Крупинина Елена
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Почему мы так говорим»
▼ Скачать + Заказать документы
«Почему мы так говорим?» (Путешествие в страну Фразеология)
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Почему мы так говорим?»
Цель: обогащение словарного запаса детей
Ход мероприятия
1Организационный момент
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из – под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Н. В. Гоголь
Публикация «Внеклассное мероприятие по русскому языку „Почему мы так говорим“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более 50 фразеологических оборотов. Вот некоторые из них:
Валится из рук – «не клеится, не работается»
Голыми руками взять – «легко одолеть»
Дать по рукам – «наказать, отучить»
Дать руку на отсечение – «поручиться»
Из рук в руки – «непосредственно»
Как без рук – «беспомощно»
Легкая рука – «удачное начало»
Мастер на все руки – «умелец»
Подать рук – «помочь»
Приведенные примеры доказывают, что фразеологизм и слово могут соотносится по своему лексическому значению как синонимы.
2 Посмотрите сценку и ответьте на вопросы (Выступление учеников)
Поссорились на перемене ребята. Один кричит:»Я тебе покажу где раки зимуют»
А второй ему:
- Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!
Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:
-Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!
А дежурный как крикнет:
-Стойте. Ребята! Разгадайте – ка свои загадки!
Какие такие загадки? – удивились ребята и разжали кулки.
- а вот какие, послушайте! Первая: «Где раки зимуют?» Вторая: «Кто из своей кожи влезет?» Третья: «Кто спит с открытыми глазами!
(Н. Сладков)
3 Заменить фразеологические обороты словами синонимами:
В час по чайной ложке, рукой подать, кривить душой, повесить нос, себе на уме, во все лопатки; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.
Слова для справок: быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый, грустить.
4 Игра «Кто быстрее?» Подобрать несколько фразеологизмов с общим для них словом (существительным)
Нос : задрать нос, вешать нос, водить за нос, клевать носом…
Глаз :хлопать глазами, говорить в глаза, глазом не моргнуть.
Нога : встать на ноги, падать с ног, сбиться с ног …
Голова: морочить голову, как снег на голову, голова идет кругом…
Зуб: зуб на зуб не попадает, положить зубы на полку.
5 «Найди пару» Из данных идиом составьте антонимичные пары
Хоть игоки собирай, заваривать кашу, по чайной ложке, коломенская верста, чуть свет, повесить нос, жить душа в душу, сидеть сложа руки, ни зги не видно
Воспрянуть духом, на ночь глядя, от горшка два вершка, как кошка с собакой, одним духом, расхлебывать кашу, не покладая рук
6 Игра «Поле чудес»
На игровом роле лежат разные предметы (камень, горошек, ступа, решето, шляпа, рог.) Крутится вертушка. Играющий должен назвать фразеологизм, содержащий название предмета, на который указала стрелка вертушки
7Домашнее задание. Ребята заранее готовились к этому конкурсу. Участники игры должны объяснит значение и происхождение выражений: «У черта на куличках», «Ахиллесова пята», «Кузькина мать», «Знать на ять»
У черта на куличках – очень далеко, Первоначальное значение «где – то далеко в лесу».Кулички, кулига – расчищенная лесная поляна.
«Знать на ять» - знать очень хорошо. «Ять» - буква в дореволюционном алфавите. Тот, кто писал правильно слова с «ять» считался грамотным
Кузькина мать – жестоко наказать. Кузька – небольшой хлебный жучок, безобидный на вид, но очень прожорливый. Считался бичом крестьян: налетал на хлебные поля и высасывал молодые зерна.
Ахиллесова пята – уязвимое место. Мать Ахилла богиня Фетида держала сына за пятку, окуная в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды
Подведение итогов, награждение победителей