Фольклорный праздник «Праздник Гончара»

Дина Заирбекова
Фольклорный праздник «Праздник Гончара»

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Фольклорный праздник заключает в себе наибольшие возможности в создании ситуации, приближенной к естественному бытованию жанров народного творчества. Формы его проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям.

Изучение народных праздников должно предшествовать знакомству с творчеством народов Дагестана. Обращение к народным праздникам – это не только действительная форма изучения народно культуры, это метод, как теперь принято говорить, эстетико-экологического воспитания детей.

Во всем многообразии праздников наиболее убедительными будут те, которые ориентированы на существенные стороны народного праздника в его фольклорной традиции. Каковы же они?

Во-первых, обязательность праздника. В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. Праздники были необходимы и жизненно оправданы. Праздники отражали то чувство, с которым люди относились к окружающей их природе, к своему труду и его результатам.

Во-вторых, массовость. Праздник – это всегда "событие" в буквальном смысле слова. На праздник собираются все, и все в нем участвуют. Кульминационными моментами праздника являются совместное пение, совместный танец, трапеза. Это незаменимые способы единения, когда каждый участник чувствует себя причастным к всеобщему. Ритм праздника держат знатоки традиции - "заводилы".

В-третьих, праздник - это веселье, смех, разрядка напряжения, выход накопившейся психической энергии.

В детском празднике надо стремиться к осуществлению этих главных "составляющих" народного праздника.

Человек, введенный в фольклор, - это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, принимающий и понимающий условный образный язык художественного воплощения действительности, способный перенять опыт предков и передать его другим поколениям. Перед любым педагогом, поставившим перед собой задачу обучения детей народным традициям и праздникам, неизбежно встает задача знакомства с более широким историко-культурным контекстом, которым эти праздники мотивированы, уделяя большое внимание отдельным праздникам.

Рассмотрим подробнее праздники, обряды, которые можно провести в ДОУ.

Праздники являются важнейшим средством отдыха людей, средством нравственного воспитания, мощным оздоровительным средством, фактором формирования религиозного языческого сознания.

Сейчас остро встают проблемы нравственности, морали, трудового воспитания.

Что поможет нам вернуть утраченное, восстановить складывающуюся веками систему нравственных ценностей, человеческих отношений? Думаем, что серьезную помощь здесь может оказать обращение к фольклору.

Чтобы вырастить лес, надо посадить молодые саженцы, чтобы оздоровить реки и пруды, надо расчистить маленькие родники и ключи, их питающие. Чтобы возродить народные традиции, надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей.

Порвав с духовными традициями, мы убиваем в себе человека, нравственную опору, творческие способности.

Насыщение программ ДОУ фольклором поможет ребятам проникнуть в глубины народного духа и еще раз докажет, что сущность человека, его потребность в красоте не меняется с течением времени.

Повышенный интерес детей к фольклору, их желание заниматься им не только на занятиях следует поддержать. Для этого организовывается самостоятельная деятельность, которая, будучи необязательной, дополнительной формой обучения, является все же действенной частью работы, направленной на формирование всесторонне развитой личности.

Фольклорные праздники. Они являются важной и интересной формой работы. Праздники занимают особое место в жизни дошкольников. Их любят за эмоциональность, сюрпризность, народный колорит, за возможность "себя показать, других посмотреть". У каждого праздника свое "лицо", своя ведущая идея. Праздник – это большое и важное дело, всегда коллективное и всегда творческое. Праздники есть своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка. Без них немыслима жизнь детей. Собравшись вместе на празднике, и мы, и дети отряхивают груз повседневных забот, отдыхаем, набираемся энергии для будущего труда, оглядывается на прошлое. У каждого календарного праздника своя история, которую дети должны знать.

Основные приметы праздника: идея, греющая всех детей, четкий сюжет, композиция, традиции, ритуалы и обычаи, костюмированность, яркая наглядность, зрелища, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность. Праздники нужны детям. Пусть они будут редки, но метки и неповторимы. Каждый праздник самобытен. Его сценарий – коллективное творчество ребят.

