Дамира Гайнуллина
«Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, не известные еще никому. (К. Э. Циолковский.)
С вступлением в силу федерального государственного образовательного стандарта, познавательно-исследовательская деятельность, наряду с игрой становится наиболее актуальной формой организации деятельности дошкольников.
Как организовать познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников с учетом :
-возрастных и индивидуальных особенностей детей
-интеграции содержания образовательных областей
Публикация «„Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
-предметно-пространственной развивающей образовательной среды
-взаимодействия с семьей
Решая эти вопросы: изучая, наблюдая, выдвигая гипотезы, анализируя и рассуждая, воспитатель сам становится исследователем.
Ему предстоит:
-определить мотивацию интересов деятельности детей
-обеспечить моральную, материальную и интеллектуальную поддержку
-учить осознавать свои достижения и делиться достижениями с другими
Первые свойства предметов которые узнает ребенок, связаны с играми, манипуляционными действиями, сенсомоторными ощущениями. На контрастных ощущениях света и тьмы, добра и зла, тепла и холода, вкусного и невкусного приятного и неприятного выстраивается вся система представлений о мире, которая постоянно уточняется и совершенствуется.
Естественное развитие ребенка предполагает к активному экспериментированию с предметами и явлениями окружающего мира.
Цель, задачи
Основная цель – непрерывное накопление ребенком опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при решение задач и проблем (познавательных, социальных, нравственных, художественно-эстетических, исследовательских и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.
Задачи
- поддерживать интерес детей, позитивное любопытство по отношению к предметам окружающего мира
- создание обогащенной предметно-пространственной среды, способствующей развитию активности ребенка в различных видах деятельности, проявлению у него любознательности, накоплению разнообразного опыта в игре и экспериментирование.
- Способствовать самостоятельному «открытию» детьми свойств природных и рукотворных объектов.
Принцип интеграции образовательных областей на основе комплексно-тематического развития образовательной деятельности.
Объединение педагогов, детей и их родителей в единое содружество. Главное в этом сообществе единство ценностей, целей и способов их достижения.
В соответствии с поставленными задачами, определяю следующие направления работы с детьми :
Побуждаю детей рассматривать различные предметы и материалы, производить с ними простые преобразования, чтобы получить представления об их свойствах.
Например: организую исследования детьми пластилина, бумаги, ваты, мыла и других объектов, во время которых они обнаруживают их свойства, узнают о том, что происходит с ними при намокании и высыхании, при нагревании и охлаждении.
Комментирую свойства предметов и материалов: ровное, неровное, скользкое, липкое, шероховатое, колючее, пушистое, твердое, мягкое, холодное, теплое, прохладное и т. п.
Создаю условия для того, чтобы ребенок исследовал с помощью всех органов чувств (рассматривал, трогал, гладил, нюхал, пробовал на вкус, если это безопасно, слушал звуки)
Оборудовала уголок самостоятельной деятельности (полочку, в которой выкладываем различные коллекции, природные и рукотворные объекты (крупные шишки, ракушки, камешки среднего размера, плоды растений, макаронные изделия, крупы и т. д., оборудование для элементарного экспериментирования и т. п.
Для поддержки самостоятельной деятельности детей периодический показываю объекты этого уголка, играю с детьми : выкладываем из них узоры, последовательность в возрастающем, убывающем, чередующемся порядке, сравнивать по размеру, объединять в группы и т. п.
Для создания единого образовательного пространства «Детский сад и семья» в своей работе использую интерактивные мероприятия. Семинар-практикум, круглый стол. При этом все участники педагогического процесса–дети, воспитатели, родители- получают импульс для собственного развития- каждый на своем уровне. Каждый месяцпровожу семейно-творческую мастерскую под названием «Волшебный чуланчик», где дети совместно с родителями занимаются продуктивной деятельностью. Изучая свойства различных материалов, создают игрушки, поделки. Например: новогодние игрушки из воздушных шариков и ниток, кормушки для птиц из бумаги и т. д.
Для изучения возможностей детей, интересов, особенностей организовала исследовательскую деятельность с родителями :
-Провела опрос «Каким вы хотите видеть своего ребенка, когда он вырастет?»
Проанализировала ответы родителей:
Добрым, самостоятельным, счастливым, справедливым, целеустремленным.
-Организовала родительское собрание в форме круглого стола «Секреты воспитания», где родители делились опытом воспитания в ребенке желаемых качеств. Чтобы научить детей искренне радоваться успехам других, родители, передавая «свечу радости» учились замечать хорошие качества и поступки не только своего ребенка, но и других детей – говорить комплименты.
Продуктом этой исследовательской деятельности стала «Волшебная книга». В которую вошли советы родителей, рекомендации психолога, подборка стихов для воспитания нравственных качеств. Правила по воспитанию детей, которые составили родители.
Проделанная работа позволяет сделать следующий вывод:
– в процессе основных видов детской деятельности (игровой, познавательной исследовательской, художественно-творческой и др.) – помочь ребенку открыть основные законы окружающего мира, общества детей и взрослых, а также показать ему выработанные в культуре способы постигать неизвестное, создавать новое, справляться с возникающими трудностями
Открытие – это
• Открытие каждым ребенком окружающего мира, самого себя и других людей в этом мире в процессе собственной деятельности (игровой, познавательной, исследовательской, проектной и др.)
• Открытие родителями новых возможностей более глубокого понимания своих детей и видения новых смыслов в собственной судьбе.
Открытие педагогами новых эффективных инструментов (технологий, методик)развития качеств ребенка, ведущих к его дальнейшему самообразованию и успешному будущему как в школе, так и во взрослой жизни.