Анастасия Пильнова
Конспект НОД по освоению детьми мира природы «Последний бал Осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД: «Последний бал Осени»
Цель: закрепление и обобщение изученного материала на осеннюю тематику.
Задачи:
1. Закрепить знания детей об осени и осенних явлениях природы;
2. Закрепить представления о характерных признаках осени;
3. Повторить с детьми осенние месяцы и осенние периоды;
4. Воспитывать у детей интерес к сезонным явлениям в природе;
5. Воспитывать заботливое отношение к животному и растительному миру природы.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект НОД по освоению детьми мира природы „Последний бал Осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
1. Наблюдения на участке за осенними явлениями в природе, наблюдения за животными осенью, наблюдения за птицами и насекомыми, за изменениями в растительном мире природы;
2. Чтение стихотворений, примет, пословиц и поговорок об осени;
3. Рассматривание иллюстраций об осени;
4. Заучивание песен и стихотворений об осени;
5. Беседы о труде людей осенью, о природных явлениях, животном и растительном мире осенью.
Развивающая среда: стулья, расставленные в виде сидений автобуса, бумажные листья с именами (билеты, видеопроектор, тарелки с содержимым для загадок (вода – капельки, листья желтые, веер бумажный для загадки, 3 картинки по месяцам в цветных папках, лист осенний бумажный, эскизы деревьев 3 листа, листочки для каждого дерева по 12 (клен, дуб, береза, картинки животных и еды.
Ход НОД
1. Вводная часть. Организационный момент.
Вед. : - Здравствуйте, дети! Сегодня нас с вами ждет увлекательное путешествие в гости. А к кому, давайте отгадаем загадку и сразу поймем. «Дни становятся короче, но зато длиннее ночи, птицы стаей улетают, дом холодный покидают, что это такое, спросим?
Дети: - Ну конечно, это Осень!
Вед. : - Посмотрите на этот прибор, что это?
Дети: - Термометр.
Вед. : - Правильно. Термометр показывает, что на улице -5 градусов, холодно или нет? Какой сейчас месяц? (дети отвечают). Ноябрь, а как люди одеваются в ноябре? Давайте мы с вами оденемся тепло и поедем в гости к осени на прощальный праздник, последний автобус уходит через 10 минут, нам нужно поспешить!
2. Основная часть занятия.
Дети рассаживаются на стулья, расставленные как сидения в автобусе, воспитатель раздает им билеты (бумажные листья деревьев с именами). Пока дети едут, звучит знакомая песня «Осень в золотой косынке», подпевают.
Вед. : - Вот и приехали. Первая станция мир неживой природы. Что мы относим к миру неживой природы?
Дети: - Погода, ветер, осадки, листопад (и т. д.)
Вед. : - Посмотрите, дети, Осень нам оставила записку. Она пишет, что подготовила загадки о явлениях природы, за каждую отгаданную загадку, она подарит нам красивую картину в нашу группу. Заодно и проверим себя, правильно ли мы ответили про мир неживой природы. (Тарелки с содержимым и веер). Первая загадка: без пути и без дороги ходит самый длинноногий, в тучах прячется во мгле, только ноги на земле.
Дети: - Дождь.
Вед. : - Вторая загадка: листья желтые летят, падают, кружатся, и под ноги просто так, как ковер ложатся.
Дети: - Листопад.
Вед. : - Молодцы, две загадки отгаданы, послушаем третью: тучи нагоняет, воет, задувает, по свету рыщет, поет, да свищет.
Дети: - Ветер.
Вед. : - Вы хорошо справились с заданием, давайте откроем разноцветные папки и посмотрим, какие картины обещала подарить нам Осень. (дети открывают, на картинах природа в сентябре, октябре и ноябре).
Вед. : - Ребята, какие осенние месяцы вы знаете? (дети отвечают). Посмотрите на картинки, как вы думаете, на какой из картинок месяц сентябрь? Какая это осень?
Дети: - Ранняя осень.
Вед. : - Помогите мне рассказать о ранней осени: дни ещё … (теплые, на огороде созревают … (овощи, солнышко еще … (греет, люди собирают … (урожай, деревья меняют … (цвет листвы).
- На какой картинке октябрь? Это середина осени, дни уже… (хмурые, серые, погода часто … (меняется, по утрам бывают … (заморозки, дни становятся … (короче).
- И на последней картинке месяц … (ноябрь, последний месяц осени, какая это осень?
Дети: - Поздняя осень.
Вед. : - Уже холодно и деревья стоят … (раздетые). Что наступит потом? (дети отвечают).
- У меня в руках опавший осенний листок, он хочет поиграть с вами в игру «Продолжи фразу», когда он попадет к вам в руки, вы продолжите фразу за мной.
Игра «Продолжи фразу»
Дети стоят в кругу, воспитатель в центре с листом, кружится, изображая ветер, останавливается, проговаривает фразу и отдает листок ребенку.
Если осенью идет дождь, то она – дождливая.
Если дует ветер – то она ветреная.
Если осенью тепло – то она теплая.
Если сентябрь – то осень ранняя.
Если сыро – то она сырая.
Если ноябрь – то осень поздняя.
Если пасмурно – то она пасмурная.
Вед. : - Какие вы молодцы! Предлагаю отправиться в путь к следующей станции. А пока мы едем, послушаем музыку и посмотрим видео «Что нам осень принесет?»
- Приехали. Станция называется - Растительный мир.
- Давайте посмотрим, как богат растительный мир осенью. Дети рассматривают слайды (деревья, кустарники, травы, грибы, цветы).
- Какие изменения происходят с растительным миром, можете вы мне рассказать? (дети отвечают).
Вед. : - В ноябре зима с осенью борются – что значит эта пословица? (дети отвечают). Правильно, от этой борьбы становится все холоднее, осень ослабевает и теряет краски.
- Александр Сергеевич Пушкин, знаменитый русский поэт написал стихотворение про позднюю осень, послушайте:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Вед. : - Ребята, какое настроение было у вас, когда я читала этот стих?
Дети: - Грустное.
Вед. : - И у меня было грустное, но не время грустить, давайте поиграем в игру «Каждому дереву свой листочек».
Игра «Каждому дереву свой листочек»
Осень рассыпала с деревьев листочки, все перемешала. Дети находят листок к каждому дереву и украшают его (клен, дуб, береза). Затем называют листок (воспитатель называет дерево – дети листок) : дуб – дубовый, клен – кленовый, береза – березовый.
Вед. : - Какие мы молодцы, посетим еще одну станцию? Не замерзли? Сейчас согреемся в автобусе и потанцуем.
Рассаживаются и едут, звучит музыка и видеоряд «Осень в лесу».
Физминутка - танцуют на местах под песню «Осень в лесу»
(согреваются)
Вед. : - Вот мы и приехали, станция называется животный мир. Кого мы относим к животному миру? (дети рассматривают слайды и дают обобщенное название разным картинкам – звери, птицы, насекомые).
Вед. : - Что же происходит с приходом осени в жизни зверей, птиц, насекомых?
Дети: - Готовятся к зиме, залегают в спячку, делают запасы на зиму, меняют шубки – линяют.
Вед. : - Мальчики и девочки, вспомним с вами приметы осени, в которых говорится про животных и птиц?
Белки делают большой запас орехов – жди холодной зимы
Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к теплой зиме.
Вед. : - Предлагаю вам, накормить наших лесных зверей и птиц, поиграем в игру «Накорми меня».
Игра «Накорми меня»
На столе рассыпанные небольшие картинки с животными и тем, что они едят, дети должны соединить вместе картинки, например: белка – орехи.
Вед. : - Молодцы, спасибо вам, вы очень хорошо справились с заданием и позаботились о животных и птицах, покормили и помогли сделать запасы на зиму.
3. Заключительная часть занятия.
Вед. : - Скажите, дети, в гости на праздник ходят без подарка? Подарим подарок Осени! Девочки расскажут стих о приметах поздней осени:
1 реб. : Если вдруг в ноябре
Комара на окне
Видишь ты на заре,
Быть не лютой зиме.
2 реб. : Когда ноябрь сух и ясен,
То это радость небольшая,
Поверьте, будет он опасен
Для будущего урожая.
3 реб. : Коль в ноябре заплачет небо,
Дождь неожиданно польет,
То ожидать недолго - следом
Зима с метелями идет.
4 реб. : Видишь, стаи синиц
Вьются возле домов.
Знай: прилет этих птиц –
Значит, жди холодов.
Вед. : - Вот и подошло наше путешествие на последний бал Осени к концу. Давайте потанцуем и проводим красавицу Осень! Она тоже приготовила для нас подарок – вкусные и сочные плоды яблоньки.
Песня «Осень» – Кукутики.