Лучший педагог года

Полимодальность. Особенности использования полимодальных методов обучения на занятиях по формированию звуковой стороны речи

Наталья Галицина
Полимодальность. Особенности использования полимодальных методов обучения на занятиях по формированию звуковой стороны речи

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ

Дата проведения: 24 октября 2019 г.

Тема: «Полимодальность. Особенности использования полимодальных методов обучения на занятиях по формированию звуковой стороны речи».

Форма проведения : Активная лекция. (теоретическо-практическая)

Цель: использование комплекса полимодальных методов обучения на занятиях по формированию звуковой стороны речи.

Задачи:

1. Изучить понятия о педагогическом проектировании, моделировании и использовании полимодальных методов.

Публикация «Полимодальность, Особенности использования полимодальных методов обучения на занятиях по формированию звуковой стороны речи» размещена в разделах

2. Формировать индивидуальный стиль к творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.

Целевая аудитория мастер-класса: мероприятие рассчитано на учителей-логопедов ОО.

Материальное обеспечение: мультимедиа проектор, ПК

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

(технология и методические приемы проведения мастер-класса)

1. Организационный этап. 5 минут

2. Введение в актуальность.

15минут

3. Мозговой штурм

Этап актуализации знаний всеми участниками в данной проблемной плоскости (обмен мнениями, различных точек зрения). 15 минут

4. Деятельность с участниками мастер-класса (объединение в группы для решения проблемы) :

Особенности использования комплекса полимодальных методов обучения на занятиях по формированию звуковой стороны речи.

30 минут

(методический диалог)

5. Рефлексия «Солнце»

Дискуссия по результатам совместной деятельности учителя и участников.

Заключительное слово педагога по всем замечаниям и предложениям. 15 минут

Ход проведения мастер-класса

Введение в актуальность

В современной образовательной практике личностно-ориентированного образования актуализируется проблема учета индивидуальности каждого ребенка. Ее решение связано с учетом индивидуальных психофизических особенностей, интересов, потребностей детей и подборе на этой основе соответствующего содержания образования. Большое значение в реализации принципа индивидуального подхода имеют те способы, методы, при помощи которых содержание образования транслируется.

Ведущие педагоги и психологи (З. М. Богуславская, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Т. Мусейбова, В. С. Мухина, А. П. Усова, Н. П. Сакулина) утверждают, что в процессе развития ребенок познает окружающий мир через восприятие и ощущение. Исследователи отмечают, что ощущения и восприятия составляют процессы чувственного познания. Школьник воспринимает реальность через зрительные, слуховые, осязательные анализаторы восприятия, которые являются первичными репрезентативными системами.

Проблема обучения детей с различными видами репрезентативных систем получила развитие в современной зарубежной педагогике. Американские исследователи (Б. А. Алберс Хил, Л. Брэдвей, М. Гриндер, Л. Лойд, О. Ксендзюк, Дж. О Коннор, Дж. Сейман) отмечают, что каждому ребенку характерен свой вид репродуктивных систем (визуальной, аудиальной, кинестетической). Информация, воспринимаемая ребенком, транслируется в ведущую модальность памяти, понимание. В случае совпадения методов обучения с ведущей репрезентативной системой, ребенок успешно усваивает предложенный материал педагогом.

В педагогической практике логопед, в процессе развития звуковой стороны речи у школьников в основном использует аудиальные или визуальные методы обучения. Это, в свою очередь приводит к усвоению материала детьми с аудиальным или визуальным типом обучения, а для ребенка с кинестетическим способом познания информация остается не понятной и недоступной.

Таким образом, актуальность данной проблемы очевидна. В процессе развития звуковой стороны речи детей школьного возраста, педагог должен учитывать ведущие репрезентативные системы, использовать в своей работе многосенсорные техники. Применение логопедом полимодальных методов обучения позволит воздействовать на большую часть детей в ходе занятия по развитию речи, а также каждый ребенок сможет получать информацию более естественным для него способом.

Мозговой штурм – вопрос – ответ

Несмотря на отмеченную значимость, рассматриваемая проблема не получила должного рассмотрения в методической литературе, и, соответственно, не актуализировано в педагогической практике: педагоги не в полной мере владеют технологией использования полимодальных методов. А полимодальность использованных методов обеспечивает учет индивидуальности каждого ребенка в условиях группового обучения.

Большинство взрослых учатся комбинировать способы восприятия. Но у детей, как обнаружили ученые, обычно преобладает какой-то один. И для определения типа восприятия ребенка при первичном заключении достаточно обратить внимание на следующие критерии:

Зрительный тип обучения : ребенок лучше усваивает, видя перед собой материал (читая, наблюдая; рассматривая иллюстрации);

Аудиторный тип обучения : ребенок лучше усваивает материал на слух и обсуждая полученную информацию;

Кинестетический тип обучения : ребенку для успешного обучения требуется движение или осязание.

Каждый из этих стилей обучения имеет свои слабые и сильные стороны, все зависит от способа (стиля) преподавания педагогом.

Учитывая репрезентативные особенности детей (по мнению А. Ф. Сератюк) педагогу важно излагать материал на доступном детям языке с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое запоминание. Для этого логопеду необходимо научиться варьировать изложение материала во всех трех модальностях (репрезентативных системах). Это не только помогает опираться на развитую модальность ребенка, но и научить использовать менее развитые модальности в процессе обучения.

По мнению Майкла Гринера любая информация, идущая через нервную систему детей, должна предварительно транслироваться в ведущую единственную модальность памяти, понимания. Когда информация совпадает с их ведущей модальностью (репродуктивной системой, они справляются прекрасно и хорошо запоминают эту часть урока. Когда педагог переключается с ведущей модальности на другую, ученик вынужден транслировать информацию обратно в свою модальность. Такая трансляция требует временного отключения от реальности (ученик в это время не слышит педагога). В результате у ребенка появляется серия пробелов в информации, что выявляется чаще всего при повторении и на проверочных работах.

Психологами доказано, что интеллектуальное развитие ребенка и способность перерабатывать информацию во многом определяется умением ребенка передавать информацию из одной модальности в другую, подключать в процессе восприятия окружающего мира различные сенсорные системы одновременно, т. е. владеть способностью к межсенсорному, полимодальному восприятию поступаемой информации.

Существует много различных подходов, оснований для классификации методов обучения.

Рассмотрим более подробно классификацию методов обучения предложенную И. С. Садовской.

1. Аудиальные методы обучения. Информация представлена в звуках. К этой группе относятся все виды рассказов, бесед, объяснений, лекций. В чистом виде эти методы обеспечивают передачу и фиксацию информации по аудиальному каналу.

2. Визуальные методы обучения. Информация представлена в виде изображение. К этой группе относятся демонстрации натуральных объектов и изобразительные пособия, а также методы, предполагающие работу со всеми видами печатной или письменной информации.

3. Кинестетические методы обучения. Передача и восприятие информации организованы с помощью мышечных усилий и иных ощущений тела. Для общеобразовательной школы и вуза в чистом виде данные методы не описаны, однако обучение слепо-глухих детей возможно посредством этих методов. А так же используют некоторое количество кинестетических приемов при обучении детей грамоте.

4. Полимодальные методы обучения. Информация движется по нескольким каналам восприятия:

а) аудио-визуальные - демонстрация видеофильмов, некоторых опытов и экспериментов. Методы рассчитаны на одновременную визуальную и аудиальную фиксацию информации.

б) визуально-кинестетические - методы, включающие выполнение графических и письменных работ без устного объяснения или изложения: распознавание и определение природных объектов, визуальные наблюдения с последующей регистрацией явления; сюда же следует отнести методы, предполагающие работу с компьютером, не имеющим звуковой карты. При использовании этих методов информация проходит по двум каналам, что уже повышает эффективность ее усвоения.

в) аудиально-кинестетические - прослушивание с последующим описанием. В общеобразовательной школе встречаются редко, но являются ведущими при обучении слепых детей.

г)аудио-визуально-кинестетические - проведение опытов и экспериментов, демонстрация учебных видео- и кинофильмов, работы с компьютерными обучающими программами. При использовании данных методов информация фиксируется по всем каналам восприятия.

Деятельность с участниками мастер-класса

Рассмотрим особенности использования комплекса полимодальных методов обучения на занятиях по формированию звукопроизношения. Так на каждом этапе занятия используются и кинестетические, и визуальные, и аудиальные методы обучения.

В процессе использования кинестетического метода обучения информации направлена на актуализацию мышечных усилий и иных ощущений. Данный метод обучения, как и остальные, можно использовать во всех направлениях работы по формированию звуковой культуры речи. В процессе формирования общих представлений о новом звуке кинестетический метод реализуется в задании "обозначить цветом изучаемый звук". В ходе обучения школьников правильной артикуляции звука кинестетический метод проявляется в повторении ребенком за образцом педагога, что позволяет сформировать речедвигательные навыки произношения. На этапе развития фонематического слуха данный метод осуществляется в выполнении ребенком определенного движения (хлопок в ладоши, медленно покружиться и т. д., свидетельствующего о выделении заданного звука среди других. Определяя место звука в словах ребенок должен отметить кружком расположение звука на отрезке, символизирующем слово. В задании "выбор слов с заданным звуком", опираясь на кинестетический метод, детям предлагается собрать игрушки или картинки, в названии которых есть изучаемый звук. А при выполнении звукового анализа слова, кинестетический метод реализуется в цветовом обозначении звуков анализируемого слова.

Визуальный метод обучения основывается на представлении информации в виде изображения. На этапах формирования общих представлений о новом звуке, определении места звука в словах, выбора слов с заданным звуком, визуальный метод обучения реализуется в зрительном восприятии школьниками предложенных картинок.

Обращая внимание детей на особенности артикуляции изучаемого звука, педагог, применяя визуальный метод, демонстрирует правильное расположение губ, зубов, языка при произнесении звука. Показ помогает ребенку увидеть правильное положение органов артикуляции и сравнить со своим выполнением. В ходе звукового анализа слова, детям предлагается зрительная опора состава слова, т. е. "звуковые домики слова".

В аудиальных методах обучения информация представлена в звуках. В процессе знакомства с общими представлениями о новом звуке, опираясь на аудиальный метод, детям предлагается назвать слова выделяя голосом первый звук. Формирование правильной артикуляции изучаемого звука основывается на объяснениях. Объяснение помогает ребенку осознать положение губ, языка, зубов при произнесении звука. А так же, слыша правильную артикуляцию фонемы у ребенка, вырабатывается контроль над собственным произношением.

В ходе развития фонематического слуха аудиальный метод реализуется в восприятие и различение заданной фонемы среди других звуков. Аудиальный метод используется и для определения места звука в словах, и для выбора слов с заданным звуком, и в ходе звукового анализа слов. Данный метод проявляется в проговаривании ребенком предложенных слов для выполнения упражнения, а также при их объяснении педагогом.

Направления работы Комплекс полимодальных методов обучения

Аудиальные Визуальные Кинестетические

Общее представление о новом звуке. Проговаривание слов с заданным звуком. Выделение голосом первого звука в словах. Зрительное восприятие картинок. Закрашивание определенным цветом кружка, символизирующего новый звук.

Артикуляция нового звука. Объяснение педагогом правильного произношения звука. Слуховой контроль собственного произношения ребенком. Показ педагогом правильной артикуляции. Собственный контроль (в зеркало). Осуществление правильного положения органов артикуляции.

Развитие фонематического слуха. Восприятие и различение фонем. Показ педагога. Услышав заданный звук, ребенок должен выполнить соответствующие движения.

Определение места звука в словах. Проговаривание слов для определения места звука. Зрительное восприятие изображения. В зависимости от места звука в слове нарисовать кружок.

Выбор слов с заданным звуком. Проговаривание названий игрушек, картинок. Зрительное восприятие предложенных игрушек, картинок. Собирание игрушек, картинок, в названии которых находится заданный звук.

Звуковой анализ слов. Произнесение заданного слова и определение количества звуков. Зрительная опора состава слова ("звуковые домики слова"). В соответствие с характеристикой звука изображения цветных кружков в клетках.

Хочется отметить, что вначале были выделены лишь преобладающие полимодальные методы обучения (аудиально-визуальные, визуально-кинестетические, аудиально-кинестетические). Но при разработке данной модели, мы увидели, что возможно использование всех методов обучения в ходе развития навыков звукопроизношения. Разработанная модель позволила включить в содержание занятий следующие методы : кинестетический для формирования представлений о новом звуке, аудиальный для развития правильной артикуляции звуков, визуальный в процессе развития фонематического слуха, кинестетический для определения звука в словах и аудиальный при выборе слов с заданным звуком.

Таким образом, наша модель позволяет охватить основные направления работы по совершенствованию звуковой культуры речи у младших школьников в сочетании с полимодальными методами обучения, которые дают возможность ребенку выбрать свой канал восприятия информации.

Рефлексия «Солнце»

Участникам мастер-класса раздаются по две полоски из цветной бумаги:

зелёного и жёлтого цвета. Если участникам понравился мастер-класс – это

было актуально, полезно, интересно – берётся полоска желтого цвета. Если

гости не удовлетворены увиденным или им что-то непонятно в мастер-классе, то они показывают зеленую полоску. После этого участникам предлагается

создать картинку «солнышко на ватмане». Полоски, выбранные участниками

будут отображаться в виде лучиков солнца на картинке.

Желаю удачи! Думаю, что эта информация будет Вам полезна и пригодится на практике. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Аквариум» для использования в занятиях и игровой деятельности с дошкольникамиДидактическое пособие «Аквариум» для использования в занятиях и игровой деятельности с дошкольниками Назначение. Дидактическое пособие «Аквариум» предназначено для образовательной и совместной деятельности в игровой форме с детьми младшего,.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Игры на занятиях обучения грамоте Игры на занятиях обучения грамотеПрезентация педагогического опыта работы «Руководство игровой деятельностью» Имеева Светлана Николаевна.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.

Перспективно-тематический план использования нетрадиционных техник на занятиях «Рисование» (старшая группа) Перспективно – тематический план использования нетрадиционных техник на занятиях «Рисование» (старшая группа). № Тема недели: Тема занятия:.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Полимодальность. Особенности использования полимодальных методов обучения на занятиях по формированию звуковой стороны речи
Опубликовано: 19 марта 2020 в 14:46
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД