Получи документы

Правила реализации оздоровительной направленности занятий физической культурой. Принцип оздоровительной направленности

Елена Обручкова
Правила реализации оздоровительной направленности занятий физической культурой. Принцип оздоровительной направленности
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Подкуровский детский сад «Жемчужинка»

РЕФЕРАТ

на тему: «Правила реализации оздоровительной направленности занятий физической культурой. Принцип оздоровительной направленности»

Выполнила: инструктор по ФИЗО

Обручкова Елена Анатольевна

с. Подкуровка, 2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…2

Публикация «Правила реализации оздоровительной направленности занятий физической культурой, Принцип оздоровительной направленности» размещена в разделах

1. Общая характеристика оздоровительной физической культуры…3

1.1. Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания…. 3

1.2. Требования к реализации принципа оздоровительной направленности в системе физического воспитания…. 4

2. Основные направления оздоровительной физической культуры и их характеристика…. 10

Заключение…. 14

Список использованных источников …. 15

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Регулярная физическая активность на протяжении многих веков считалась важным компонентом здорового образа жизни. В последнее время это положение не только не опровергается, но и подтверждается новыми научными доказательствами. В частности, выяснилось, что физическая активность оказывает положительное влияние не только на физическое, но и на психическое состояние человека, поскольку является одним из факторов профилактики рецидивов различных хронических заболеваний.

Человек, систематически выполняющий физические упражнения, чувствует себя энергичным, он менее подвержен стрессовым ситуациям. Он становится более работоспособным, жизнерадостным. Его ум становится более ясным, человек выглядит моложе своих лет. Сердечно-сосудистая и дыхательная системы функционируют на высоком уровне, у него в норме работа желудочно-кишечного тракта.

Несмотря на все плюсы физической культуры, многие люди уделяют ей мало внимания.

Цель: изучить принцип оздоровительной направленности физической культуры.

Задачи:

1. изучить литературу по данному вопросу;

2. раскрыть основные направления оздоровительного принципа физической культуры;

3. рассмотреть особенности реализации данного принципа в системе физического воспитания.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания

Одно из главных направлений в современном образовании является физическое воспитание с младших классов. Сегодня, когда дети проводят практически все свое свободное время за гаджетами, не видя необходимости даже в минимальных физических нагрузках, этот аспект становится наиболее актуальным. И это не просто слова. Ведь всесторонне развитая личность, воспитание которой и является целью современного образования, - это не только комплекс знаний и умений, но и хорошее физическое развитие, а значит, и крепкое здоровье. Подрастающее поколение должно быть не только умным, прекрасно разбирающимся в компьютерных новинках и свободно мыслящим, но и здоровым, и даже в первую очередь здоровым, только тогда можно говорить о поколении полноценных людей. Именно по этой причине важно знать принципы физического воспитания как одного из основополагающих в системе общего воспитания, его цели и задачи. Такое знание поможет каждому родителю принимать активное участие в становлении здоровой личности своего ребенка с дошкольной ступени, помочь ему правильно развиваться.

Физическое воспитание – это непрерывный образовательный процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, помогающих ребенку сделать свое тело, свой организм более совершенным. Целью этого направления является всесторонне развитая, гармоничная личность ребенка, которой присущи жизнерадостность, жизнестойкость. Физическое воспитание направлено на решение оздоровительных, образовательных, воспитательных задач.

Оздоровление ребенка - приоритетная задача педагогического процесса, направленная на укрепление здоровья и охрану жизни ребенка, а кроме того, на гармоничное психомоторное развитие, повышение иммунитета при помощи закаливания, а также увеличение работоспособности. Оздоровительные задачи призваны : помочь сформировать правильную осанку, изгибы позвоночника, гармоничное телосложение; развить своды стопы; укрепить связочно-суставной аппарат; регулировать рост и массу костей; развивать мышцы лица, тела и всех других органов.

1.2. Требования к реализации принципа оздоровительной направленности в системе физического воспитания

Идея укрепления здоровья человека – основа всей системы физического воспитания. Из принципа оздоровительной направленности физического воспитания вытекают следующие не подлежащие сомнению положения:

1) Преподаватели физической культуры, тренеры несут ответственность перед государством за сохранение укрепление здоровья занимающихся.

2) Обязательным принципом является педагогический и врачебный контроль. Только правильный подход несет оздоровительный эффект. При этом должно учитываться особенности возраста, пола и состояния здоровья детей. Только постоянный врачебный и педагогический контроль учитывает эти особенности.

Причем врачебный контроль не должен ограничиваться только констатацией происходящих в организме человека изменений. По данным врачебного контроля можно судить о том положительно или отрицательно влияют те или иные физические упражнения. На основании этого нужно моделировать методы физического воспитания.

Оздоровительная направленность системы физического воспитания – это тесный союз тренера, врача и самого занимающегося. Процесс работы над своим телом и здоровьем- это сложная и долгая, но интересная, похожая на произведение искусства.

Основываясь на учете изменений, проходящих в организме врач и тренер прогнозируют текущие результаты и возможные перспективы этих занятий.

Смысл принципа оздоровительной направленности состоит в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья человека. Отсюда следующие требования к его реализации :

• определяя конкретное содержание средства и метода физического воспитания, непременно исходить из их оздоровительной ценности как обязательного критерия;

• планировать и регулировать тренировочные нагрузки в зависимости от пола, возраста и уровня подготовленности занимающегося;

• обеспечивать регулярность и единство врачебного и педагогического контроля в процессе заданий и соревнований;

• широко использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

В условиях развития современного общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья и продолжительности жизни населения, как городского, так и сельского. По данным проводящихся исследований, лишь около 10% молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья, средняя продолжительность жизни сократилась на 7— 9 лет, в результате снизился и производственный потенциал общества (Г. А. Кураев).

Тесная связь состояния здоровья и физической работоспособности с образом жизни, объемом и характером повседневной двигательной активности доказана многочисленными исследованиями ведущих специалистов в этой области (достаточно назвать такие имена, как Н. А. Агаджанян, Н. М. Амосов, Г. Л. Апонасенко, В. К. Бальсевич, Э. Г. Булич, И. И. Брехман, А. А. Виру, Л. П. Матвеев, Р. Е. Мотылянская, И. В. Муравов, Л. Я. Иващенко, I.Astrand, J.N.Wilmore и многие другие, которые красноречиво свидетельствуют о том, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и здоровым образом жизни является наиболее эффективным средством в преодолении «коронарной эпидемии», предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни.

Чтобы физическая культура оказывала положительное влияние на здоровье человека, необходимо соблюдать определенные правила :

1) применять те средства и методы, которые научно опробованные и имеют обоснование их оздоровительной ценности.

2) физические нагрузки обязаны планироваться в соответствии с возможностями и индивидуальными особенностями учеников;

3) в процессе занятий всеми формами физической культуры нужно обеспечить совокупность контроля врача, тренера и постоянного самоконтроля со стороны занимающегося.

К занятиям физической культуры необходимо, при направляющей роли тренера, подходить обдуманно, чтобы не нанести вред здоровью. Только при тесном взаимодействии тренера и занимающегося можно добиться положительного эффекта. При этом нужно соблюдать что каждый человек индивидуален, в том числе и в плане физического развития. Поэтому и решение задач физического воспитания (в частности, оздоровительных) не может быть единым для всех.

Американский медик Г. Сигерист дал следующее определение понятию «здоровье» : «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Ему соответствует и определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) : «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Способность организма адекватно изменять свои функциональные показатели и сохранять оптимальность в различных условиях — наиболее характерный критерий нормы, здоровья (Р. Баевский, 1979).

Принцип оздоровительной направленности обязывает специалистов по физической культуре и спорту организовать физическое воспитание так, чтобы оно выполняло и профилактическую, и развивающую функции. Это означает, что с помощью физического воспитания необходимо:

— совершенствовать функциональные возможности организма, повышая его сопротивляемость неблагоприятным воздействиям и работоспособность;

— компенсировать недостаток двигательной активности, обусловленный реалиями современной жизни.

Ведущая роль в оптимизации физкультурно-оздоровительного процесса отведена проектированию различных физкультурно-оздоровительных систем на основе адекватных и научно обоснованных соотношений внешних и внутренних факторов развития человека.

