Ирина Тесля
Пластилиновая живопись в условиях реализации ФГОС в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Обновление содержания дошкольного образования предполагает повышение его качества. В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка по-требует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Публикация «Пластилиновая живопись в условиях реализации ФГОС в ДОУ» размещена в разделах
Несомненно, все это требует от педагога поиска все новых и новых подходов к организации детской деятельности.
Что же такое пластилинография и какими развивающими возможностями обладает данная техника?
«Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при по-мощи которого осуществляется замысел.
Пластилинографию относят к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, полуобъемными. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов.
Данное направление деятельности выбрано мной не случайно, лепкой дети начинают заниматься уже с младшего дошкольного возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний.
В ходе работы по пластилинографии реализуется познавательная активность де-тей.
В интересной игровой форме обогащается словарный запас детей. Учеными выявлена связь между активным движением пальцев ребенка и формированием его речевого аппарата. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Кроме этого, дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, загадками, потешками, пальчиковыми играми.
У них появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
Все это соответствует основным принципам ФГОСта.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Дети до-школьного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. Происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Существует несколько видов нетрадиционной техники работы с пластилином :
• Прямая пластилинография
- изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
• Обратная пластилинография
(витражная) изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).
• Контурная пластилинография
- .изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».
• Многослойная пластилинография
–объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
• Модульная пластилинография
– изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.
• Мозаичная пластилинография
- изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
В ходе работы по данной теме нами были разработаны следующие рекомендации:
• Пластилин необходимо размягчить, некоторые марки пластилина очень твердые, это затруднит работу с ним, а значит дети быстро потеряют интерес к деятельности. Но не следует заливать пластилин кипятком это сделает материал слишком мягким и податливым;
• Картонную основу можно покрыть скотчем. Со временем на изображениях созданных из пластилина появляются неприятные жирные пятна. Скотч предотвратит эту проблему.
• Для создания картин с большим количеством деталей можно использовать медицинский шприц без иглы. Внутрь шприца помещают брусок пластилина и нагревают, а затем аккуратно выдавливают, получаются длинные тонкие «нити». Для более толстых нитей можно использовать кондитерский шприц;
• Если работа удалась, есть смысл покрыть работу бесцветным лаком. Под ним пластилин затвердеет, изделие не только сохранит свою яркость, но и станет еще ярче со временем. Хранить такую работу легче поскольку пластилин хорошо собирает пыль и трудно поддается очистке;
• Во время работы необходимо следить чтобы палец ребенка не загибался, а оставался прямым и напряженным, чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем;
• Ну и пожалуй последняя рекомендация: предоставьте ребенку возможность для экспериментирования. Пусть первое знакомство с этой техникой пройдет по вашему плану, а вот вторая встреча будет похода на череду проб и ошибок. Пусть малыш поиграет с мазками, пофантазирует, на что получившаяся завитушка похожа? Из фантазии и активного взаимодействия с материалом родится интересное решение!
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что организация работы в технике пластилинография позволяет решать ряд задач ФГОСта :
1. Охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
2. Формирование общей культуры личности детей, развития их социаль-ных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических ка-честв.