Принцип праздника – не выступление или представление, а проживание. Этот день проживается как праздник. Не беда если кто-то забыл слова, все равно он чувствует себя частью этого радостного шествия. Праздник здесь – не мероприятие, а состояние души, длящееся весь день. Поэтому он продолжается и на улице – играми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Фольклор и литература Дагестана: Учебная хрестоматия для дошкольных учреждений.

Сост. ; - Гасанова Р. Х., Мирзоев Ш. А., - Махачкала: 1998г.

Народное творчество Дагестана.

Произведения Дагестанских писателей:

Ф. Алиева –«Асият и солнечные бусы».

А. Раджабов – «Два цыпленка», «Курочкина песенка».

Народное творчество Дагестана:

«Засыпай, моя Гульназ», «Люлечка, качайся», «Спи, дитя, сыночек мой»,

«Солнышко, солнце», «Дождик», «Считалки», «тучка».

Н. Юсупов – «Чабан Рабадан»

Р. Рашидов «Гончар из аула Балхар».

А. Джачаев «Мамина помощница»

А. Исмаилов «Маленький чабан»

Малые формы устного народного творчества:

- Загадки, Дагестанские народные пословицы, поговорки.

Детские игры:

Ш. А. Мирзоев – Культура и традиции народов Дагестана.

Журналы «Дошкольное воспитание».

«ПРАЗДНИК ГОНЧАРА»

Цель:

- Продолжать знакомство с фольклором, традициями и обрядами народов Дагестана.

- Воспитывать уважение к старшим и гордость за свой край. Формирование у детей творческих способностей, умения применять имеющиеся знания и навыки во всех видах деятельности.

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА:

Беседа о декоративно-прикладном искусстве Дагестана, рассматривание картины М. Магомедова «Балхарские мастерицы», чтение произведений Р. Рашидова «Умный балхарец», «Гончар из аула Балхар».

Ход ЗАНЯТИЯ:

Дети входят в зал, здороваются, садятся полукругом.

Воспитатель: - Дети в какой республике мы живем?

Дети: - Дагестан

Воспитатель: - что означает слово «Дагестан»?

Дети: - Дагестан – это страна гор. Даг – это страна, стан – это страна.

Воспитатель: - Люди каких национальностей живут у нас в Дагестане?

Дети: - Лакцы, кумыки, аварцы, даргинцы, русские.

Воспитатель: - Молодцы! Правильно!

ПЕСНЯ О ДАГЕСТАНЕ

1. Ты для нас всегда живая

Люблю твои горы

И богатые поля

Припев:

Дагестан, Дагестан

Ты цветешь, расцветай (2- раза)

2. Реки, горы и вершины

Дагестанские долины

Люблю сердцем твои горы

И богатые поля.

Воспитатель:

- Да, все национальности Дагестана живут дружно и в мире, и у каждого народа есть свои традиции, обычаи и обряды. Сегодня я хочу рассказать о мастерах аула Балхар. А вы знаете чем славится аул Балхар?

Дети:

Керамической посудой, игрушками.

БЕСЕДА О БАЛХАРЕ

Воспитатель: - В Дагестане есть селение Балхар. Оно славится тем, что его жители готовят из глины красивые кувшины, посуду, игрушки. Все изделия расписываются только белой краской, поэтому они отличаются от иных, которыми славятся другие народы.

Есть отличительные особенности и в балхарском узоре. Успех работы зависит от подготовки глины. Гончарка умело работает на круге, затем готовые изделия обжигаются в печи, расписываются – и тогда готовы.

В ауле Балхар есть озеро с глиняными берегами. Там глина как пластилин, изготовленный самой природой. Из нее можно лепить и крошечные блюдца, и огромный сосуд для хранения зерна и ажурный декоративный кувшин с носиком.

Цветных глин всего две: - красная и белая. Но при помощи этих двух красок балхарки добиваются большой красоты. Тут и обрамляющие прямые и волнистые линии, и цепочки из запятых, и овальные листья с внутренней росписью, и ромбы с белыми точками в центре, и фигуры, напоминающие птиц, и сочетание из рассекающих линий. Отдельные элементы орнамента обрамлены тонкими линиями обводки. Украшают балхарки свои изделия и рельефными фигурками, выступающими над поверхностью или врезанными в нее.

Одной из таких балхарских мастериц является гончарка Патимат. Она работает как настоящий волшебник. Проходит 10 -15 минут и кувшин готов. Опять вращается журлак (станок, искусными руками гончарки наводится последний штрих – прикрепляется ручка кувшина. Сосуд готов. Затем мастерица водит янтарем по стенке кувшина, и поверхность кувшина становится глянцевой. Затем разрисовываются стенки кувшина кисточкой. Вращается станок – наносятся разноцветные линии, затем возникают все новые детали балхарского орнамента. Затем изделия обжигаются в печи «кара». готовые изделия хранятся в мастерской.

Воспитатель: - Высоко в горах живут девушки балхарки. Они хотят станцевать вам свой танец.

(Девочки исполняют «Лакский танец»)

Воспитатель: - Весело у нас на празднике, мы умеем петь песни, танцевать, но ведь это праздник гончара. Давайте дети посмотрим, а что же делает мастерица Патимат в мастерской, заглянем к ней в гости.

(Дети подходят, здороваются с мастерицей и беседуют с ней).

Мастерица Патимат: - Здравствуйте дети! Я хочу вам показать, как лепить кувшины и рассказать о них.

- Есть стихотворение Расула Гамзатова:

Самые красивые кувшины

Делаются из обычной глины

Как прекрасный стих

Создают из слов простых.

- А какие вы знаете пословицы и поговорки о труде, о весне?

Дети:

- «Тот труда не боится, кто умеет трудиться».

- «Куда лопата идет, туда вода течет».

- «И камень добытый трудом, милее иногда чурека – что попал в наш дом».

- «Кто весной не сеет, тот осенью не жнет».

- «Птицу узнают в полете, а человека в работе».

- «Цветам нужно солнце, а человека в работе».

- «Цветам нужно солнце, а людям мир».

- «Без топора и лопаты, девица строит хаты». – (Ласточка)

- «Железный конь землю пашет» - (трактор)

- «Дело мастера боится».

Патимат:

- Молодцы ребята, много вы знаете поговорок и пословиц.

А знаете ли вы стихи?

Дети: - Да знаем.

Воспитатель:

- Ну-ка дети, давайте прочитаем стихи.

Р. Рашидов «Гончар из аула Балхар».

В том ауле, что похож

На селении Балхар

Жили – были, говорят

Землепашец и гончар

На дворе у гончара

Не скучал гончарный круг

И затачивая плуг

Пахарь песню напевал.

«Туча, туча помоги

Ты от поля не беги

И скорее полю

Дай напиться вволю»

А в другом дворе – гончар

Глину красную месил

И при этом в песне он

Солнце красное просил.

«Солнце, солнце помоги

Ты кувшины обожги

Чтобы каждый мой кувшин

Полыхал бы как рубин»

Если тучу замечал

То кричал он: «Караул!»

И при этом на нее

Словно мех кузнечный дул.

Пахарь в поле выходил

Хлеб посеяв, ждет дождя

А соседу – гончару

Подавай всегда жару.

Патимат:

- Какие вы молодцы! Я уже слепила кувшин. Подойдите поближе ко мне, посмотрите. Каждый кувшин хочет о себе рассказать:

- «Урма» - кувшин для воды с узким горлышком.

- «Кикайму» - приземистые кувшины с двумя ручками для масла.

- «Накришу» - кувшины для сбивания масла.

- «Кунари» - в ней хранят родниковую воду, даже в зной в ней вода бывает холодной.

- «Урша» - ее носят за водой.

- Видите, сколько у них названий. Эти кувшины, я помещу для обжига в кара. (В это время, к Патимат подходит один из детей и говорит ей что-то на ухо).

- Ко мне подошел один джигит и сказал, что они хотят показать нам, какие они сильные и храбрые.

ИГРЫ:

_ «Перетягивание каната», «АРМ – реслинг (сила рук)», «Канатоходцы»

Патимат:

- Давайте посмотрим, какой я вам приготовила сюрприз. В честь праздника гончара все вылепленные кувшины обожгла и приготовила для вас. Я хочу их подарить вам. (мастерица каждой девочке дарит по кувшину, дети благодарят ее).

Дети с кувшинами идут друг за другом и делая круг ставят кувшины на стулья.

ТАНЕЦ У РОДНИКА

ПЕСНЯ: - «ПРИЕЗЖАЙТЕ В ДАГЕСТАН»

Дагестан одна семья

Братьев и сестер

Всю любимую страну

Видно с наших гор.

Припев:

Приезжайте в Дагестан

В гости к нам из разных стран

Любим вас мы всей душой

Всем салам, большой!

Дети кланяются и прощаются (под музыку уходят).

Публикации по теме:

«Веселое слово — Хохлома». Фольклорный праздник Тема занятия: «Веселое слово Хохлома». Образовательная область: «художественно-эстетическое развитие». Форма проведения: фольклорный праздник.

Фольклорный праздник к 8 Марта в подготовительной группеФольклорный праздник к 8 Марта в подготовительной группе СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА. http://sch1420uv.mskobr.ru/dou_edu/detskij_sad_1420_korpus_11/filial_galleries/photo/prazdnik_8_marta_fol_klornyj_koncert/.

Фольклорный праздник «Деревенские посиделки» Фольклорный праздник «Деревенские посиделки» Цель: формировать музыкальность детей через народное искусство. Задачи: • создать условия.

Фольклорный праздник «Ярмарка» Цель: приобщение детей к русской культуре, традициям, обрядовым праздникам. Задачи: - расширять представления дошкольников о традициях русской.

Фольклорный праздник «Купалье» Фольклорный праздник «Купалье» Светлана Рвачева Фольклорный праздник «Купалье» ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК «КУПАЛЬЕ» Праздник проходит на берегу.

Фольклорный праздник «Купалье» Светлана Рвачева Фольклорный праздник «Купалье» ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК «КУПАЛЬЕ» Праздник проходит на берегу озера. Установлена арка из березовых.

Фольклорный праздник «Масленица» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москва Школа 1002 Фольклорный праздник «Масленица» (с приложением).

Фольклорный праздник «Осенины на Руси»Фольклорный праздник «Осенины на Руси» СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА «ОСЕНИНЫ НА РУСИ» 2016 Ведущий: Одарила гостья осень урожаями плодов, Моросящими дождями, кузовком лесных.

Фольклорный праздник «Поздравляем с Покровом!» Сценарий фольклорного праздника «Поздравляем с Покровом!» Автор: Полканова Наталья Альбертовна Цель: Прививать детям любовь к фольклору,.

Автор публикации:
Фольклорный праздник «Праздник Гончара»
Опубликовано: 13 января 2018 в 20:48
+51Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Программа кружка «Волшебная тестопластика»
Пояснительная записка Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией....
Конспект занятия: «Сказочная страна Хохломы»
МБДОУ «Детский сад № 12» «Сказочная страна Хохломы» Лукашина Наталья Ивановна, воспитатель Цель: Познакомить детей с основами хохломской росписи....
Фотоотчет: «Осенний калейдоскоп» (выставка-конкурс осенних подделок, аппликаций)
С 1 - 19 октября в нашей группе ( 2 группа раннего возраста) прошел конкурс подделок, аппликаций, рисунков детей совместно с родителями. Все работы...
Сценарий праздника для старшей группы «Мамочка милая, мама моя»
Татьяна Казакова Сценарий праздника для старшей группы «Мамочка милая, мама моя» Цель: создать праздничное настроение детям и взрослым, пришедшим на...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию речи «Знакомство с...
Программное содержание: • учить: - отгадывать загадки; - участвовать в диалоге при обсуждении; -отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста; •...