Сегодня разработан и практически апробирован целый ряд авторских комплексов и программ физических упражнений оздоровительной направленности, предназначенных для широкого использования. Их основные достоинства — доступность, простота реализации и эффективность. Прежде всего, это:

— контролируемые беговые нагрузки (система Купера);

— бег ради жизни (система Лидьярда);

— 10 000 шагов каждый день (система Михао Икай);

— режим 1000 движений (система Амосова);

— произвольное поочередное сокращение мышц тела без изменения их длины в течение всей «бодрствующей» части суток (скрытая изометрическая гимнастика по Томпсону);

— всего 30 мин спорта в неделю на фоне повседневной естественной физической нагрузки, учитывая правила : если можешь сидеть, а не лежать — сиди, если можешь стоять, а не сидеть — стой, если можешь двигаться — двигайся (система Моргауза);

калланетика: программа из 30 упражнений для женщин с акцентом на растяжение (система Пинкней Каллане) и т. д.

В наше время появились новые направления оздоровительной физической культуры, приводящие к хорошему эффекту и завоевывающие постепенно, медленно, но верно, популярность среди молодежи. К ним можно отнести оздоровительную аэробику и ее разновидности: степ, слайд, джаз, аква- или гидроаэробику, танцевальную аэробику (фанк-аэробику, сити-джем, хип-хоп и др., велоаэробику, аэробику с нагрузкой (небольшой штангой, акваджогинг, шейпинг, стретчинг и т. д.

Выбор той или иной методики занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью зависит от реальной обстановки, возможностей, запросов, зачастую является делом индивидуального вкуса и интереса.

Оздоровительный эффект физических упражнений наблюдается лишь в тех случаях, когда они рационально сбалансированы по направленности, объему и мощности в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся. Нельзя не отметить положительное влияние этих упражнений на общее состояние организма. Занятия физическими упражнениями активизируют и совершенствуют обмен веществ, улучшают деятельность центральной нервной системы, обеспечивают адаптацию сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем к условиям мышечной деятельности, ускоряют процесс вхождения в работу и функционирования систем кровообращения и дыхания, а также сокращают длительность функционального восстановления после сдвигов, вызванных физической нагрузкой.

Отмечено и положительное влияние регулярных занятий физическими упражнениями на деятельность органов пищеварения и выделения: улучшается перистальтика желудка и кишечника, повышается их секреторная функция, укрепляется мускулатура передней стенки живота, играющая большую роль в работе кишечника; более совершенными становятся функции органов выделения, а также желез внутренней секреции.

Физические упражнения, кроме несомненного оздоровительного эффекта, оказывают тренирующее воздействие на человека: повышают умственную и физическую работоспособность, позволяют повысить уровень физических качеств, всячески содействуют формированию и дальнейшему совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков (ходьба на лыжах, плавание и др.).

Оздоровительное, лечебное и тренирующее влияние физических упражнений на организм становится более эффективным, если они правильно сочетаются с закаливающими средствами в виде водных процедур, воздушных и солнечных ванн, а также массажа.

Таким образом, систематическое применение физических упражнений и закаливающих факторов повышает жизненный тонус организма занимающихся, его естественный иммунитет, работоспособность, улучшает функции вегетативных систем и предупреждает преждевременное старение.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

В оздоровительной физической культуре можно выделить следующие основные направления : гигиеническое, спортивно-реабилитационное, оздоровительно-рекреативное, оздоровительно-реабилитационное.

Оздоровительно-рекреативная физическая культура — это восстановление сил с помощью всевозможных средств физического воспитания (занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные игры, охота, туризм, физкультурно-спортивные мероприятия). Термин «рекреация» (от лат. recreatio) означает отдых, восстановление сил человека, истраченных в процессе труда, тренировочных занятий или соревнований. Чтобы выделить специфический смысл этого термина в сфере физической культуры, часто говорят «физическая рекреация».

В современном обществе основные функции физической рекреации сводятся к следующему (Ю. Е. Рыжкин, 1999) :

— социально-генетическая (механизм усвоения социально-исторического опыта);

— творчески-атрибутивная (позволяет ее рассматривать в развитии и совершенствовании);

— системно-функциональная (раскрывающая физическую рекреацию как функцию конкретной социальной системы);

— аксиологическая (ценностно-ориентировочная);

— коммуникативная (важное средство неформального общения людей).

Основными разновидностями физической рекреации являются пешие и лыжные прогулки, туризм (пеший, велосипедный, водный, купание, всевозможные массовые игры: бадминтон, охота, волейбол, теннис, городки, рыбная ловля и др.

По количеству занимающихся рекреационные занятия могут быть групповыми и индивидуальными (семья, группа по интересам, корпоративные коллективы и т. д.).

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура — это специализированное использование физических упражнений в качестве методов лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных после заболеваний, переутомления, травм и других причин. В настоящие время использование отдельных форм движений и двигательных режимов с этой целью прочно вошло в систему здравоохранения в первую очередь в виде лечебной физической культуры.

Всеобщее представление о возможности лечения посредством физических упражнений строится на основе оздоровления организма, обусловленном улучшением циркуляции крови и кислородным снабжением, как нездоровых, так и здоровых тканей, уменьшением жировых запасов, увеличением мышечного тонуса и т. д. В связи с возрастом восстановление протекает в одном случаи за счет нормализации функций и систем организма, в другом — за счет существенного развития компенсаторных реакций.

В оздоровительно-реабилитационной физической культуре повышается роль таких методических принципов, как принцип индивидуализации и постепенного повышения нагрузок.

Оздоровительно-реабилитационное направление в нашей стране представлено в основном тремя формами:

1) группы ЛФК при диспансерах, больницах;

2) самостоятельные занятия;

3) группы здоровья в коллективах физической культуры, на физкультурно-спортивных базах и т. д.

Особенности работы в группах ЛФК анализируется в соответствующих разделах предмета «Лечебная физическая культура». В рамках ЛФК обширно используются лечебная гимнастика, бег, дозированные ходьба, прогулки на лыжах и т. п. Выделены двигательные режимы (щадящий, тонизирующий, тренирующий, разработаны организационно-методические формы занятий (урочные, индивидуальные, групповые).

Занятия в группах здоровья имеют как общеоздоровительный характер для лиц, без серьезных проблем с состоянием здоровья, так и специально направленный характер с учетом особенности заболевания.

Основными методами занятий являются легкодозируемые по нагрузке упражнения основной гимнастики, легкой атлетики, плавания. Наиболее лучший оздоровительный и тонизирующий эффект постигается при комплексном выполнении упражнений, использовать желательно разнообразные.

Занятия проводятся по правильно разработанным программам под руководством методиста и врача, наблюдающего за процессом этих самых занятий.

Индивидуальные занятия реабилитационного типа также могут быть как общеоздоровительные, так и специально направленные. Например, при всевозможных нарушениях сердечно-сосудистой и дыхательной систем нужно как можно больше использовать физические упражнения аэробного характера.

Оздоровительно-реабилитационная культура играет не последнюю роль и в системе научной организации труда. Проведение профилактических мероприятий позволяет устранять стрессовые явления и негативные последствия, возникающие вследствие физического и психического перенапряжения на производстве и в условиях современной жизни. В комплекс профилактических мероприятий входят различные восстановительные упражнения: баня, массаж, психорегулирующие и другие средства.

Главную роль в системе подготовки спортсмена играет спортивно-реабилитационная физическая культура. Она направлена прежде всего на восстановление функциональных и приспособительных функций организма после длительных периодов напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидации последствий спортивных травм.

Гигиеническая физическая культура — это различные формы физической культуры, включенные в рамки повседневного быта (прогулки, утренняя гимнастика, физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками). Основная функция такого вида физкультуры— оперативная оптимизация текущего функционального состояния организма в рамках повседневного быта и расширенного отдыха.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вышесказанные направления оздоровительного принципа физического воспитания классифицируются по объему и интенсивности физических нагрузок, но они имеют одну главную цель - достижение оздоровительного эффекта. Занимающиеся перед собой не ставят задачу выполнения спортивных нормативов, побед на разного уровня соревнований, получения разрядов по тому или иному виду спорта. Занимаясь самостоятельно, они сами определяют характер упражнений, продолжительность занятий и дозировку нагрузки, поскольку их основной целью является укрепление здоровья.

Регулярное применение физических упражнений и закаливающих факторов повышает жизненный тонус организма занимающихся, его естественный иммунитет, улучшает функции вегетативных систем, работоспособность и предупреждает преждевременное старение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Колосова, Е. В. Методические основы физкультурно-оздоровительной деятельности [Текст] : учебно-методическое пособие / Е. В. Колосова ; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского". - Саратов : Издательский центр "Наука", 2013. - 179, [1] с.

2. Пельменев, В. К., Локтионов, С. А., Глинчикова, Л. А. Инновационные методологические технологии в теории и методике физического воспитания, спортивной тренировке, оздоровительной и адаптивной физической культуре [Текст] : материалы VIII международной научно-практической конференции, 23-26 сентября 2010 г. Ч. 2./ Рос. гос. ун-т им. Иммануила Канта ; редкол. : В. К. Пельменев, С. А. Локтионов, Л. А. Глинчикова. - Калининград : Издательство Российского государственного университета им. Иммануила Канта, 2010. – 102, [2] с.

3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] : учеб. пособие для студентов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2004. - 480 с.

4. Холодов Ж. К., Кузнецов, В. С. Теория и методика физической культуры и спорта [Текст] : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. "Педагогическое образование" / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 10-е изд., испр. - Москва : Изд. центр "Академия", 2012. - 478, [2] с.

5. Храмов, В. В. Недопинговое обеспечение реабилитационной, оздоровительной и спортивной практики [Текст] : учебное пособие / В. В. Храмов ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Саратовский государственный медицинский университет (ГОУ ВПО Саратовский ГМУ Росздрава) им. В. И. Разумовского". - Саратов : [б. и. ], 2010. - 88 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Приобщение к занятиям физической культурой «Мы здоровы и сильны — ГТО сдаём ведь мы»Приобщение к занятиям физической культурой «Мы здоровы и сильны — ГТО сдаём ведь мы» Сдаём мы нормы ГТО. В целях повышения эффективности использования возможности физической культуры и спорта в укреплении здоровья и воспитания.

«Наши занятия физической культурой». Фотоотчет«Наши занятия физической культурой». Фотоотчет Важная составляющая общего развития ребенка в детском саду – занятие физической культурой. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым,.

Значение совместных занятий физической культурой. Рекомендации для педагогов Организация совместных мероприятий в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) является одной из форм взаимодействия с родителями.

Комплексы оздоровительной гимнастики для детей 5–6 летКомплексы оздоровительной гимнастики для детей 5–6 лет У детей старшего дошкольного возраста увеличивается диапазон двигательных умений и навыков, что связано с развитием физических качеств (выносливость,.

Конспект ООД по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности 4–5 лет «Комнатные растения. Правила ухода»Конспект ООД по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности 4–5 лет «Комнатные растения. Правила ухода» Конспект ООД по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности 4 – 5 лет. Тема: «Комнатные растения. Правила ухода».

Методическая мастерская «Организация интегрированной деятельности на занятиях физической культурой»Методическая мастерская «Организация интегрированной деятельности на занятиях физической культурой» По словам Ивана Бунина, человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать. А для инструкторов.

Фотоотчёт о летней оздоровительной работеФотоотчёт о летней оздоровительной работе Летняя оздоровительная работа осуществлялась во 2-ой группе раннего возраста «Малышка» согласно плану летней оздоровительной работы. Вся.

Опыт оздоровительной работы в ДОУ Оздоровительная работа в дошкольном учреждении В дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм.

Проект программы кружка физкультурно-оздоровительной направленности «Ласковые ежики»Проект программы кружка физкультурно-оздоровительной направленности «Ласковые ежики» Каждый день воспитателю приходиться придумывать, что - нибудь интересненькое для своих воспитанников. В нашем детском саду, я подменный.

Создание развивающей предметно-пространственной среды участка оздоровительной направленностиСоздание развивающей предметно-пространственной среды участка оздоровительной направленности В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) к структуре общеобразовательной программы дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Правила реализации оздоровительной направленности занятий физической культурой. Принцип оздоровительной направленности
Опубликовано: 21 октября 2022 в 12:53
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Правила реализации оздоровительной направленности занятий физической культурой. Принцип оздоровительной направленности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Обручкова (УИ 2433452) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД