Папки-передвижки

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией

Светлана
Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы

Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются под общим названием нарушения звукопроизношения.

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух.

Публикация «Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией» размещена в разделах

В результате выявленной проблеме, посвященной проблеме звукопроизношения у детей с дизартрией, установлено, что дизартрия представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинатор-ностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Основным симптомом речевого дефекта при дизартрии являются фонетические нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Нарушения фонетической стороны речи с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии.

Цель данной работы : логопедическая коррекция направленная на преодоление нарушений произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с дизартрией.

Этапы логопедической работы по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей 6-7 лет с дизартрией :

1- подготовительный

2- этап постановка звуки

3- этап автоматизация звука

4- этап дифференциации звука.

Подготовительный этап содержит следующие направления: нормализация мышечного тонуса, нормализация моторики артикуляционного аппарата, нормализация голоса, нормализация речевого дыхания, нормализация просодики. Все упражнения первого этапа постепенно усложняются.

Второй этап – постановка звука, сравнение на слух, правильно произносимый звук, со всеми артикуляторно или акустически близкими звуками; сравнение в произношении, правильно произносимый звук со всеми сходными артикуляторно и акустически; добиваться четкого, правильного и длительного произношения нужного звука.

На третьем этапе – добиваться правильного произношения во фразовой речи. Здесь важно закрепить правильное произношение звука постепенно, последовательно закрепить его в слогах, словах, предложениях.

На четвертом этапе – учить правильно различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. Этот этап особенно важен если ребенок смешивает акустически и артикуляторно сходные звуки. Осуществлять постепенную, последовательную дифференциацию смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных звуков, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах, самостоятельной речи.

В комплекс мероприятий входили несколько комплексов упражнений:

1. Для отработки навыков правильного дыхания.

2. Упражнения для губ и щек.

3. Упражнения для нижней челюсти.

4. Упражнения для языка.

5. Артикуляционная гимнастика для постановки различных групп звуков.

6. Упражнения для развития движений пальцев.

7. Упражнения для развития фонематического восприятия.

1 этап – подготовительный.

Цель – подготовить анализаторы, участвующие в восприятии и воспроизведении звуковой стороны речи к постановке звуков.

На этом этапе формируются точные движения органов артикуляции, которые будут необходимы для произнесения звука, идёт работа над просодической стороной речи, развитием фонематического слуха, нормализация мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры.

После общего мышечного расслабления и описанных упражнений приступают к тренировке мышц языка: плавные покачивающие движения языка в стороны.

Следующим шагом на данном этапе является нормализация моторики артикуляционного аппарата. Отсутствие контроля за положением рта у детей с дизартрией значительно затрудняет развитие произвольных артикуляционных движений. Поэтому работа проходит в несколько этапов.

Первый шаг–упражнения для губ, способствующие их расслаблению и усилению тактильных ощущений в сочетании с пассивным закрытием рта ребёнка. Внимание фиксировать на ощущении закрытого рта, ребёнок должен видеть это положение в зеркале.

Второй шаг-закрывание рта производится пассивно – активным путём. Вначале закрыть рот в положении наклона головы и открыть в положении слегка запрокинутой головы. На начальных этапах использовать эти облегченные приёмы.

Здесь стараемся тренировать активное открывание и закрывание рта по словесной инструкции: «Открой рот широко», «Вытяни губы вперёд», «Собери губы в трубочку и возврати их в исходную позицию». Различные задания по имитации положения рта предлагаются на картинках.

Перед работой по развитию подвижной речевой мускулатуры проводятся упражнения для мимических мышц лица. Дети закрывают и открывают глаза, хмурят брови, надувают щёки, проглатывают слюну, закрывают и открывают рот. Эти упражнения на подготовительном этапе проводятся ежедневно.

Далее выполняются пассивные упражнения для губ, языка.

В этом процессе с детьми проводя динамические и статические артикуляционные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики, упражнения на развитие мимической мускулатуры, дифференцированный логопедический массаж, работа над артикуляционной моторикой. При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определённую последовательность - идти от простых упражнений к сложным. Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме.

Статические и динамические упражнения артикуляционной гимнастики направлены на удержание артикуляционной позы.

Динамические артикуляционные упражнения, направленные на правильное выполнение движений.

Указанные упражнения рекомендуется использовать для отработки различных звуков. Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики в логопедической работе способствует продуцированию детьми правильных звуков, а впоследствии - усвоению слов сложной слоговой конструкции.

В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, что бы взрослый мог контролировать качество движения, а ребёнок – ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Учитывая, что у детей дизартрия, упражнения сначала выполняются в медленном темпе перед зеркалом, то есть для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль после того как ребёнок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребёнка. С помощью вопросов взрослого ребёнок определяет, что делает его язык (губы, где он находится, какой он (широкий, узкий) и т. д. это вызывает у детей интерес к упражнениям, повышает их эффективность.

Далее на подготовительном этапе идёт формирование речевого дыхания.

1 . Нормализацию функции дыхания рекомендуем проводить в три этапа:

-Формирование длительного вокализованного выдоха.

-Формирование речевого дыхания.

-Формирование направленного выдоха.

Для формирования направленного выдоха выполняются «поддуванияя», «поплёвывания», игра на духовых инструментах.

Для формирования длительного вокализованного выдоха рекомендуется пропевать гласные звуки.

Последовательность работы по формированию речевого дыхания у детей дошкольного возраста:

–Формирование диафрагмального дыхания.

Задачи: улучшение функции внешнего (носового) дыхания.

1. Надо дышать носом;

2. Нельзя поднимать плечи при вдохе;

3. В дыхании должен активно учувствовать живот.

4. Дети приобретают навыки носового дыхания осваивают первичные приёмы дыхательной гимнастики – происходит нормализация ритма дыхания и увеличивается объём выдоха. На этом этапе проводятся следующие упражнения и игры: «Бегемотики», «Качели», «Надуй шарик», «Ракета» и другие.

–Дифференциация носового и ротового дыхания.

Задачи: выработка более глубокого вдоха и более длительного выдоха. В процессе занятий дети получают знания об основных дыхательных процессах: вдох и выдох и о том, что силу выдоха можно тренировать. Приобретают навыки спокойного короткого вдоха, и плавного, длительного выдоха через рот, тренируют силу выдоха. На этом этапе проводятся следующие упражнения и игры: «Ветерок», «Задуй мяч в ворота», «Вертушка», «Раздуй сугроб», «Снежинка».

–Развитие силы диафрагмального выдоха. Задачи: развитие фонационного (озвученного выдоха). На этом этапе дети знакомятся со звуковыми дыхательными играми. Ребёнок тянет без голоса или с голосом звуки на выдохе, максимально долго. Сначала тянутся гласные звуки, с изменением силы голоса, с разной интонацией, затем согласные звуки. Сначала выдох отрабатывается на глухих роторных согласных: [ф] [с] [ш] [х]. Для упражнений берутся только те звуки, которые ребёнок произносит правильно. Формирование речевого дыхания проводятся одновременно с развитием артикуляции звуков. Игры и упражнения: «Поезд», «Вьюга», «Лес шумит» и другие.

–Закрепление диафрагмального типа дыхания. Задачи: развитие речевого дыхания. Этот этап является базовым в логопедической работе по планированию и формированию речевого высказывания. Дети сначала обучаются в процессе выдоха произносить слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее из трёх-, четырёх слов, поговорки и скороговорки. Для упражнений берутся только слоги со звуками, хорошо произносимыми детьми например : (ма-мо-му-мэ; на-но-ну-нэ) и другие, трёхсложные слова (ма-ли-на; ку-би-ки, двухсловные и трёхсловные фразы (Мама мыла. Мама мыла Милу

–Развитие силы диафрагмального выдоха. Задачи: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения фразы. Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).

После того, как у детей будет сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения. Следует переходить к работе над речевым дыханием. Работа над речевым дыханием проводится одновременно с работой по просодической стороны речи.

Следующий шаг на подготовительном этапе - преодоление нарушений голоса, рекомендуется проводить в трё х направлениях:

–развитие силы голоса

–развитие звуковысотных модуляций голоса

–развитие тембра голоса

На подготовительном этапе следует начинать работу над развитием или совершенствованием фонематического слуха. Работа по развитию фонематического слуха ведётся и на последующих этапах.

Задачи по развитию фонематического слуха:

–развитие восприятия неречевых звуков;

–развитие восприятия речевых звуков;

–обучение слоговому анализу;

–обучение звуковому анализу;

–обучение звуковому синтезу.

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки.

Речевой и наглядный материал для данных упражнений подбирается с учетом речевого опыта, а также индивидуальных фонетико-фонематических особенностей и возможностей каждого ребенка.

Далее развитие слухового внимания и восприятия проводится на речевом материале.

Задачей последнего этапа в подготовитеельной работе является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

Логопедическая работа по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду). В связи с указанным выше предусматривается определенная последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза:

а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи);

б) слоги без стечения согласных ( закрытые: ор, ыс, ах и т. д. ; открытые: ро, сы, ха);

в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса);

г) слова без стечения согласных:

- односложные (дом, сок, уж, лес)

- двусложные (рука, мама, каша, лужа);

д) слова со стечением согласных:

- двусложные слова со стечением согласных в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка) ;

- односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг);

- односложные слова со стечением согласных е конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость);

- двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы);

- двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли);

е) трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.).

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств — графических схем слова, звуковых - линеек, фишек, на речевое проговаривание (при назывании слов, на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание.

2 этап логопедической работы — Постановка звуков

Цель: выработка новых произносительных умений и навыков.

Задачи:

1. Устранение дефектного произношения;

2. Развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустично.

Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально. При нарушениях произношения нескольких звуков важна последовательность в работе. В первую очередь для коррекции отбираются те фонемы, у которых моторные координации наиболее про-сты. Или выбирается звук, наиболее легко поддающийся коррекции, например звук, который отраженно произносится правильно.

Перед вызыванием и постановкой звуков важно добиться их различения на слух. Моделируя ребенку тот или иной артикуляционный уклад, логопед стимулирует вызывание изолированного звука.

Работу по постановке звука начинается с выработки основного артикуляционного уклада.

Существует несколько способов постановки звуков при дизартрии.

Вызывание конкретного звука:

- по подражанию;

- механически;

- смешанно.

Поставленный звук дает нам возможность перейти к третьему этапу нашей коррекционной работы.

3 этап логопедической работы — Автоматизация звука в речи

Цель: закрепить правильное произнесение звука путем постепенного введения поставленного звука в слоги, слова, фразы и самостоятельную речь ребенка.

Отработку звука начинать с сильной позиции, когда согласный находится перед ударным согласным. Автоматизация проводится в строгой последовательности:

–автоматизация звука в словах (прямых, обратных, со стечением согласных);

– автоматизация звука в словах (в начале, в середине, в конце);

– автоматизация звука в предложении;

– автоматизация звука в чистогрворках. и стихах;

– автоматизация звуков в коротких, потом длинных рассказах;

– автоматизация звуков в разговорной речи.

Необходимым условием автоматизации звука является постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений.

В отдельных случаях можно начинать автоматизацию звука со слога ГС, а затем СГ. Это объясняется тем, что согласный в этой структуре слогов испытывает меньшее воздействие соседней фонемы. Последовательность автоматизации также отличается: отработка звука в сочетании с любым гласным осуществляется от слогов к слову, затем к предложению, небольшому тексту. Поочередно проходит автоматизация звука с различными гласными в структуре слога ГС.

Тщательное внимание уделяется автоматизации звуков в разной сложности лексическом материале.

4 этап логопедической работы – Дифференциация звуков.

Цель: Формировать правильное произношение, направленное на развитие у ребенка умения отличать данный звук от близких по звучанию или по месту образования звуков.

Дифференцировали поставленный звук в произношении с оппозиционными фонемами. Работу осуществляли в 2 этапа:

1. Дифференцировать пары слогов, пары слов;

2. Дифференцировать пары звуков в одном слове.

На практике не только постановка звуков должна идти у детей в разной последовательности, но и их автоматизация. В связи с этим материал, игры и упражнения подбираются с учетом особенностей каждого ребенка.

Нормализация произносительной стороны речи, коррекция дизартрии у детей осуществляется на индивидуальных занятиях.

Публикации по теме:

Применение игровых технологий в практической деятельности учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у дошкольников Во ФГОСе ДО написано, что - «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной.

Использование развивающих игр и упражнений в работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление.

Использование развивающих игр и упражнений в работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове,.

Система коррекционной работы по преодолению нарушений связной речи старших дошкольников с ЗПР на занятиях по изодеятельности Система коррекционной работы по преодолению нарушений связной речи старших дошкольников с ЗПР на занятиях по изобразительной деятельности.

Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи Нарушения звуковой стороны речи у дошкольников с ЗПР являются самыми распространенными расстройствами речи и проявляются преимущественно.

Презентация «Формирование произносительной стороны речи у детей младшего дошкольного возраста» 1 слайд ФГОС ДО «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,.

Проектная работа по логопедии. Формирование приемов звукопроизношения у детей со стертой дизартрией 1.2. Подбор приемов по формированию правильного произношения у детей со стертой дизартрией, диагностирование МДР, звукопроизношение у детей.

Программа по преодолению тревожности у детей с нарушением речи Программа по преодолению тревожности у детей с нарушением речи 1. Программа коррекционной работы Целью формирующего этапа работы явилось.

Родительское собрание «Преодоление речевых нарушений у детей». Логопедическая работа в группе для детей с ОНР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Буратино» Родительское собрание на тему: «Преодоление.

Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей Сварьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией
Опубликовано: 3 марта 2018 в 10:39
+291Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией» (включая файлы) размещена пользователем Светлана (УИ 1441898) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 88.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД