Оксана Егорова
Конспект НОД «Покормите птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
Тема НОД: «Покормите птиц зимой»
МДОУ «Детский сад № 25 «Маячок» Фрунзенского района г. Саратова
образовательная организация
Егорова Оксана Петровна,
ФИО
воспитатель
Описание непрерывной образовательной деятельности
Возрастная группа: старшая
Тема НОД: «Покормите птиц зимой»
Направление образования и развития (образовательная область) познавательное развитие
Публикация «Конспект НОД „Покормите птиц зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: создание условий для формирования у детей представлений о зимующих (оседлых) и кочующих птицах, о необходимости изготовления кормушек для подкормки птиц в зимний период.
Задачи (по содержанию – обучающая, воспитательная, развивающая) :
1. Обучающая: формировать у детей представления о внешнем виде_ зимующих (оседлых) и кочующих птиц, особенностях их обитания и питания в зимних условиях; различных видов кормушек и особенностях их изготовления из бросового материала (пластиковых бутылок, подарочной упаковки, коробки из-под молока, сока). Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.
2. Воспитательная: воспитывать любовь к родной природе, заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних
условиях; прививать основы экологической культуры.
3. Развивающая: развивать гуманное отношение к птицам, мотивацию интереса к их охране, развивать потребности в самостоятельной деятельности; развивать связную речь, умение детей отвечать на вопросы.
Виды деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, двигательная активность.
Формы реализации детских видов деятельности: игра «Дидактическая игра «Четвертый лишний», коммуникативная (загадки, познавательная беседа с детьми, изобразительная (раскрашивание птиц, двигательная активность (перебери семена).
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Оборудование, материалы: ноутбук, экран, презентация, картинки с изображением зимующих и кочующих птиц, корма
для птиц, раскраски с изображением птиц, цветные карандаши, корм для птиц.
Предварительная работа (если необходимы пояснения) : наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и стихов о птицах, разгадывание загадок, прослушивание аудиозаписи (познавательная серия Владимира Зотова «Лесная азбука», изготовление вместе с родителями кормушек.
Ход НОД
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников
- Ребята, какое сейчас время года? (зима)
- Какие зимние месяцы вы знаете?
(декабрь, январь, февраль, хором повторите, пожалуйста.
А сейчас я вам загадаю загадку, и вы поймёте, о чем мы сегодня будем говорить.
Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом
Каркать, петь и ворковать.
Нас зимою подкормите…
Дети, кто мы? Назовите. (птицы)
Ответы детей.
Ответы детей.
Воспитатель: Наступила зима. Пушистым снегом покрыты поля и леса. Не слышно весёлых птичьих голосов, ещё осенью многие птицы улетели от нас за три девять земель. Когда у нас зима, там цветут сады. Иволги улетели в Китай, в далёком Египте на большой реке Нил кормятся наши утки и цапли, скворцы улетели во Францию, Италию. Но не все птицы покидают родные края. Многие из них не улетают и остаются с нами зимовать. Как называют таких птиц? (Зимующие)
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Кошки не боится –
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей)
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Вот опять гнездо себе мастерит в печной трубе.
И туда, на крышу дома, тащит ветки и солому.
Натаскает ваты, пуха – хорошо птенцам и сухо.
И в колодец-дымоход ни за что не влезет кот!
Вот смекалка так смекалка! Это что за птица?. (Галка)
Ей на месте не сидится; всё летает целый день,
Суетится, суетится, целый день звенит: «Тень-тень!»
Угадай-ка, что за птица? то весёлая … (Синица)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её… (Ворона)
Кто летает, кто стрекочет –
Рассказать нам новость хочет? (Сорока)
– Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
– Облетел я всю Сибирь.
– Как зовут тебя? (Снегирь)
Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки! (Свиристели)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом. (Клёст)
Воспитатель: Ребята, среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют всегда или на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются зимующими.
Морозы жестокие в этом году.
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку:
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробушков, галок, синиц,
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко пережить холода.
Е. Благинина
Тяжело птицам в суровую зимнюю пору. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синиц выживают только 2. А вот сытой птице и мороз не страшен. Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями. Во второй половине зимы, когда большая часть зимних ягод и плодов съедена или пропала, дополнительные подкормки особенно важны для выживания птиц. В суровые зимы, наличие специального жирного, высококалорийного корма поистине становятся для многих птиц вопросом «жизни и смерти». Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Воспитатель: Дети, посмотрите, у вас есть наборы картинок с изображением разных птиц. Вам нужно выбрать, зимующих птиц. Не забывайте, что вы вместе в паре выполняете задание. (Дети выполняют задание. Затем проверяем правильность задания, дети называют выбранную птицу.) ?
Физкультминутка
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки – на плетень,
Тири-тири,
Тень-тень-тень!
Воспитатель: Работа в командах.
- Ребята, а вы знаете, что едят птицы?
- Правильно. Зимой птицам очень трудно находить корм, особенно во время снегопадов.
Мы с вами должны помогать пернатым друзьям пережить холодную зиму. А как мы можем помочь?
- Правильно, делать кормушки, насыпать в них корм. У меня есть угощение для птиц, но мне кажется, что ветерок все перепутал. Давайте приготовим корм, который возьмем на прогулку и покормим птиц.
Дети вместе с воспитателем переходят на ковер.
- Вот задание команде девочек.
- А вот задание команде мальчиков.
- Молодцы, ребята. Птицам понравится ваше угощение.
- Я знала, что вы справитесь, и подготовила для вас стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц».
«Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песни не пришлось
Нам встречать весну!
Воспитатель
Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.
Воспитатель: Многие из ребят изготовили кормушки. А где надо развешивать кормушки? (Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм)
- Чем можно подкармливать птиц? :
– семенами подсолнечника, тыквы, арбуза;
– пшеничными отрубями;
– овсяными хлопьями, пшеном;
– птицам можно давать крошки белого хлеба (чёрный хлеб давать нельзя);
– дятлы и синицы любят несолёное! сало.
Воспитатель: Категорически запрещено кормить птиц жареными, солёными, кислыми продуктами. Нельзя давать свежий белый хлеб, а особенно ЧЁРНЫЙ хлеб, который начинает бродить в зобу, и в нём много соли, которая плохо влияет на почки и печень птиц. Так же нельзя кормить птиц цитрусовыми, кожурой бананов, молоком, арахисом и пряными продуктами, кусочками пирожков и беляшей, чипсами, картофелем.
Воспитатель: Еще у меня для вас есть раскраски. Рассаживайтесь за столы.
Раздаю детям раскраски.
Работа индивидуально.
- Как называется твоя птица? (Угадай по контуру). Она перелетная или зимующая? Какого цвета карандаши тебе понадобятся?
Ответы детей.
Демонстрационный материал (картинки с изображением зимующих и кочующих птиц).
Демонстрационный материал (картинки с изображением зимующих и кочующих птиц).
(Прыжки на месте на двух ногах.)
(Прыжки на месте на левой ноге.)
(Прыжки на месте на правой ноге.)
(Кружимся на месте.)
(Присели.)
(Встали, наклоны головы влево-вправо.)
(Прыжки на месте на левой ноге.)
(Прыжки на месте на правой ноге.)
(Прыжки на месте на двух ногах.)
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети перебирают семена, камни, пуговицы и т. д. лакомство для птиц в одну миску, игрушки и другие предметы в другую миску.
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети раскрашивают птиц.
- Ребята, скажите, о чем мы сегодня беседовали? Что нового узнали? Кому помогли? (Дети осмысливают свои действия, фиксируют достижение цели.)
Воспитатель развешивает готовые работы на магнитной доске, просит детей подойти.
Воспитатель просит детей оценить свою работу и работы других ребят.
Хвалит детей, отмечая интересные особенности работы каждого ребенка.
Ответы детей.