Папки-передвижки

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Почему мы так говорим»

Крупинина Елена
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Почему мы так говорим»

«Почему мы так говорим (Путешествие в страну Фразеология)

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Почему мы так говорим

Цель: обогащение словарного запаса детей

Ход мероприятия

1Организационный момент

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из – под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Н. В. Гоголь

Публикация «Внеклассное мероприятие по русскому языку „Почему мы так говорим“» размещена в разделах

Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более 50 фразеологических оборотов. Вот некоторые из них:

Валится из рук – «не клеится, не работается»

Голыми руками взять – «легко одолеть»

Дать по рукам – «наказать, отучить»

Дать руку на отсечение – «поручиться»

Из рук в руки – «непосредственно»

Как без рук – «беспомощно»

Легкая рука – «удачное начало»

Мастер на все руки – «умелец»

Подать рук – «помочь»

Приведенные примеры доказывают, что фразеологизм и слово могут соотносится по своему лексическому значению как синонимы.

2 Посмотрите сценку и ответьте на вопросы (Выступление учеников)

Поссорились на перемене ребята. Один кричит:»Я тебе покажу где раки зимуют»

А второй ему:

- Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:

-Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!

А дежурный как крикнет:

-Стойте. Ребята! Разгадайте – ка свои загадки!

Какие такие загадки? – удивились ребята и разжали кулки.

- а вот какие, послушайте! Первая: «Где раки зимуют?» Вторая: «Кто из своей кожи влезет?» Третья: «Кто спит с открытыми глазами!

(Н. Сладков)

3 Заменить фразеологические обороты словами синонимами:

В час по чайной ложке, рукой подать, кривить душой, повесить нос, себе на уме, во все лопатки; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.

Слова для справок: быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый, грустить.

4 Игра «Кто быстрее?» Подобрать несколько фразеологизмов с общим для них словом (существительным)

Нос : задрать нос, вешать нос, водить за нос, клевать носом…

Глаз :хлопать глазами, говорить в глаза, глазом не моргнуть.

Нога : встать на ноги, падать с ног, сбиться с ног …

Голова: морочить голову, как снег на голову, голова идет кругом…

Зуб: зуб на зуб не попадает, положить зубы на полку.

5 «Найди пару» Из данных идиом составьте антонимичные пары

Хоть игоки собирай, заваривать кашу, по чайной ложке, коломенская верста, чуть свет, повесить нос, жить душа в душу, сидеть сложа руки, ни зги не видно

Воспрянуть духом, на ночь глядя, от горшка два вершка, как кошка с собакой, одним духом, расхлебывать кашу, не покладая рук

6 Игра «Поле чудес»

На игровом роле лежат разные предметы (камень, горошек, ступа, решето, шляпа, рог.) Крутится вертушка. Играющий должен назвать фразеологизм, содержащий название предмета, на который указала стрелка вертушки

7Домашнее задание. Ребята заранее готовились к этому конкурсу. Участники игры должны объяснит значение и происхождение выражений: «У черта на куличках», «Ахиллесова пята», «Кузькина мать», «Знать на ять»

У черта на куличках – очень далеко, Первоначальное значение «где – то далеко в лесу».Кулички, кулига – расчищенная лесная поляна.

«Знать на ять» - знать очень хорошо. «Ять» - буква в дореволюционном алфавите. Тот, кто писал правильно слова с «ять» считался грамотным

Кузькина мать – жестоко наказать. Кузька – небольшой хлебный жучок, безобидный на вид, но очень прожорливый. Считался бичом крестьян: налетал на хлебные поля и высасывал молодые зерна.

Ахиллесова пята – уязвимое место. Мать Ахилла богиня Фетида держала сына за пятку, окуная в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды

Подведение итогов, награждение победителей

Публикации по теме:

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку " Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова" Цель занятия: закрепить.

Презентация «Исследовательская работа по русскому языку для учеников 6 класса» Работу можно использовать в русском языке при изучении разделов "Морфология" и "Лексика в 6 классе, а также при изучении творчества А. С.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание 27. Памятка для написания сочинения ЕГЭ - Задание 27. Сочинение по прочитанному тексту. Проблема текста. В своем тексте автор поднимает важную для нашего времени проблему (чего….

План подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку № Содержание Сроки выполнения 1. Подбор необходимой учебной литературы для учащихся. (справочники, адреса сайтов) сентябрь 2. Ознакомить.

Рабочая программа по русскому языку в 8 классе (пояснительная записка) Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными»Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными» Урок по русскому языку 5 класс. Тема урока: Правописание не с именами прилагательными. Цель урока: Продолжить изучение темы «Прилагательное.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Определение» Тип урока:урок открытия новых знаний. Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с определением; показать роль определений в речи,.

Внеклассное занятие по русскому языку в начальной школе «Ты наш друг, родной язык» "Ты наш друг, родной язык". Цели: · Вызвать интерес к русскому языку. · Формировать образную и выразительную речь. · Расширить кругозор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Почему мы так говорим»
Опубликовано: 10 ноября 2021 в 19:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД