Папки-передвижки

«Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»

Дамира Гайнуллина
«Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, не известные еще никому. (К. Э. Циолковский.)

С вступлением в силу федерального государственного образовательного стандарта, познавательно-исследовательская деятельность, наряду с игрой становится наиболее актуальной формой организации деятельности дошкольников.

Как организовать познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников с учетом :

-возрастных и индивидуальных особенностей детей

-интеграции содержания образовательных областей

Публикация «„Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

-предметно-пространственной развивающей образовательной среды

-взаимодействия с семьей

Решая эти вопросы: изучая, наблюдая, выдвигая гипотезы, анализируя и рассуждая, воспитатель сам становится исследователем.

Ему предстоит:

-определить мотивацию интересов деятельности детей

-обеспечить моральную, материальную и интеллектуальную поддержку

-учить осознавать свои достижения и делиться достижениями с другими

Первые свойства предметов которые узнает ребенок, связаны с играми, манипуляционными действиями, сенсомоторными ощущениями. На контрастных ощущениях света и тьмы, добра и зла, тепла и холода, вкусного и невкусного приятного и неприятного выстраивается вся система представлений о мире, которая постоянно уточняется и совершенствуется.

Естественное развитие ребенка предполагает к активному экспериментированию с предметами и явлениями окружающего мира.

Цель, задачи

Основная цель – непрерывное накопление ребенком опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при решение задач и проблем (познавательных, социальных, нравственных, художественно-эстетических, исследовательских и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

Задачи

- поддерживать интерес детей, позитивное любопытство по отношению к предметам окружающего мира

- создание обогащенной предметно-пространственной среды, способствующей развитию активности ребенка в различных видах деятельности, проявлению у него любознательности, накоплению разнообразного опыта в игре и экспериментирование.

- Способствовать самостоятельному «открытию» детьми свойств природных и рукотворных объектов.

Принцип интеграции образовательных областей на основе комплексно-тематического развития образовательной деятельности.

Объединение педагогов, детей и их родителей в единое содружество. Главное в этом сообществе единство ценностей, целей и способов их достижения.

В соответствии с поставленными задачами, определяю следующие направления работы с детьми :

Побуждаю детей рассматривать различные предметы и материалы, производить с ними простые преобразования, чтобы получить представления об их свойствах.

Например: организую исследования детьми пластилина, бумаги, ваты, мыла и других объектов, во время которых они обнаруживают их свойства, узнают о том, что происходит с ними при намокании и высыхании, при нагревании и охлаждении.

Комментирую свойства предметов и материалов: ровное, неровное, скользкое, липкое, шероховатое, колючее, пушистое, твердое, мягкое, холодное, теплое, прохладное и т. п.

Создаю условия для того, чтобы ребенок исследовал с помощью всех органов чувств (рассматривал, трогал, гладил, нюхал, пробовал на вкус, если это безопасно, слушал звуки)

Оборудовала уголок самостоятельной деятельности (полочку, в которой выкладываем различные коллекции, природные и рукотворные объекты (крупные шишки, ракушки, камешки среднего размера, плоды растений, макаронные изделия, крупы и т. д., оборудование для элементарного экспериментирования и т. п.

Для поддержки самостоятельной деятельности детей периодический показываю объекты этого уголка, играю с детьми : выкладываем из них узоры, последовательность в возрастающем, убывающем, чередующемся порядке, сравнивать по размеру, объединять в группы и т. п.

Для создания единого образовательного пространства «Детский сад и семья» в своей работе использую интерактивные мероприятия. Семинар-практикум, круглый стол. При этом все участники педагогического процесса–дети, воспитатели, родители- получают импульс для собственного развития- каждый на своем уровне. Каждый месяцпровожу семейно-творческую мастерскую под названием «Волшебный чуланчик», где дети совместно с родителями занимаются продуктивной деятельностью. Изучая свойства различных материалов, создают игрушки, поделки. Например: новогодние игрушки из воздушных шариков и ниток, кормушки для птиц из бумаги и т. д.

Для изучения возможностей детей, интересов, особенностей организовала исследовательскую деятельность с родителями :

-Провела опрос «Каким вы хотите видеть своего ребенка, когда он вырастет?»

Проанализировала ответы родителей:

Добрым, самостоятельным, счастливым, справедливым, целеустремленным.

-Организовала родительское собрание в форме круглого стола «Секреты воспитания», где родители делились опытом воспитания в ребенке желаемых качеств. Чтобы научить детей искренне радоваться успехам других, родители, передавая «свечу радости» учились замечать хорошие качества и поступки не только своего ребенка, но и других детей – говорить комплименты.

Продуктом этой исследовательской деятельности стала «Волшебная книга». В которую вошли советы родителей, рекомендации психолога, подборка стихов для воспитания нравственных качеств. Правила по воспитанию детей, которые составили родители.

Проделанная работа позволяет сделать следующий вывод:

– в процессе основных видов детской деятельности (игровой, познавательной исследовательской, художественно-творческой и др.) – помочь ребенку открыть основные законы окружающего мира, общества детей и взрослых, а также показать ему выработанные в культуре способы постигать неизвестное, создавать новое, справляться с возникающими трудностями

Открытие – это

• Открытие каждым ребенком окружающего мира, самого себя и других людей в этом мире в процессе собственной деятельности (игровой, познавательной, исследовательской, проектной и др.)

• Открытие родителями новых возможностей более глубокого понимания своих детей и видения новых смыслов в собственной судьбе.

Открытие педагогами новых эффективных инструментов (технологий, методик)развития качеств ребенка, ведущих к его дальнейшему самообразованию и успешному будущему как в школе, так и во взрослой жизни.

Публикации по теме:

Предметно-развивающая среда в нашей группеПредметно-развивающая среда в нашей группе Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального.

Презентация «В ногу со временем: изучаем проект ФГОС» Данная презентация представляет собой осмысленное, переработанное нами изложение проекта Федерального государственного образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 10 сентября 2014 в 10:44
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Дамира Гайнуллина (УИ 238911) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД