Сапият Ипиева
Разработка «Праздник гончара» для воспитателей старших групп и музыкальных руководителей ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР- Детский сад №8 «Солнышко»
Разработка «ПРАЗДНИК ГОНЧАРА»
Для воспитателей старших групп и музыкальных
руководителей ДОУ
Избербаш 2016г
Цель праздника :
- Продолжить знакомство с фольклором, традициями и обрядами народов Дагестана.
- Воспитывать уважение к старшим и гордость за свой край.
Публикация «Разработка „Праздник гончара“ для воспитателей старших групп и музыкальных руководителей ДОУ» размещена в разделах
- Гончар. Знакомство с гончарным промыслом
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2017
-Формировать у детей творческие способности, умения применять имеющиеся знания и навыки во всех видах деятельности.
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА:
Беседа о декоративно-прикладном искусстве Дагестана, рассматривание картины М. Магомедова «Балхарские мастерицы», чтение произведений Р. Рашидова «Умный балхарец», «Гончар из аула Балхар».
Ход ЗАНЯТИЯ:
Дети входят в зал, здороваются, садятся полукругом.
Воспитатель : - Дети, в какой республике мы живем?
Дети: - Дагестан
Воспитатель : - Что означает слово «Дагестан»?
Дети: - Дагестан – это страна гор. Даг – это гора, стан – это страна.
Воспитатель : - Люди каких национальностей живут у нас в Дагестане?
Дети: - Лакцы, кумыки, аварцы, даргинцы, русские.
Воспитатель : - Молодцы! Правильно!
ПЕСНЯ О ДАГЕСТАНЕ
1. Дагестан страна родная
2. Ты для нас всегда живая
Люблю твои горы
И богатые поля
Припев:
Дагестан, Дагестан
Ты цветешь, расцветай (2- раза)
3. Реки, горы и вершины
Дагестанские долины
Люблю сердцем твои горы
И богатые поля.
Воспитатель :
- Да, все национальности Дагестана живут дружно и в мире, и у каждого народа есть свои традиции, обычаи и обряды. Сегодня я хочу рассказать о мастерах аула Балхар. А вы знаете, чем славится аул Балхар?
Дети:
Керамической посудой, игрушками.
БЕСЕДА О БАЛХАРЕ
Воспитатель : - В Дагестане есть селение Балхар. Оно славится тем, что его жители готовят из глины красивые кувшины, посуду, игрушки. Все изделия расписываются только белой краской, поэтому они отличаются от иных, которыми славятся другие народы. Есть отличительные особенности и в балхарском узоре. Успех работы зависит от подготовки глины. Гончарка умело работает на круге, затем готовые изделия обжигаются в печи, расписываются – и тогда готовы.
В ауле Балхар есть озеро с глиняными берегами. Там глина как пластилин, изготовленный самой природой. Из нее можно лепить и крошечные блюдца, и огромный сосуд для хранения зерна и ажурный декоративный кувшин с носиком.
Цветных глин всего две: красная и белая. Но при помощи этих двух красок балхарки добиваются большой красоты. Тут и обрамляющие прямые и волнистые линии, и цепочки из запятых, и овальные листья с внутренней росписью, и ромбы с белыми точками в центре, и фигуры, напоминающие птиц, и сочетание из рассекающих линий. Отдельные элементы орнамента обрамлены тонкими линиями обводки. Украшают балхарки свои изделия и рельефными фигурками, выступающими над поверхностью или врезанными в нее.
Одной из таких балхарских мастериц является гончарка Патимат. Она работает как настоящий волшебник. Проходит 10 -15 минут и кувшин готов. Опять вращается журлак (станок, искусными руками гончарки наводится последний штрих – прикрепляется ручка кувшина. Сосуд готов. Затем мастерица водит янтарем по стенке кувшина, и поверхность кувшина становится глянцевой. Затем разрисовываются стенки кувшина кисточкой. Вращается станок – наносятся разноцветные линии, затем возникают все новые детали балхарского орнамента. Затем изделия обжигаются в печи «кара». готовые изделия хранятся в мастерской.
Воспитатель : - Высоко в горах живут девушки балхарки. Они хотят станцевать вам свой таней.
(Девочки исполняют «Лакский танец»)
Воспитатель : - Весело у нас на празднике, мы умеем петь песни, танцевать, но ведь это праздник гончара. Давайте дети посмотрим, а что же делает мастерица Патимат в мастерской, заглянем к ней в гости.
(Дети подходят, здороваются с мастерицей и беседуют с ней).
Мастерица Патимат: - Здравствуйте, дети! Я хочу вам показать, как лепить кувшины и рассказать о них.
- Есть стихотворение Расула Гамзатова:
Самые красивые кувшины
Делаются из обычной глины
Как прекрасный стих
Создают из слов простых.
- А какие вы знаете пословицы и поговорки о труде, о весне?
Дети:
- «Тот труда не боится, кто умеет трудиться».
- «Куда лопата идет, туда вода течет».
- «И камень добытый трудом, милее иногда чурека – что попал в наш дом».
- «Кто весной не сеет, тот осенью не жнет».
- «Птицу узнают в полете, а человека в работе».
- «Цветам нужно солнце, а человека в работе».
- «Цветам нужно солнце, а людям мир».
- «Без топора и лопаты, девица строит хаты». – (ласточка)
- «Железный конь землю пашет» - (трактор)
- «Дело мастера боится».
Патимат:
- Молодцы, ребята, оказывается много вы знаете поговорок и пословиц.
А знаете ли вы стихи?
Дети: - Да знаем.
Воспитатель :
- Ну-ка дети, давайте прочитаем стихи.
Р. Рашидов «Гончар из аула Балхар».
В том ауле, что похож
На селении Балхар
Жили – были, говорят
Землепащец и гончар
На дворе у гончара
Не скучал гончарный круг
И затачивая плуг
Пахарь песню напевал.
«Туча, туча помоги
Ты от поля не беги
И скорее полю
Дай напиться вволю»
А в другом дворе – гончар
Глину красную месил
И при этом в песне он
Солнце красное просил.
«Солнце, солнце помоги
Ты кувшины обожги
Чтобы каждый мой кувшин
Полыхал бы как рубин»
Если тучу замечал
То кричал он: «Караул!»
И при этом на нее
Словно мех кузнечный дул.
Пахарь в поле выходил
Хлеб посеяв, ждет дождя
А соседу – гончару
Подавай всегда жару.
Патимат:
- Какие вы молодцы! Я уже слепила кувшин. Подойдите поближе ко мне, посмотрите. Каждый кувшин хочет о себе рассказать:
- «Урма» - кувшин для воды с узким горлышком.
- «Кикайму» - приземистые кувшины с двумя ручками для масла.
- «Накришу» - кувшины для сбивания масла.
- «Кунари» - в ней хранят родниковую воду, даже в зной в ней вода бывает холодной.
- «Урша» - ее носят за водой.
- Видите, сколько у них названий. Эти кувшины, я помещу для обжига в кара. (В это время, к Патимат подходит один из детей и говорит ей что-то на ухо).
- Ко мне подошел один джигит и сказал, что они хотят показать нам, какие они сильные и храбрые.
ИГРЫ:
_ «Перетягивание каната», «АРМ – реслинг (сила рук)», «Канатоходцы»
Патимат:
- Давайте посмотрим, какой я вам приготовила сюрприз. В честь праздника гончара все вылепленные кувшины обожгла и приготовила для вас. Я хочу их подарить вам. (Мастерица каждой девочке дарит по кувшину, дети благодарят ее). Дети с кувшинами идут друг за другом и делая круг ставят кувшины на стулья.
ТАНЕЦ У РОДНИКА
Звучит песня «ПРИЕЗЖАЙТЕ В ДАГЕСТАН»
Дагестан одна семья
Братьев и сестер
Всю любимую страну
Видно с наших гор.
Припев:
Приезжайте в Дагестан
В гости к нам из разных стран
Любим вас мы всей душой
Всем салам, большой!
Дети кланяются и прощаются (под музыку уходят).