«Послушные глазки» Зрительная гимнастика занимает особое место в реабилитационном процессе детей с нарушениями зрения.

ЛЮДМИЛА УЛЬЯНИЧ
«Послушные глазки» Зрительная гимнастика занимает особое место в реабилитационном процессе детей с нарушениями зрения.

Это один из важных педагогических приемов, который я использую в работе с детьми.

В настоящее время на полках магазинов можно встретить много интересной и полезной методической литературы релаксирующего характера: пальчиковые гимнастики, физминутки, игры, упражнения и т. д.

Однако литературы со зрительными гимнастиками для малышей можно встретить не так часто.

Поэтому, предлогаю методы и технологии профилактической и коррекционной работы в виде зрительных гимнастик из многолетнего опыта работы тифлопедагогом. Данное направление нашло широкое применение в работе нашего РЦ «Егорка».

На мой взгляд, материал достаточно важен в аспекте сохранения здоровья и реализации здоровьесберегающих технологий в реабилитационном процессе детей раннего и дошкольного возраста.

Как показал многолетний опыт работы, гимнастики для глаз способствуют коррекции и восстановлению зрительных функций, также находят широкое применение как средство профилактики нарастующего зрительного утомления.

Причем, офтальмологические паузы благотворно влияют на работоспособность, как зрительного анализатора, так и всего организма ребенка, имеющего проблемы в психическом и физическом развитии. И еще важный момент, данный материал является актуальным и полезным, в связи с особенностями развития современных детей.

Большой объем информации, который дети «поглащают» каждый день требует от глаз почти постоянного напряжения. И, естественно, они устают. С каждым годом растет число семей, имеющих домашний персональный компьютер. Во многих случаях дети быстрее взрослых осваивают компьютерную грамоту.

Многие проблемы со зрением возникают именно от перенапряжения. Даже человеку с нормальным зрением необходим отдых для глаз. Иначе после напряженной работы могут появиться такие симптомы, как сухость глаз, покраснение, ухудшение зрения. Что уж говорить о детях с нарушениями зрения?

Уважаемые коллеги! Позвольте представить некоторые комплексы зрительных гимнастик для малышей из опыта работы.

Для более четкого восприятия зрительных упражнений предлагаю использовать стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения:

• сосредоточение взора на предмете;

• перевод взора с одного предмета на другой;

• фиксацию взглядом действий сигнальной меткой;

последовательное прослеживание;

зрительную ориентировку в окружающем пространстве;

• расслабление.

Каждое упражнение имеет свое название, проводится в течение нескольких минут, выполняется в умеренном темпе.

Имитационные действия глазами в сопровождении стихов положительно сказываются на эмоциях детей, развитии зрительных функций, активности ребенка в целом, являются не только одним из способов коррекции детского косоглазия, амблиопии, близорукости, дальнозоркости, но и средством профилактики зрительных расстройств.

Особую оригинальность и, вместе с тем, привлекательность методике придает использование вербального стихотворного материала, обеспечивающего доступность, запоминаемость и легкость восприятия упражнений детьми. Использование стихов позволяет задействовать в процессе коррекции эмоциональную сферу ребенка, создать дополнительную мотивацию для занятий.

Использование художественного слова в проведении зрительных гимнастик вызывает у детей огромный интерес, они внимательно слушают, легко запоминают, повторяют действия.

Проведение упражнений для глаз не требует специально созданных условий. Их можно включать как в занятия, так и в различные реабилитационные моменты.

Одним из приемов проведения офтальмологических пауз с детьми является наглядный показ действий педагога. Поэтому, учитывая особенности детей дошкольного и раннего возраста, я использую сигнальные символы, метки с заданным сюжетом (флажки, предметные картинки, игрушки, сказочные персрнажи, герои любимых мульфильмов, и т. д, которые демонстрируются на уровне глаз.

Предположим: во время занятий к нам неожиданно прикатился:

«Колобок – румяный бок»,

Стал он в прятки играть,

Наших деток развлекать:

При этом взрослый держит в руке сигнальную метку с изображением колобка, выполняет движения по тексту, дети следят глазами.

«ПРЯТКИ С КОЛОБКОМ»

Влево - вправо, влево - вправо;

Влево - вправо, влево - вправо.

Влево – кругом, движение по кругу /

Глаза ходят (по часовой стрелке);

Друг за другом; продолжение движения;

Вправо - влево, вправо - влево;

Вправо - влево, вправо - влево;

Побежали глазки смело, продолжение движения;

Вверх- вниз, вверх - вниз;

Вверх - вниз. вверх - вниз;

Посмотрели на сюрприз. продолжение движения;

Глаза вас благодарят круговые движения

Поморгать они велят. (против часовой стрелки);

Плавно глазками моргаем частые моргания;

Теперь глаза мы закрываем. закрывают глаза;

Один, два, три, четыре, пять глаза закрыты;

Глаза можно открывать. открывают глаза.

Взрослый следит за работой глаз ребенка. Обязательное условие для проведения зрительных гимнастик – фиксация головы, соблюдение офтальмо-гигиенических требований к наглядности (размер изображения, четкость линий, фон, цветовое решение и т п, соблюдение правил выполнения гимнастик в зависимости от ее назначения: снятие утомления, развитие зрительных функций.

Сигнальные метки можно изготовитиь самостоятельно, проявив свое творчество, зная особенности своих малышей, их интересы и предпочтения.

Главный принцип в подборе зрительных гимнастик и изпользовании наглядности, который мы реализуем в нашем центре– это личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, с учетом особенностей его развития.

Гимнастики разработаны на основе стихов детскаих поэтов, устного народного творчества, рспределены по направлениям в соответствии с методиками и технологиями Ю. А. Утехина,

с учетом рекомендаций специалистов ИПК РАО: (З. П. Малева, В. З. Денискина)

Специалисты могут адоптировать данный материал для своих малышей, учитывая диагноз и уровень развития, также использовать в плане консультативного материала.

Зрительная гимнастика, как средство коррекции и развития зрительных функций уже нашла широкий отклик у родителей.

Приглашаем и Вас принять активное участие в работе «Фитнес – клуба: «Послушные глазки».

УПРАЖНЕИЯ НА СНЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ:

Правила выполнения.

1. Данный тип упражнений выполняется через каждые 15-20 минут зрительной работы;

2. Исходное положение – сидя на стуле;

3. Обязательно снимаем очки;

4. Не напрягаемся, сидим прямо;

5. Голову не опускать;

6. Плечи расслаблены, опущены;

7. Глубоко дышим (при каждом вдохе получать энергию и бодрость, при выдохе избавляться от напряжения и усталости);

8. Совершать от 8-12 колебательных движений глазами.

9. Упражнения выполняются в медленном темпе;

10. Взрослый следит за работой глаз ребенка;

11. Текст читается четко, доброжелательным, спокойным тоном;

12. Стрелочка в тексте указывает на то, какое движение глазами, необходимо выполнить.

13. Используем сигнальную метку по содержанию текста.

«ЗАЙЧИК»

Вверх морковку подними, смотрят вверх;

На нее ты посмотри, смотрят вверх;

Вниз морковку опусти. смотрят вниз;

Только глазками смотри: смотрят вниз;

Вверх-вниз, вверх- вниз;

Вправо- влево. вправо-влево;

Ай да, заинька, умелый! частое моргание;

Глазками моргает. частое моргание;

Глазки закрывает. закрывают глаза;

/Зайчики морковку взяли, смотрят прямо.

С ними весело плясали.

«ТЕРЕМОК»

Терем-терем-теремок! справа - налево; слева - направо;

Он не низок, не высок, снизу - вверх;

Наверху петух сидит, сверху - вниз;

Кукареку он кричит, движение по кругу.

Кукареку он кричит.

«СНЕГ»

Снег, снег кружится, вверх - вниз; вверх-вниз;

Белая вся улица! слева - направо; справа - налево;

Собрались мы в кружок, по кругу (по часовой стрелке);

Завертелись как снежок. (против часовой стрелки).

«ЛУЧИК СОЛНЦА»

Лучик, лучик озорной, снизу- вверх;

Поиграй-ка ты со мной. сверху - вниз;

Взгляд я вправо отведу справа - налево;

Лучик солнца я найду. справа -налево

Теперь влево посмотрю, слева - направо;

Снова лучик я найду слева - направо;

Ну-ка лучик повернись, движения по кругу;

На глаза мне покажись. быстрое моргание.

«СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»

Крепко мы глаза закрыли, плотно закрыли глаза;

Широко теперь открыли, широко открыли;

И увидели сейчас: смотрим прямо.

Сидит белка на тележке, смотрим вверх;

Продает она орешки: смотрим вниз;

Лисичке-сестричке, справа - налево;

Воробью, синичке, слева - направо

Мишке толстопятому, по кругу:(вниз, вправо, вверх, влево)

Заиньке усатому. в обратную сторону.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ

Условия проведения зрительных гимнастик:

1. Упражнения выполняются из положения сидя

на стуле;

2. Голова зафиксирована;

3. Работают только глаза;

4. Темп выполнения –медленный;

5. Дозировка:

-вертикальные движения: 4-6 раз;

-горизонтальные движения:4-6 раз;

-круговые движения: 2-4 раза;

-моргание: 10-15 сек;

6. Стрелочка в тексте указывает на то, какое движение глазами необходимо выполнить.

«ЖУК»

Поискали мы жука: частое моргание;

-Жук, жук пожжужи, смотреть на кончик пальца правой руки;

Где ты прячешься, скажи? смотреть на кончик пальца левой руки;

/Жу, жу,жу,жу, зажмуривания глаз 3-5 сек;

Я на дереве сижу, продолжение упражнения;

-Жук, жук, покажись! массирование век;

/На до мною покружись! продолжение упр. ;

-Жу, жу, жу, жу, быстрое моргание.

Я летаю и жужжу!

«БАБОЧКА»

Плотно мы глаза закрыли, плотно закрыть глаза; (5 сек)

Широко теперь открыли. широко открыть глаза (5 сек);

Повторяем еще раз: смотрим вперед;

Крепко мы глаза закроем, плотно закрыть; (5 сек);

Теперь дружно мы откроем, широко открыть (5 сек);

Что мы видим в этот раз? стоим с открытыми глазами;

Бабочку! фиксация взгляда на предмете;

Бабочка-красавица, смотрим вверх – вниз;

Полети на облачко, вниз -вверх;

Там вои детки- влево -вправо; вправо- влево;

На березовой ветке! движение по кругу.

«МЯЧ»

Толкаю мяч, снизу - вверх;

Толкаю опять, сверху - вниз;

Толкаю туда - слева - направо;

Толкаю сюда. справа - налево;

Мой мячик катись, движение по кругу

Катись, продолжение движения;

Обратно вернись. частое моргание.

«СОСУЛЬКА»

Ты взгляни: увидишь снизу снизу - вверх;

Сто сосулек по карнизу. сверху - вниз;

Плюх - плик, плюх - плик слева - направо;

Каплет с крыш за воротник, справа - налево;

Под окно и на крылечко движение по кругу;

Льется песня бесконечно! движение по кругу;

Плюх - плик; плюх - плик. частое морг

АЙ, КАЧИ-КАЧИ-КАЧИ!»

Ай, качи - качи, качи - качи! частое моргание;

Глянь, баранки - калачи! влево - вправо; вправо - влево;

Глянь, баранки - калачи! вверх - вниз;

С пылу, с жару из печи! движение по кругу по часовой ст.

С пылу, а жару из печи- против часовой стрелки

Все румяны, горячи. частое моргание;

Налетели тут грачи, влево - вправо;

Подхватили калачи. по кругу;

Нам остались частое моргание.

Бараночки.

Публикации по теме:

День здоровьяДень здоровья В ноябре месяце в нашей группе прошла Неделя Здоровья! Цель: сохранение и укрепление здоровья детей В течение недели Здоровья мы проводили.

Оздоровительные мероприятия в средней группе УтроУтренняя гимнастика ПсихогимнастикаВ течении дня Физкультурные занятия Двигательная активность Физминутки Пальчиковые гимнастики Динамические.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
«Послушные глазки» Зрительная гимнастика занимает особое место в реабилитационном процессе детей с нарушениями зрения.
Опубликовано: 31 декабря 2014 в 21:13
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Моя Лента на МAAM. Добавляйте авторов!
На МААМ добавлена Лента Пользователя, показывающая только публикации авторов, добавленных пользователем.
21 ноября. День мозаичной аппликации на МААМ

Одним из необычных и весьма интересных видов творчества, который мы периодически используем на занятиях самых разных тем, является мозаика из бумаги. Всегда увлекательно, когда путём наклеивания множества...

21 ноября. Всемирный день приветствий

Салют, чао, алоха – так по-разному звучат приветствия на разных языках. Несмотря на отличие национальных этикетов, все народы при встрече приветствуют друг друга и желают добра, здоровья и благополучия....

План-конспект занятия по ритмике «Кадриль»
План-конспект занятия по ритмике «Кадриль» Цель: - приобщать к русскому народному творчеству, знакомить с разнообразием русских народных танцев....
Конспект драматизации русской народной сказки «Теремок» для детей подготовительной...
Конспект драматизации русской народной сказки «Теремок» для детей подготовительной группы. Цель и задачи: 1. Содействовать развитию художественного...
Мастер-класс по изготовлению игрушек из бросового материала втулки от туалетной...
Уважаемые коллеги и дорогие друзья, доброе время суток! Коты и кошки, такие милые и очаровательные, мягкие и пушистые, всеми любимые домашние питомцы,...