Светлана
Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются под общим названием нарушения звукопроизношения.
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух.
Публикация «Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией» размещена в разделах
- Дизартрия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
В результате выявленной проблеме, посвященной проблеме звукопроизношения у детей с дизартрией, установлено, что дизартрия представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинатор-ностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Основным симптомом речевого дефекта при дизартрии являются фонетические нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Нарушения фонетической стороны речи с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии.
Цель данной работы : логопедическая коррекция направленная на преодоление нарушений произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с дизартрией.
Этапы логопедической работы по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей 6-7 лет с дизартрией :
1- подготовительный
2- этап постановка звуки
3- этап автоматизация звука
4- этап дифференциации звука.
Подготовительный этап содержит следующие направления: нормализация мышечного тонуса, нормализация моторики артикуляционного аппарата, нормализация голоса, нормализация речевого дыхания, нормализация просодики. Все упражнения первого этапа постепенно усложняются.
Второй этап – постановка звука, сравнение на слух, правильно произносимый звук, со всеми артикуляторно или акустически близкими звуками; сравнение в произношении, правильно произносимый звук со всеми сходными артикуляторно и акустически; добиваться четкого, правильного и длительного произношения нужного звука.
На третьем этапе – добиваться правильного произношения во фразовой речи. Здесь важно закрепить правильное произношение звука постепенно, последовательно закрепить его в слогах, словах, предложениях.
На четвертом этапе – учить правильно различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. Этот этап особенно важен если ребенок смешивает акустически и артикуляторно сходные звуки. Осуществлять постепенную, последовательную дифференциацию смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных звуков, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах, самостоятельной речи.
В комплекс мероприятий входили несколько комплексов упражнений:
1. Для отработки навыков правильного дыхания.
2. Упражнения для губ и щек.
3. Упражнения для нижней челюсти.
4. Упражнения для языка.
5. Артикуляционная гимнастика для постановки различных групп звуков.
6. Упражнения для развития движений пальцев.
7. Упражнения для развития фонематического восприятия.
1 этап – подготовительный.
Цель – подготовить анализаторы, участвующие в восприятии и воспроизведении звуковой стороны речи к постановке звуков.
На этом этапе формируются точные движения органов артикуляции, которые будут необходимы для произнесения звука, идёт работа над просодической стороной речи, развитием фонематического слуха, нормализация мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры.
После общего мышечного расслабления и описанных упражнений приступают к тренировке мышц языка: плавные покачивающие движения языка в стороны.
Следующим шагом на данном этапе является нормализация моторики артикуляционного аппарата. Отсутствие контроля за положением рта у детей с дизартрией значительно затрудняет развитие произвольных артикуляционных движений. Поэтому работа проходит в несколько этапов.
Первый шаг–упражнения для губ, способствующие их расслаблению и усилению тактильных ощущений в сочетании с пассивным закрытием рта ребёнка. Внимание фиксировать на ощущении закрытого рта, ребёнок должен видеть это положение в зеркале.
Второй шаг-закрывание рта производится пассивно – активным путём. Вначале закрыть рот в положении наклона головы и открыть в положении слегка запрокинутой головы. На начальных этапах использовать эти облегченные приёмы.
Здесь стараемся тренировать активное открывание и закрывание рта по словесной инструкции: «Открой рот широко», «Вытяни губы вперёд», «Собери губы в трубочку и возврати их в исходную позицию». Различные задания по имитации положения рта предлагаются на картинках.
Перед работой по развитию подвижной речевой мускулатуры проводятся упражнения для мимических мышц лица. Дети закрывают и открывают глаза, хмурят брови, надувают щёки, проглатывают слюну, закрывают и открывают рот. Эти упражнения на подготовительном этапе проводятся ежедневно.
Далее выполняются пассивные упражнения для губ, языка.
В этом процессе с детьми проводя динамические и статические артикуляционные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики, упражнения на развитие мимической мускулатуры, дифференцированный логопедический массаж, работа над артикуляционной моторикой. При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определённую последовательность - идти от простых упражнений к сложным. Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме.
Статические и динамические упражнения артикуляционной гимнастики направлены на удержание артикуляционной позы.
Динамические артикуляционные упражнения, направленные на правильное выполнение движений.
Указанные упражнения рекомендуется использовать для отработки различных звуков. Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики в логопедической работе способствует продуцированию детьми правильных звуков, а впоследствии - усвоению слов сложной слоговой конструкции.
В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, что бы взрослый мог контролировать качество движения, а ребёнок – ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Учитывая, что у детей дизартрия, упражнения сначала выполняются в медленном темпе перед зеркалом, то есть для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль после того как ребёнок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребёнка. С помощью вопросов взрослого ребёнок определяет, что делает его язык (губы, где он находится, какой он (широкий, узкий) и т. д. это вызывает у детей интерес к упражнениям, повышает их эффективность.
Далее на подготовительном этапе идёт формирование речевого дыхания.
1 . Нормализацию функции дыхания рекомендуем проводить в три этапа:
-Формирование длительного вокализованного выдоха.
-Формирование речевого дыхания.
-Формирование направленного выдоха.
Для формирования направленного выдоха выполняются «поддуванияя», «поплёвывания», игра на духовых инструментах.
Для формирования длительного вокализованного выдоха рекомендуется пропевать гласные звуки.
Последовательность работы по формированию речевого дыхания у детей дошкольного возраста:
–Формирование диафрагмального дыхания.
Задачи: улучшение функции внешнего (носового) дыхания.
1. Надо дышать носом;
2. Нельзя поднимать плечи при вдохе;
3. В дыхании должен активно учувствовать живот.
4. Дети приобретают навыки носового дыхания осваивают первичные приёмы дыхательной гимнастики – происходит нормализация ритма дыхания и увеличивается объём выдоха. На этом этапе проводятся следующие упражнения и игры: «Бегемотики», «Качели», «Надуй шарик», «Ракета» и другие.
–Дифференциация носового и ротового дыхания.
Задачи: выработка более глубокого вдоха и более длительного выдоха. В процессе занятий дети получают знания об основных дыхательных процессах: вдох и выдох и о том, что силу выдоха можно тренировать. Приобретают навыки спокойного короткого вдоха, и плавного, длительного выдоха через рот, тренируют силу выдоха. На этом этапе проводятся следующие упражнения и игры: «Ветерок», «Задуй мяч в ворота», «Вертушка», «Раздуй сугроб», «Снежинка».
–Развитие силы диафрагмального выдоха. Задачи: развитие фонационного (озвученного выдоха). На этом этапе дети знакомятся со звуковыми дыхательными играми. Ребёнок тянет без голоса или с голосом звуки на выдохе, максимально долго. Сначала тянутся гласные звуки, с изменением силы голоса, с разной интонацией, затем согласные звуки. Сначала выдох отрабатывается на глухих роторных согласных: [ф] [с] [ш] [х]. Для упражнений берутся только те звуки, которые ребёнок произносит правильно. Формирование речевого дыхания проводятся одновременно с развитием артикуляции звуков. Игры и упражнения: «Поезд», «Вьюга», «Лес шумит» и другие.
–Закрепление диафрагмального типа дыхания. Задачи: развитие речевого дыхания. Этот этап является базовым в логопедической работе по планированию и формированию речевого высказывания. Дети сначала обучаются в процессе выдоха произносить слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее из трёх-, четырёх слов, поговорки и скороговорки. Для упражнений берутся только слоги со звуками, хорошо произносимыми детьми например : (ма-мо-му-мэ; на-но-ну-нэ) и другие, трёхсложные слова (ма-ли-на; ку-би-ки, двухсловные и трёхсловные фразы (Мама мыла. Мама мыла Милу
–Развитие силы диафрагмального выдоха. Задачи: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения фразы. Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).
После того, как у детей будет сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения. Следует переходить к работе над речевым дыханием. Работа над речевым дыханием проводится одновременно с работой по просодической стороны речи.
Следующий шаг на подготовительном этапе - преодоление нарушений голоса, рекомендуется проводить в трё х направлениях:
–развитие силы голоса
–развитие звуковысотных модуляций голоса
–развитие тембра голоса
На подготовительном этапе следует начинать работу над развитием или совершенствованием фонематического слуха. Работа по развитию фонематического слуха ведётся и на последующих этапах.
Задачи по развитию фонематического слуха:
–развитие восприятия неречевых звуков;
–развитие восприятия речевых звуков;
–обучение слоговому анализу;
–обучение звуковому анализу;
–обучение звуковому синтезу.
Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки.
Речевой и наглядный материал для данных упражнений подбирается с учетом речевого опыта, а также индивидуальных фонетико-фонематических особенностей и возможностей каждого ребенка.
Далее развитие слухового внимания и восприятия проводится на речевом материале.
Задачей последнего этапа в подготовитеельной работе является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.
Логопедическая работа по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду). В связи с указанным выше предусматривается определенная последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза:
а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи);
б) слоги без стечения согласных ( закрытые: ор, ыс, ах и т. д. ; открытые: ро, сы, ха);
в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса);
г) слова без стечения согласных:
- односложные (дом, сок, уж, лес)
- двусложные (рука, мама, каша, лужа);
д) слова со стечением согласных:
- двусложные слова со стечением согласных в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка) ;
- односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг);
- односложные слова со стечением согласных е конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость);
- двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы);
- двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли);
е) трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.).
Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств — графических схем слова, звуковых - линеек, фишек, на речевое проговаривание (при назывании слов, на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание.
2 этап логопедической работы — Постановка звуков
Цель: выработка новых произносительных умений и навыков.
Задачи:
1. Устранение дефектного произношения;
2. Развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустично.
Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально. При нарушениях произношения нескольких звуков важна последовательность в работе. В первую очередь для коррекции отбираются те фонемы, у которых моторные координации наиболее про-сты. Или выбирается звук, наиболее легко поддающийся коррекции, например звук, который отраженно произносится правильно.
Перед вызыванием и постановкой звуков важно добиться их различения на слух. Моделируя ребенку тот или иной артикуляционный уклад, логопед стимулирует вызывание изолированного звука.
Работу по постановке звука начинается с выработки основного артикуляционного уклада.
Существует несколько способов постановки звуков при дизартрии.
Вызывание конкретного звука:
- по подражанию;
- механически;
- смешанно.
Поставленный звук дает нам возможность перейти к третьему этапу нашей коррекционной работы.
3 этап логопедической работы — Автоматизация звука в речи
Цель: закрепить правильное произнесение звука путем постепенного введения поставленного звука в слоги, слова, фразы и самостоятельную речь ребенка.
Отработку звука начинать с сильной позиции, когда согласный находится перед ударным согласным. Автоматизация проводится в строгой последовательности:
–автоматизация звука в словах (прямых, обратных, со стечением согласных);
– автоматизация звука в словах (в начале, в середине, в конце);
– автоматизация звука в предложении;
– автоматизация звука в чистогрворках. и стихах;
– автоматизация звуков в коротких, потом длинных рассказах;
– автоматизация звуков в разговорной речи.
Необходимым условием автоматизации звука является постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений.
В отдельных случаях можно начинать автоматизацию звука со слога ГС, а затем СГ. Это объясняется тем, что согласный в этой структуре слогов испытывает меньшее воздействие соседней фонемы. Последовательность автоматизации также отличается: отработка звука в сочетании с любым гласным осуществляется от слогов к слову, затем к предложению, небольшому тексту. Поочередно проходит автоматизация звука с различными гласными в структуре слога ГС.
Тщательное внимание уделяется автоматизации звуков в разной сложности лексическом материале.
4 этап логопедической работы – Дифференциация звуков.
Цель: Формировать правильное произношение, направленное на развитие у ребенка умения отличать данный звук от близких по звучанию или по месту образования звуков.
Дифференцировали поставленный звук в произношении с оппозиционными фонемами. Работу осуществляли в 2 этапа:
1. Дифференцировать пары слогов, пары слов;
2. Дифференцировать пары звуков в одном слове.
На практике не только постановка звуков должна идти у детей в разной последовательности, но и их автоматизация. В связи с этим материал, игры и упражнения подбираются с учетом особенностей каждого ребенка.
Нормализация произносительной стороны речи, коррекция дизартрии у детей осуществляется на индивидуальных занятиях.