дополнительными свойствами - представлен необычный пластилин : флуоресцентный, перламутровый, прыгающий, светящийся в темноте и т. д.

Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий.

Мелкая моторика - способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

Сенсомоторика - область изучения взаимодействия сенсорных и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности. На основании сенсомоторной информации, поступающей от анализаторов, осуществляется запуск, регуляция, контроль и коррекция движений.

Основной материал в этой технике - пластилин. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего дошкольного возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином : раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приё мов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой.

1.1. Принципы и техники, используемые в

педагогическом опыте.

1. Принцип обогащения обогащение активного и пассивного словаря детей сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы.

2. Принцип развивающего обучения. «Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития» (Л. С. Выготский)

Придерживаясь данного принципа, я стараюсь дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.

3. Принцип воспитывающего обучения.

Обучая технике «Пластилинография» воспитываю у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность. Закрепляем у детей знания по цветовосприятию, развиваю эстетический вкус.

4. Принцип свободы выбора.

Я предоставляю детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляю им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. Может быть, поэтому все поделки получаются разными, красивыми, интересными. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.

5. Принцип личностно – ориентированного обучения.

Признание ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям.

В соответствии с этим, научила детей с различным уровнем творческого развития, следующим важным умениям:

• самостоятельно приобретать новые и творчески использовать имеющиеся знания;

• принимать самостоятельные и ответственные решения;

• планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты, т. е. рефлексировать свою деятельность;

• строить с детьми отношения сотрудничества.

Работая по личностно-ориентированной методике, стремлюсь научить каждого ребенка ощущать себя частью коллектива, уважительно относиться к индивидуальным интересам и потребностям других детей. Все это реализую через различные формы работы на непосредственно организованной и свободной деятельности, что позволяет достичь высокой плотности взаимодействия детей между собой, вовлеченности в деятельность каждого ребенка.

6. Принцип интеграции.

Художественная деятельность взаимосвязана:

• с различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой);

• с разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала).

Я считаю, что развивать способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ к развитию творческих способностей, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Виды нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии :

• Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности. В данной технике работы работают в основном все дети, начиная с раннего возраста. Для раннего возраста можно подготовить контурный рисунок более простой, без мелких деталей, а в старшем возрасте дети могут нанести самостоятельно более сложные композиции, с мелкими деталями. Рисунок заполняется более мягким пластилином, например восковым. Он хорошо размазывается и прекрасно смешивается. Такую технику нужно выполнять на листе плотного картона, но в таком случае необходимо предварительно оклеить поверхность скотчем. Размазывать пластилин по картону лучше всего руками, так как материал под давлением ложится ровным слоем на поверхность, таким образом достигается эффект мазка масляными красками.

• Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура); Данный вид пластилинографии используется на стекле, изображение получается с другой стороны, поэтому называется обратная пластилинография. Так как на стекле детям дошкольного возраста работать нельзя, можно использовать пластик или оргстекло. Нужно перенести рисунок на поверхность при помощи маркера, а затем заполните элементы рисунка пластилином. Для этого нужно подобрать по размерам кусочек пластилина и хорошо размять его в руках, а затем размазать по стеклу. Размазывать можно пальцами или стеком, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно. По контуру полученную работу можно оклеить полосками, чтобы получилась аккуратная рамка, или вставить в готовую рамку.

• Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков». Данная техника больше походит для старшего возраста, так как требует усидчивости и кропотливой работы. Контурный рисунок заполняется жгутиками, которые предварительно раскатываются самим ребенком или заранее готовятся воспитателем. Для этого необходимо поместить пластилин в шприц, а шприц поместить в горячую воду, чтобы пластилин подтаял. Через 2-3 минуты можно выдавливать пластилин, так можно подготовить совершенно одинаковые жгутики, которыми впоследствии заполняется пространство.

• Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев. Преимущества данной техники в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет. Такая техника подходит для изображения неба, гор, лес и других пейзажных сюжетов, когда один слой сверху закрывается другим. Некоторые детали пластилиновой картины могут иметь сложный контур. В таком случае нужно наложить пластилиновую лепешку и удалить излишек пластилина при помощи стеки. Если в картине представлены элементы, которые трудно вылепить, то их повторяют тонким слоем пластилина на бумаге, вырезают ножницами и прилепляют на основу с помощью тонких пластилиновых валиков, таким образом добиваясь 3-Д эффекта.

• Модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков. Данная техника более сложная, так как необходимо владение всеми приемами лепки. Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона и заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав краям нужную форму при помощи стеки.

• Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина. Такая техника наиболее простая, так как элементы все одинаковые – пластилиновые шарики. Необходимо лишь красиво сочетать цвета и аккуратно заполнить пространство, не выходя за контур.

• Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной и придание им фактуры. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Барелье ф (фр. bas-relief - низкий рельеф) Барельеф -распространённый вид украшения архитектурных сооружений, разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более - рельеф называется горельефом (высокий рельеф).

Картину можно сделать рельефной разными способами – формированием элементов при помощи стека, лепкой отдельных деталей, которые будут выступать на поверхности. Контррельеф (от лат. Contra - против и «рельеф») - вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Такой вид углубленного рельефа можно добиться при помощи валиков с нанесенным рисунком. Необходимо раскатать пластину, предварительно выровнять ее при помощи скалки, а затем нанести узор валиком или штампиком.

Как оформить и хранить пластилиновые картины. Плоские пластилиновые картины лучше всего поместить под стекло в рамку, паспарту или хранить под прозрачной пленкой. Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию.

Рисование пластилином способствует интеллектуальному развитию детей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче.

Пластилинография способствует развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Также способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.

1.2. Этапы обучения «пластилинографии»

Подготовительный.

Освоение приемов надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработка правильной постановки пальца. Овладение приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами. Выработка умения работать на ограниченном пространстве.

Основной.

Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т. д.) для придания большей выразительности работам. Освоение умения пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.

Заключительный.

Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Для начала важно научить ребёнка надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.

Основная задача ФГОС занятия нетрадиционной изобразительной деятельностью состояла в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода, от простого, к более сложным заданиям.

Дошкольники, стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. Работы детей стали более интересными, содержательными, идея и замысел богаче. Каждая работа кажется произведением искусства. А дети обрели уверенность в себе и начинают чувствовать себя маленькими творцами. Возрос интерес к изобразительной деятельности, а вместе с ним и желание. Творчество обогатило жизнь ребенка новыми переживаниями и чувствами: преодолев трудности, ребенок испытывает удовольствие, его радует достигнутый результат своей работы, доставляя удовольствие другим. Это порождало у детей новое желание, новое стремление к более полному, творческому выражению чувств, мыслей и настроений, способствовало всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.

В рамках ФГОС дети реализуют познавательную активность, у детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине. ФГОС предполагает: поддержку индивидуальности и инициативы детей; дети участвуют не только в муниципальных конкурсах, но и в региональных. Также обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в дошкольном возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты. Главным результатом своей деятельности считаю творческие работы детей. Неповторимые, яркие, они выполнены в различных техниках. Подтверждением творческих успехов детей является их участие в конкурсах различного уровня.

Таким образом, новый подход способствует более успешному освоению образовательной программы, позволит разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дадут толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.

Литература

1. Богуславская З. М. Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей. - М. : Просвещение, 2010

2. Богоявленская Д. Б «Психология творческих способностей» 2002 г.

3. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Детский дизайн. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2007.

4. Давыдова Г. Н. «Пластилинография» Москва 2008 г

5. Комарова Т. С. «Школа эстетического воспитания» - М. : Мозаика-Синтез, 2012

6. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество Ф. Г. О. С.»

7. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,

8. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - М. : Мозаика-Синтез, 2015

9. Лыкова И. А. «Лепим, фантазируем, играем» Москва Творческий центр «Сфера» 2001 г.

10. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. -М. : Аст; СПб: Сова, 2006.

11. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. - М. : ООО издательство Астрель: издательство Аст, 2014.

12. Федеральные государственные образовательные стандарты.

Публикации по теме:

Лепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детейЛепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детей Актуальность: Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность и творческий.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 12 декабря 2021 в 18:57
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Горшкова (УИ 417878) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД