Получи документы

Предметно-развивающая среда как условие самостоятельной художественной деятельности дошкольников

Валерия Князева
Предметно-развивающая среда как условие самостоятельной художественной деятельности дошкольников

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования:

Развитие самостоятельности – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. В педагогике самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами.

Публикация «Предметно-развивающая среда как условие самостоятельной художественной деятельности дошкольников» размещена в разделах

Самостоятельная художественная деятельность необходима детям для удовлетворения их индивидуальных потребностей, например, смастерить игрушку, сделать подарок маме и др. Задача воспитателя заключается в том, чтобы поддержать творчество ребёнка, не отвергая его замысла. Для этого воспитатель использует различные подсказки, привлекает внимание ребёнка к какому-либо важному интересному предмету, задаёт ребёнку вопросы, которые помогают ему в осмыслении творческой деятельности, поощряет самостоятельность ребёнка, его фантазию и рефлексию.

Несмотря на то, что художественная самостоятельная деятельность почти всегда возникает по инициативе детей и проходит без явного участия воспитателя, эффективность воспитания самостоятельности зависит от соблюдения педагогом необходимых условий, которые раскрываются в нашей дипломной работе. Здесь, воспитатель создает благоприятные условия, как для проявления инициативы, так и для полноценного процесса самостоятельной деятельности детей в группе с учетом их индивидуальных особенностей, потребностей и интересов.

Данная задача является важной, поскольку требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ориентируют педагогов дошкольного образования на решение программных образовательных задач не только в совместной деятельности взрослого и ребёнка, но и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Цель исследования – теоретически обосновать условия эффективности предметно-развивающей среды как средства развития художественной самостоятельности детей младшего дошкольного возраста и представить практические рекомендации по оптимальному использованию предметно-развивающей среды для развития самостоятельно художественной деятельности дошкольников.

Объект исследования – самостоятельная художественная деятельность дошкольников в условиях предметно-развивающей среды ДОУ.

Предмет исследования – предметно-развивающая среда как условие формирования самостоятельной художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование самостоятельной художественной деятельности младших дошкольников в условиях предметно-развивающей среды будет эффективно при соблюдении следующих этапов:

- обогащение эмоционально-чувственного опыта ребенка, посредством многообразия художественных материалов и возможностей их использования;

- организация содержательного общения ребенка со взрослым;

- стимулирование самостоятельной художественной деятельности детей с учетом их интересов.

Задачи исследования:

- проанализировать современные научные подходы к проблеме развития самостоятельности младших дошкольников и определить характеристики предметно-развивающей среды как условия развития художественной самостоятельности детей младшего дошкольного возраста;

- изучить состояние предметно-развивающей среды в младшей группе ДОУ для формирования самостоятельной художественной деятельности младших дошкольников в плане реализации задач ФГОС дошкольного образования;

- представить рекомендации оптимальных условий использования предметно-развивающей среды для развития художественной самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- педагогический эксперимент с использованием методов наблюдения, анализа педагогической документации, диагностики для выявления уровня творческой развитости дошкольников;

- методы педагогического проектирования;

- методы количественного и качественного анализа.

Практическая значимость исследования заключается в разработке модели РППС для целей художественно-эстетического развития младших дошкольников.

Диагностическая база исследования: исследование проводилось на базе ГБДОУ № 78 Калининского района г. Санкт-Петербурга. В исследовании участвовало 18 детей 3-4 лет. Сроки проведения: март – май 2019 года.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Сущностные характеристики предметно-развивающей среды как условия развития самостоятельной деятельности младших дошкольников

К проблеме формирования предметно-развивающей среды обращаются многие авторы, которые раскрывают её многообразие, особенности и специфику, а главное, дидактические функции.

В условиях ФГОС ДО предметно-развивающая среда является неотъемлемым базовым условием для реализации образовательной и воспитательной деятельности.

Чтобы развить личность ребёнка и его самостоятельность, необходимо влияние множества факторов: стихийные, организованные, природные, социальные. Такие учёные и педагоги-практики, как Л. П. Буева, Г. С. Костюк, Л. И. Новикова, В. А. Петровский, также выделяют среду – окружение, в котором ребёнок пребывает, и где реализует себя как личность, взаимодействуя с окружением.

