Папки-передвижки

Подготовка к школьному обучению дошкольников

Ирина Катунина
Подготовка к школьному обучению дошкольников

Среди многих видов учебной деятельности овладение навыком письма является наиболее сложным. Письмо, являясь основным способом фиксации учебной информации, играет важную роль в процессе усвоения знаний. Нарушения письма влияет на процесс освоения основной образовательной программы начального общего образования. Исходя из этого, интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции нарушений письма у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет весьма важную роль в жизни человека: оно обеспечивает общеобразовательную подготовку, стимулирует психологическое развитие и влияет на формирование личности.

Публикация «Подготовка к школьному обучению дошкольников» размещена в разделах

Письмо – это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи.

Функциональный базис письма – это многоуровневая система, которая включает функции и навыки письма высокой сложности, которые имеют несколько различную психологическую базу.

Можно выделить три уровня функциональной структуры письма:

3-й уровень (нижний) : интеллектуальное развитие; развитие условных рефлексов; уровень развития сукцессивных способностей; развитие пальцевого праксиса.

2-й уровень: способность к символизации; фонематическое восприятие и представления; операции фонологического структурирования слов; операции трансформации временной последовательности звуков; пространственная последовательность букв; зрительно-моторная координация.

1-й уровень: навык звукобуквенной символизации; навык моделирования звуковой структуры слов; графомоторные навыки.

Готовность к обучению письму обеспечивается за счет сформированности:

устной речи, фонетико-фонематического восприятия;

зрительного, зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти;

моторных функций и сложно координированных графических движений;

интегративных функций – зрительно-моторных и слухо-моторных координаций.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ПИСЬМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

«Найди одинаковые снежинки». 1 вариант. Родитель обращает внимание детей на экран, где много снежинок. Задача – найти две одинаковые снежники. 2 вариант. Родитель обращает внимание ребенка на экран, где много снежинок. Задача – отыскать из множества снежинок одинаковые и обвести их одним цветом.

«Какой формы предметы?». Родитель предлагает ребенку внимательно посмотреть на фигуры слева и предметы справа, необходимо ответить на вопрос: «Какой формы эти предметы?» Затем предлагает взять карандаш и соединить линией предмет и ту форму, на которую он похож.

РАЗВИТИЕ АКУСТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

«Что звучит?». Детям предлагается послушать звуки природы – ветер, дождь, скрип снега, гром и т. д. Они должны узнать это звук и назвать его.

«Скажи, что слышишь». Родитель за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

РАЗВИТИЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ

«Одежда для куклы». Родитель предлагает одеть куклу, называет одежду, которую ребенок запоминает. После чего ребенок вспоминает названную одежду и одевает куклу (шапка, шарф, куртка).

«Пары слов». Предложить ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, называете пары «снег-мороз», «санки – горка», «снежинка – ладошка» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРЕДМЕТНОЙ ПАМЯТИ

«Чего не стало». Родитель показывает ребенку картинки (зимняя одежда). Затем дети закрывают глаза. Родитель забирают 1-2 картинки, и спрашивает, какой картинки не хватает.

«Рисуем на память». На листе бумаги нарисованы варежки. Предложить детям в течение 1 минуты посмотреть на этот узор и запомнить его. После этого убрать картинку. Предложить детям воспроизвести узор по памяти.

ОСНОВНОЙ ЭТАП РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ПИСЬМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

«Звуковая линейка». Родитель называет слово или показывает картинку. Дети, протяжно повторят слово, произнесенное родителем, одновременно выдвигают подвижную часть линейки так, чтобы на каждый звук приходился один открывшийся темный квадратик (уухххааа). Произнеся, таким образом, все слово, ребенок подсчитывает количество звуков в слове при помощи открывшихся на линейке квадратиков. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее определит количество звуков.

«Заполни клетки». Все дети делятся на команды, каждая команда получает прямоугольник, чтобы заполнить в нем клетки буквами, составляющими название нарисованного предмета (Буратино, Мальвина, Пьеро). Выигрывает та команда, которая первой правильно заполнила свой прямоугольник.

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ

«Наоборот» (упражнение на подбор антонимов). Родитель говорит ребенку, что к нам пришел в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чем беда: он очень любит все делать наоборот. Мама-ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стала мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому, что все его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее родитель играет с ребенком в игру «Наоборот» : кидает ребенку мяч и называет слово, а ребенок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий - низкий) и бросить мяч родителю.

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь. («низко»)

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь. («близко»)

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь. («пол»)

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты. («нашел»)

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты. («храбрец»)

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай. («конец»).

«Угощаю». Родитель говорит: Вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусные» слова и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в сладкие, кислые, соленые, горькие слова.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

«Где бабочка?» (формировать понимание предлогов). Родитель выполняет различные действия с бабочкой (сажает ее на цветок, под цветок, на листик, держит над цветком, около, рядом и пр.). В это время спрашивает у ребенка, где бабочка и контролирует правильность его ответов. Затем предлагает ребенку поиграть с бабочкой, активизируя его речь вопросами.

«Один – много» (научить детей образовывать существительные именительного падежа множественного числа). Детям демонстрируются картинка с изображением одного предмета, и предлагается найти картинку с изображением этого же предмета, но в большем количестве. Речевой материал: - У меня красный помидор. - А у меня красные помидоры (ребенок).

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

«Посылка». Ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.

«Составь рассказ». Родитель предлагает внимательно рассмотреть серию сюжетных картинок, определить последовательность сюжета и придумать рассказ.

Успешное овладение навыком письма возможно только при достаточном уровне развития у детей всех компонентов функционального базиса письма.

Публикации по теме:

Игровые пособия по обучению дошкольников грамоте.Игровые пособия по обучению дошкольников грамоте. Доброго времени суток всем, кто заглянул ко мне в гости! В моих более ранних публикациях есть игры и пособия для различения звуков речи,.

Консультация для педагогов «Подготовка детей к обучению в школе»Консультация для педагогов «Подготовка детей к обучению в школе» Подготовка детей к школе в детском саду - задача комплексная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет.

Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению»Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению» Добрый день, коллеги! Хочу представить вам мою консультацию для родителей "Рекомендации по подготовке детей к школе" Возраст 6–7 лет.

Консультация для родителей старших дошкольников «Подготовка ребенка к школе» Если родители шестилетнего ребенка спросят, когда же начинать его подготовку к школе, специалисты, повторяя слова А. С. Макаренко, скажут:.

Опыт работы по обучению дошкольников квиллингуОпыт работы по обучению дошкольников квиллингу В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных.

Перспективно-тематическое планирование в старшей группе «Подготовка к обучению грамоте» НОД Подготовка к обучению грамоте Сентябрь НОД Программное содержание Литература 1 неделя Тема: «Радуга» (с. 1) Знакомить детей с цветами.

Консультация «Почему учиться трудно? Или что такое адаптация к школьному обучению» Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, и так и в физиологическом.

Психологическая готовность детей к школьному обучению ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ВВЕДЕНИЕ Одной из основных проблем детского развития является проблема вхождения.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Занятие по адаптации первоклассников к школьному обучениюЗанятие по адаптации первоклассников к школьному обучению Приветствие. 1. Передача рукопожатий по кругу. Упражнение «Искорка». Дети берутся за руки, по кругу передают рукопожатия и улыбаются соседу,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подготовка к школьному обучению дошкольников
Опубликовано: 29 ноября 2022 в 21:35
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД