Евдокия Красовская
Консультация «Преемственность ДОУ и школы: вчера, сегодня, завтра»
▼ Скачать + Заказать документы
«Преемственность ДОУ и школы : вчера, сегодня, завтра»
Красовская Е. А.,
воспитатель первой категории
МКДОУ Кутуликский детский сад №1
“Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь.
Став учеником, ребенок продолжает делать
сегодня то, что делал вчера.
Пусть новое появляется в его жизни постепенно
и не ошеломляет лавиной впечатлений”
В. А. Сухомлинский
Публикация «Консультация „Преемственность ДОУ и школы: вчера, сегодня, завтра“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача.
Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений, навыков. Традиционная программа была направлена по узкопредметному формированию этих знаний и умений, навыков. Поэтому преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определялась не тем, что развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, и сформированы ли ее предпосылки, а всего лишь наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
О своей работе могу сказать следующее, что преемственность между школой и детским садом не раскрылась полностью. Но и сказать, что ее не было, тоже нельзя. На каждый учебный год заключается договор преемственности ДОУ и школы с соответствующим планом работы.
Взаимодействия были, были посещения занятий учителями начального звена МБОУ Кутуликской СОШ у нас в ДОУ. Мое занятие в подготовительной группе посетили Мезенцева Е. М. и Середкина Т. А. Присутствовала учитель начальных классов Костылева Т. В. на выпускном утреннике и родительском собрание в ДОУ.
10 лет назад на совещании учителей начальных классов и воспитателей заслушали завуча Е. М. Мезенцевой сравнительный анализ за пять лет работы о готовности детей к школе. Результаты таковы, что по математике всегда наши выпускники были готовы к школе, а по развитию речи были недоработки. Каждый воспитатель делал определенные выводы, в дальнейшем корректируя свою работу. А мой выпуск дал следующие результаты: дети программу детского сада знают, пожелание учителей - обратить внимание на развитие логического мышления. Я считаю, что это была важная ступень в работе по преемственности между ДОУ и школой.
Сегодня воспитателей выпускных групп каждый год приглашают на совещание при завуче по адаптации детей в школе.
Наша преемственность продолжает развиваться и совершенствоваться. По инициативе классного руководителя Ковшаровой Т. Ю. мы в средней группе проводили встречу со старшеклассниками. Показывали им повседневную работу воспитателя изнутри. Несомненно, данная встреча сыграла большую роль в дальнейшем выборе профессии школьников. За деятельное участие в организации профориентационной работы отмечена благодарственным письмом О. Д. Санжихаевой, директора МБОУ Кутуликская СОШ.
Наши дети знакомятся со школой, выступая со сцены актового зала, участвуют на соревнования в спортивном зале в день местного самоуправления. Всегда на этих соревнованиях наши воспитанники старшего возраста занимают первые места среди всех садов Кутулика.
В личной беседе с преподавателем по физической культуре была затронута проблема по подготовке детей по физическому воспитанию. И мне, как воспитателю, было важно показать свою работу, поэтому я приглашала учителей со школы в мае месяце на непосредственно образовательную деятельность по физической культуре для детей подготовительной группы. Приходили учителя физической культуре Шаманова С. Г. и Спешилова В. Г., посмотрели, как дети занимаются в спортивном зале ДОУ. Также отметили, что за один день детей не научить: ориентировке в пространстве, умению выбрать ведущего в подвижной игре, развить способность ведения мяча, - поэтому их отзыв о работе был положительным.
Наши дети участвовали в муниципальном празднике «День области», где проводились соревнования и конкурс рисунка на асфальте вместе со школьниками.
Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, необходимо создать систему взаимодействия Детский сад – Начальная школа.
Для тесного взаимодействия необходимо изучить стандарты начального образования воспитателям, а учителям стандарт дошкольного образования.
Сегодня в дошкольном возрасте мы должны формировать предпосылки универсальных учебных действий (УУД) : регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных.
Под предпосылками регулятивных УУД дошкольника понимается : действовать по образцу и заданному правилу, сохранять цель, видеть указанную ошибку и исправлять ее, контролировать свою деятельность, понимать оценку взрослого и сверстника.
Под предпосылки познавательных УУД дошкольника - выделять параметры объекта, устанавливать взаимно-однозначное соответствие, выделять существенные признаки, умение устанавливать аналоги, осуществлять классификацию и сериацию.
Предпосылки знаково-символических УУД дошкольника : кодирование/замещение, декодирование, умение использовать наглядные модели.
Предпосылки коммуникативных УУД дошкольника : испытывать потребность в общении, использовать вербальные и невербальные средства общения, позитивно относиться к процессу сотрудничества, ориентироваться на партнера, умение слушать собеседника
В последующем одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Надо определить основные направления по обеспечению преемственности между дошкольным и школьным образованием : методическая работа, работа с родителями, работа с детьми. Положительные результаты будут при открытом диалоге в рамках сотрудничестве, при мотивации детей, безболезненная адаптация, равные возможности, защищенность мира детства, компетентность родителей.
В этом случае выиграют, конечно же, ДЕТИ.
И закончить свое выступление хотелось бы словами Поташника М. М:
«В освоении федеральных стандартов …
все российское образование находится только в начале пути,
и никакого целостного опыта освоения в стране еще не существует.
А потому никому не известны ни результативность освоения стандартов, ни тем более эффективность».
Спасибо за внимание!