Как в отечественной, так и зарубежной психологии и педагогике «среда» рассматривается как один из главных факторов, который определяет процесс развития человека. Этой теории придерживались: П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. С. Макаренко и др. На этот счёт проводилось множество исследований, где выявлялась педагогическая характеристика предметно-развивающей среды в различных учреждениях.

Естественно, сама по себе среда «развить» и «сформировать» ничего не может. Это значит, что предметная среда является лишь инструментом и условием организации формирования полноценной личности ребёнка. Только при правильном использовании среды её можно будет действительно назвать «развивающей». Когда среда становится развивающей, то и все необходимые характеристики среды (вариативность, многофункциональность, изменчивость, открытость к достраиванию) начинают работать должным образом. А до тех пор, пока среда остаётся просто предметной средой, все перечисленные характеристики остаются просто потенциальными возможностями.

Большое количество и разнообразие игрушек – не являются главным условием гармоничного развития детей. Для того, чтобы среда стала развивающей, необходима качественная работа педагогов ДОУ.

Важной задачей для педагогов является осмысление особенностей развивающей среды, которая должна через свое содержание и свойства обеспечить творческую деятельность каждого ребёнка, воспитание богатой духовно, здоровой физически, эстетически развитой личности, способствующей проявлению и развитию творческих, художественных способностей ребенка, позволяющей проявить собственную активность и наиболее полно себя реализовать.

Существуют множество определений развивающей обучающей или развивающей предметной среды, некоторые мы раскроем ниже.

В методических рекомендациях С. Л. Новосёловой приводится следующая терминология.

Среда – предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. [17, с. 23]

Среда – система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей. [17, с. 23]

Среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. [17, с. 24]

Предметная развивающая среда – одно из условий полноценного развития ребенка дошкольного возраста. [17, с. 25]

Предметно-развивающая среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства. [17, с. 26]

В Федеральных Государственных Требованиях к созданию предметно-развивающей среды дано такое понятие :

Предметно-развивающая среда – система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. [9, с. 67]

В исследованиях В. А. Ясвина развивающая образовательная среда – та, которая способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса. [23, с. 33]

Окружающая ребёнка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т. е. разностороннее развитие и воспитание.

Функции предметно-развивающей среды ДОУ. [11, c.7]

• Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.

• Информационная функция. Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребё нка: разнообразие тематики, обогащение функциональных свойств элементов среды, комплектность и многообразие элементов среды.

• Функция сохранения психологического здоровья. Окружающая среда является важнейшим для ребёнка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние.

• Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызывать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место, как для коллективной, так и индивидуальной деятельности.

• Воспитывающая функция. Сама среда является тем самым центром, где зарождается сотрудничество, положительные взаимоотношения, организованное поведение и бережное отношение.

• Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

Таким образом, есть много определений «среда», «предметно-развивающая среда», но в каждом из них прослеживается идея, что среда является одним из важнейших условий для полноценного развития ребёнка. Основными функциями предметно-развивающей среды в ДОУ являются развивающая, воспитательная и организующая функции. Но нельзя не отметить, что сама по себе среда не может быть развивающей, воспитательной и организующей без должной работы воспитателя (взрослого, который является ключевой фигурой в гармоничном воспитании ребёнка как личности и контролирует баланс сил, формирующих личность изнутри и снаружи.

1.2. Особенности формирования художественных интересов у детей младшего дошкольного возраста

В детском возрасте человек обладает большими возможностями для развития творческих способностей. Некоторые возможности со временем необратимо утрачиваются, именно поэтому желательно как можно более полно задействовать детский потенциал развития уже в младшем дошкольном возрасте.

Самый эффективный путь развития индивидуальных способностей ребёнка лежит через приобщение его к продуктивной творческой деятельности, то есть созданию новых и оригинальных продуктов, например, начать можно с подарков для мамы. Л. С. Выготский утверждал: «…высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека». [6, с. 26]

Важно отметить, что занятия изобразительной деятельностью являются важным средством всестороннего развития детей. Рисование, лепка, аппликация, конструирование способствуют и сопровождают умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание дошкольников.

В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку, лепке не всегда можно судить о правильности детских представлений. [10, с. 65] Действительно, художественно-эстетическое развитие человека предполагает субъективное (ненаучное) познание мира, которое не ставит целью постижение объективной истины.

Формирование предпосылок к изобразительной деятельности начинается с первых лет жизни ребёнка. Познавая окружающий мир, ребенок учится раздельно воспринимать предметы и точно их определять. Действуя с предметами, он узнает о разнообразии их свойств и отношений – о цвете и форме, объёме и звучании, о запахе и вкусе, о теплопроводимости, эластичности и жёсткости, фактуре и весе, о цельности и полости, прочности и хрупкости, потенциальной полезности и опасности действий с этими предметами.

Исследования советских педагогов и психологов таких как: Е. А. Флёрина, Н. П. Сакулина, Е. И. Игнатьева, дают основание сделать вывод о том, что изобразительная деятельность возникает у детей на втором году жизни. Сначала ребё нок знакомится с неизвестными ему материалами: он может шуршать бумагой, мять пластилин, перекладывать карандаши и т. п. Самой художественной деятельности ещё пока нет, поскольку ребёнок не знает назначения этих предметов. На данном этапе у него преобладает манипулятивная деятельность. Если взрослый не руководит деятельностью ребёнка, не помогает ему познакомиться с назначением новых предметов, такая деятельность может быть достаточно продолжительной – в течение всего второго года жизни ребёнка.

Тем не менее, по утверждению психологов, данная деятельность очень важна в жизни каждого ребёнка, поскольку именно от манипуляции с предметами изобразительной деятельности дети постепенно переходят непосредственно к самостоятельному творчеству.

Г. Г. Григорьева выделила ступени развития интереса к изобразительной деятельности ребё нка на начальных этапах:

1. Ярко выраженный интерес ребёнка к изобразительном материалам и манипулятивные действия с ним. На данном этапе важно поддерживать его интерес к экспериментированию.

2. Интерес ребенка к действиям взрослого с материалами. Подражание взрослым, основанное на потребности в общении с ними, на интересе к действиям с материалами.

3. Интерес малыша к следу, оставляемому на бумаге, и появлению ассоциативного образа.

4. Появление первых замыслов, принятие малышом самостоятельного решения что-либо нарисовать, слепить, выложить узор.

5. Проявление в содержании детской изобразительной деятельности интереса к предметному миру. [8, с. 17]

Таким образом, на основании вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1. Младший дошкольник в процессе развития самостоятельной художественной деятельности и знакомства с творчеством проходит два этапа: «доизобразительный», когда отсутствует цель рисования, и «изобразительный», когда у ребёнка появляется замысел и цель.

2. Изобразительная деятельность младших дошкольников имеет ряд важных особенностей, зная которые педагог сможет правильно организовать изобразительную деятельность детей и проложить путь к развитию детского творчества:

поэтапное и индивидуальное развитие технических навыков изобразительной деятельности детей;

эмоциональное отношение ко всему окружающему и к своим работам, в частности;

динамичное развитие образов.

На практике доказано, что в спокойной обстановке, когда ребёнок лепит, рисует, выполняет аппликацию, он раскрепощается и сосредотачивается на конкретных действиях с различными материалами. В процессе такой деятельности происходит психологическая разгрузка. Важно отметить, что изобразительная деятельность является одним из средств арт-терапии.

Если вовремя создать условия для проявления и становления изобразительной деятельности, то она станет ярким средством самовыражения и развития ребёнка. С развитием деятельности растёт и развивается сам ребёнок. [1]

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента

Цель констатирующего эксперимента – изучить состояние предметно-развивающей среды в младшей группе ДОУ для формирования самостоятельной художественной деятельности младших дошкольников в плане реализации задач ФГОС дошкольного образования.

Задание на эстетическое восприятие предметов искусства.

Детям предлагаются два изделия (дымковская игрушка и матрёшка) и предлагается выбрать изделие, которое больше нравится ребёнку (красота узора, цвет, элементы).

Таблица № 1

Эстетическое восприятие игрушки как предмета искусства

№ ФИ Дымковская игрушка Матрёшка

1. Темис Б.

2. Максим Б.

3. Саша Б.

4. Гоша В.

5. Кирилл В.

6. Марина Г.

7. Мира Е.

8. Лев Е.

9. Злата К.

10. Витя К.

11. Рома Н.

12. Света Р.

13. Руслан Р.

14. Миша Т.

15. Лёша Ф.

16. Уля Ш.

17. Лара Ш.

18. Катя Ю.

Таким образом, 10 человек из 18 отдали предпочтение дымковской игрушке и 8 человек – матрёшке. Все 18 человек оценили игрушки не за какой-то определённый элемент, а по восприятию в целом. Можно сделать предположение, что именно цветовая гамма является решающим фактором в данном выборе.

Далее была проведена беседа о знании художественных материалов и о техниках их использования.

Перечень заданных вопросов:

- Что это?

- Зачем это нужно?

- Что нужно для того, чтобы этим рисовать/лепить?

- Как этим рисовать/лепить?

- Что ярче карандаши или фломастеры?

- Что ярче гуашь или акварель?

Результат опроса приведён в таблице 2.

Таблица № 2

Уровень представления младших дошкольников о художественных материалах

Гуашь Акварель Цветные карандаши Фломастеры Пластилин

18 из 18 8 из 18 18 из 18 18 из 18 18 из 18

Из данных, приведённых в таблице, мы делаем вывод, что не все материалы задействованы должным образом, и лишь 8 ребят имеют представления об акварели. Тем самым, педагогу необходимо познакомить детей со свойствами акварели, показать и научить техникам работы с ней.

Задание по рисованию (творчество и исполнительство).

Детям было предложено принять участие в четырё х занятиях: нарисовать гуашью 4 рисунка. Детям была дана инструкция о том, что рисовать можно всё, что угодно.

Оценивающие параметры:

· замысел рисунка (живой образ);

· технические умения и навыки;

· средства выразительности.

Замысел – это идея работы, которую создают до начала рисования, формулируя его в речи. В соответствии с ним выбирают формат и цвет бумаги, изобразительные и выразительные средства. Замыслы в данном возрасте, как правило, не устойчивы.

Технические умения и навыки – умение выбирать нужную краску, правильно держать кисть, умение закрашивать изображения кистью, правильно передавать расположение предмета.

Средства выразительности – правильная передача формы и окраски предметов. Правильное расположение изображения на всем листе бумаги на одной линии, на широкой полосе, ближе и дальше.

Изобразительные способности детей 3-4х лет позволяют определить уровень развития изобразительного творчества следующим образом – каждому параметру назначаются соответствующие баллы:

3 балла – ребёнок с легкостью использует «живой образ» (замысел); развиты навыки ритма при изображении явлений; активно использует кисть и самостоятельно выбирает краску для изображения тех или иных предметов и явлений.

2 балла – ребёнок затрудняется в использовании «живого образа»; образы явлений передает с затруднениями (сбивается с ритма); самостоятельно выбирает краску для изображения того или иного явления; достаточно грамотно использует кисть.

1 балл – ребёнок не умеет пользоваться «живым образом» (замыслом) в процессе рисования; не может передавать образы явлений ритмичными штрихами и мазками; не может самостоятельно выбрать краску, слабый навык использования кистью.

0 баллов – при его отсутствии.

Общее количество набранных детьми баллов по трё м параметрам:

низкий уровень – количество баллов от 0 до 3;

средний уровень – количество баллов от 4 до 6;

высокий уровень – количество баллов от 7 до 9.

Результаты диагностики уровня развития изобразительных способностей у детей младшего дошкольного возраста представлены в Таблице № 3.

Таблица № 3

Уровень развития изобразительных способностей младших дошкольников

№п/п ФИ ребёнка 1 занятие 2 занятие 3 занятие 4 занятие Общее кол-во баллов

1. Темис Б. 1 1 1 1 4

2. Максим Б. 0 1 1 1 3

3. Саша Б. 2 2 1 1 6

4. Гоша В. 1 1 1 2 5

5. Кирилл В. 1 1 1 1 4

6. Марина Г. 0 1 1 2 4

7. Мира Е. 1 1 1 1 4

8. Лев Е. 0 1 1 1 3

9. Злата К. 1 2 2 2 7

10. Витя К. 0 1 1 1 3

11. Рома Н. 1 2 2 3 8

12. Света Р. 0 2 1 1 4

13. Руслан Р. 1 1 1 1 4

14. Миша Т. 0 1 1 1 3

15. Лёша Ф. 1 2 2 1 6

16. Уля Ш. 0 1 1 1 3

17. Лара Ш. 1 2 2 2 7

18. Катя Ю. 0 1 1 1 3

На основании табличных данных мы построили круговую диаграмму, которая наглядно представляет результаты этой части исследования:

Рис. 1 Уровень изобразительных навыков младших дошкольников

Основываясь на результатах, делаем вывод, что в группе преобладает количество детей со средним уровнем творческого развития. Что позволяет нам судить о правильном и гармоничном обучении в художественно-эстетической направленности для данного возраста.

Для того чтобы повысить результаты художественно-эстетического развития у детей педагогам необходимо провести дополнительную работу:

• выставить все доступные художественные материалы на видное место в центр изодеятельности для того, чтобы каждый ребёнок мог спокойно подойти и порисовать, не прося об этом воспитателя;

• далее необходимо постоянно побуждать детей к творчеству, например, «Вы хотели бы показать маме, что видели сегодня на прогулке во время наблюдения? Как мы можем это сделать, если у нас нет фотоаппарата?»;

• педагогам необходимо постоянно строить диалог с детьми на отвлечённые темы, расширяя их кругозор, обращая внимание на прекрасное и предлагая варианты изобразить на листе бумаге воображаемое или увиденное;

• в летний период необходимо устроить уголок рисования на веранде, вынести карандаши, пластилин, фломастеры и листы бумаги;

• желательно начать знакомство с основами пленэра для того, чтобы в дальнейшем дети смогли самостоятельно изображать увиденное и вдохновляться. Пленэр предполагает свободный выбор художником пейзажа и интерпретацию, трансформацию этого вида природы в композицию картины, а ребёнка учит творческому и эстетическому отношению к окружающей среде, способствует формированию творческого отношения к жизни.

Публикации по теме:

Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда старших дошкольников» «Нет такой стороны воспитания, на которую Обстановка не оказывала бы влияния, Нет способности, которая не находилась бы В прямой зависимости.

Курсовая работа на тему «Предметно-игровая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста» ВВЕДЕНИЕ Дошкольное детство - важный период развития ребенка. Этот возраст уникальный и решающий в становлении личности дошкольника, в развитии.

Опыт работы «Развивающая среда как условие успешной социализации детей дошкольного возраста» Слайд №1 Уважаемые руководители, разрешите представить вашему вниманию опыт работы на тему: «Развивающая среда как условие успешной социализации.

Предметно-игровая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста Игровое оборудование должно видоизменяться, иметь множество функций, должно быть трансформируемое, таким, чтобы дети могли самостоятельно.

Предметно-пространственная среда как условие поддержки инициативы и творчества детей Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Предметно-развивающая среда и поддержка самостоятельной игровой деятельности Дети, которые переступили порог группы оказываются в совершенно новых условиях. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению зависит от этих.

Предметно-развивающая среда. Уголок театрализованной деятельностиПредметно-развивающая среда. Уголок театрализованной деятельности Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию уголок театрализованной деятельности. «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты,.

Предметно-развивающая среда в ДОУПредметно-развивающая среда в ДОУ Предметно-развивающая среда в ДОУВ детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Развивающая предметно-пространственная среда как эффективное средство по ПДД у дошкольников РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК, ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ДОРОГЕ.

Развивающая предметно-пространственная среда. Уголок ряженья и театрализованной деятельности «Поле Чудес»Развивающая предметно-пространственная среда. Уголок ряженья и театрализованной деятельности «Поле Чудес» Внимание, занавес, звонок Вот –театральный уголок. Здесь можно в гнома превратиться И в Бабку-Ёжку нарядиться. Наиболее полное познание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно-развивающая среда как условие самостоятельной художественной деятельности дошкольников
Опубликовано: 12 сентября 2019 в 20:58
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД