Китаева Татьяна Владимировна
Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
Дошкольный возраст - это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природой, объективным миром. Это приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство — это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему.
Публикация «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ознакомление с окружающим миром пробуждает у ребенка интерес к исследовательской деятельности, развивает мыслительные операции (анализ, классификация, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала для ознакомления с окружающими явлениями, с основами математических знаний и этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием при подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И знакомство с окружающим миром - лучший способ сформировать эту потребность через развитие познавательного интереса.
Важнейшим условием формирования знаний об отношениях в окружающем мире является наличие у детей определенного запаса фактической информации, полученной в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей, существующих в окружающем мире, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а следовательно, и понять его. К сожалению, возможности дошкольного детства в решении этих проблем до сих пор недооцениваются. В то же время дошкольный возраст обладает рядом особенностей (восприимчивость, эмоциональность, отзывчивость, подражательность, которые позволяют наиболее чутко воспринимать явления окружающего мира.
Использование познавательно-речевой деятельности в воспитании дошкольников рассматривается как педагогическая инновация, поскольку в основе метода лежит идея направления познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе ознакомления с окружающим миром.
Хорошо известно, что существенным аспектом подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющейся в познавательном интересе.
Основная цель этой педагогической идеи:
- формирование человека с новым когнитивным мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к внешнему миру и способного жить в относительной гармонии с окружающими, а также воспитание активной и творческой личности. Для достижения этой цели определены следующие задачи:
- развивайте познавательный интерес к окружающему миру;
- формировать такие нравственные качества личности дошкольников, как доброта, сострадание, внимательность;
- прививать трудовые навыки в области естественных наук;
- проводить когнитивное и речевое воспитание родителей через родительские уголки, участие в различных мероприятиях.
Чтобы решить поставленные задачи и сделать работу максимально эффективной и интересной, чтобы обеспечить ребенка максимальным объемом доступных знаний, в работе с детьми используются следующие методы: обзорные экскурсии, просмотр альбомов, иллюстраций о жизни животных и растений, экспериментирование, дидактические игры, чтение произведений устного народного творчества и художественной литературы, проведение праздников и развлечений на эту тему и т. д.
Познавательно – речевая деятельность позволяет интегрировать организованные виды деятельности из разных образовательных областей для решения одной задачи и применять их на практике. Процесс обучения становится более интересным и осмысленным. Использование познавательной деятельности в воспитании ребенка развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию навыков общения в группе у детей и педагогов, умению отстаивать и доказывать свою точку зрения, навыки публичных выступлений.
Познавательно– речевая деятельность, основанная на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, способствует развитию индивидуальной творческой активности педагогов в разработке стратегий, тактик и технологий образовательного процесса, личностному развитию учащихся, обеспечивает качественные результаты педагогической деятельности.
Поэтому знакомство с окружающим миром является уникальным средством развития познавательных интересов, обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, учителей и родителей.