Получи документы

Преемственность в экологическом воспитании в системе ДОУ — начальная школа

Мурыгина Ирина Васильевна
Преемственность в экологическом воспитании в системе ДОУ — начальная школа

«Преемственность в экологическом воспитании

в системе «ДОУ — начальная школа»

Мурыгина И. В., Царькова В. И.

МБДОУ д/с №4 г. Арзамаса

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей…»

В. А. Сухомлинский

Публикация «Преемственность в экологическом воспитании в системе ДОУ — начальная школа» размещена в разделах

Воспитание дошкольника и младшего школьника — очень ответственный этап общего воспитательного процесса. Первичные впечатления малыша очень глубоки, поэтому грамотное отношение к природе обусловит правильное отношение к жизни как таковой. Опорой в дошкольном и школьном формировании ребёнка должна стать природа. Она дает множество возможностей, чтобы показать ребенку пример бережного отношения к животным и растениям.

Педагог, закладывая основы осознанного отношения к природе, воспитывает ценностное отношение к жизни. Итак, экологическое воспитание и образование предполагают ознакомление детей с основами экологических знаний, умением ориентироваться в окружающей действительности, желанием оберегать все живое и неживое. Знакомство с основами экологического воспитания начинается в детском саду и продолжается на всех этапах обучения в школе. Каждый из них имеет свою цель, задачу, соответствующую возрастным особенностям школьников методику. Главное – обучение экологии должно быть интересным, максимально приближенным к жизни, доходчивым, оно должно учитывать возрастные особенности ребенка. Преемственность дает возможность установить связь между тем, что достигнуто ребенком, и дальнейшим его развитием, совершенствованием на основе сохранения того ценного, без чего невозможно продвижение вперед.

Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. это связь между различными ступенями развития. Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) в дошкольную программу и начальное школьное образование – важный этап преемственности детского сада и школы. Проблема преемственности во все времена была актуальной. Теоретические основы преемственности в экологическом образовании сложились под влиянием идей мыслителей, ученых разных эпох: Я. А. Коменского, В. И. Вернадского, М. Монтессори, Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского, которые рассматривали природу на основании системного научного подхода, необходимости использования природы, как средства формирования личности с раннего возраста.

В нашей стране у истоков разработки организационных вопросов преемственности в области образования стояли прогрессивные педагоги К. Д. Ушинский, В. И. Водовозова, С. Т. Шацкий, которые определили содержание и методы учебно-воспитательной работы детского сада и школы, уделяли вопросам изучения детьми природы и окружающего мира большое значение.

Анализ программы для начальной школы показывает, что ее авторы практически не учитывают возможности дошкольных учреждений, происходит как недооценка возможностей ребенка дошкольника, так и современного состояния дошкольного экологического образования. - наблюдается занижение требований к знаниям и навыкам выпускников дошкольных учреждений. Преимущественно в первом классе не используются знания, накопленные детьми в дошкольном учреждении. Если в дошкольном учреждении идет работа по систематизации знаний о природе по трем направлениям, (формирование системы знаний о совокупности растений и животных, занимающих территорию с характерным ландшафтом (лес, луг, водоем, поле и т. д.); классификация растений и животных по основным признакам внешнего вида и характеру взаимодействия со средой; формирование системы знаний о сезонных изменениях в природе, то в первом классе эта работа продолжается только по одному направлению – систематизация знаний о сезонных явлениях в природе. Во-вторых, на уровне преемственности форм организации работы. В дошкольных учреждениях основными формами ознакомления дошкольников с природой являются занятия, повседневные и целевые прогулки, экскурсии, праздники и развлечения. К сожалению, экскурсионная форма работы, часто применяемая в дошкольных учреждениях и очень перспективная в деле воспитания экологической культуры младших школьников, в начальной школе используется крайне неэффективно. Как показывает наблюдение за работой педагогов начальных классов, учителя в процессе организации экскурсий на первый план выдвигают только образовательные задачи. И, кроме того, ограниченность учебного времени, которого едва хватает на походы к месту проведения экскурсии и обратный путь к школе и беглое ознакомление с намеченными объектами. Все это едва ли создает условия для осознанного познания окружающей природной среды. Учитель начальных классов должен прийти к пониманию необходимости серьезных пересмотров педагогически организованных выходов детей в природное окружение. Ведь живая природа одновременно воздействует на все органы чувств ребенка, он воспринимает зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и, возможно, вкусовые ощущения, которые, сливаясь воедино, создают в сознании целостный, взаимосвязанный образ природы.

Детский сад по вопросам экологического воспитания работает в тесной взаимосвязи с семьей. Его задача – через сказки, мифы, игры знакомить с элементарными связями живой и неживой природы, влиянием человека на природную среду, благодаря чему у ребенка будет формироваться потребность в общении с природой. Работа с семьей должна иметь свое продолжение и в школе.

На базе нашего детского сада создана «экологическая тропа» силами сотрудников и родителей. Она включает в себя: метеостанцию - солнечные часы, барометр, ветряной рукав, календари наблюдений, флюгер, дождемер, цветник (цветы-синоптики, лекарственные растения, первоцветы, стенд «Маршрут метеостанции» (наблюдение за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней; экспериментирование с объектами неживой природы); деревенский дворик - макет дома, набор «Домашние животные», деревянная мельница (оборудование для театрализованной деятельности; свободное общение с детьми); огород - грядки для каждой возрастной группы, садовый инвентарь (наблюдение за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней; экспериментирование с объектами неживой природы; элементарная трудовая деятельность на участке). Работа на «экологической тропе» имеет не только информативный, но и деятельностный характер: воспитанники участвуют в посадке растений, в меру своих сил ухаживают за ними, принимают активное участие в уборке тропы, разрабатывают и устанавливают экологические знаки, указатели, развешивают кормушки для птиц. Кроме этого, такое посещение природы дает возможность организовывать и проводить исследовательские работы — изучать состояние объектов природы, долго наблюдать, в результате чего у воспитанника формируется понятие о развитии объектов, о процессах, происходящих в природе; проводить опыты как длительные, так и кратковременные, прогнозировать последствия деятельности человека, оценивать результаты природоохранной работы. Такая разносторонняя деятельность помогает воспитаннику осознавать значение природы для человека, важность грамотного взаимодействия с ней.

Итак, непрерывность и преемственность в экологическом образовании являются условием формирования экологического сознания дошкольников и младших школьников и относительно четкой и логически завершенной системы их взглядов и убеждений – стержневых единиц экологического мировоззрения, влияющих на формирование экологической культуры.

Список литературы:

1. Базулина И. В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом // Начальная школа. – 2005. - N 12. - С. 33-35.

2. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.

3. Новолодская Е. Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников // Начальная школа. – 2012. - N 3. - С. 52-55.

4. Николаева С. Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 42-46.

5. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 258 с.

6. Плешаков А. А. Преподавание природоведения в III классе четырехлетней начальной школы // М. : Новая школа, 1994. – с. 31.

7. Ребро И. В. Формирование экологического мировоззрения как средство реализации проектной деятельности // Образование в современной школе. - 2009. - N 11. - С. 59-63.

8. Симонова Л. П. Ключи от природы // М. : АГПР МПК, 1988. – с. 4 – 5.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - – М. : Просвещение. 2013г.

Публикации по теме:

Использование ИКТ технологий в экологическом воспитании дошкольниковИспользование ИКТ технологий в экологическом воспитании дошкольников Тип проекта: долгосрочный, творческий Участники проекта: воспитатель, воспитанники подготовительной группы «Золотая рыбка», воспитанники.

Цитаты о природе, экологическом воспитании «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок» Х. К. Андерсен «Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле её эксплуататора,.

Краеведческий подход в экологическом воспитании дошкольников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад «Бэпембэ» села Акъяр муниципального района.

Роль моделирования в экологическом воспитании дошкольников Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет огромное значение. В этом возрасте закладываются основы личности экологической.

Преемственность ДОУ и социума в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста «Преемственность ДОУ и социума в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста». Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного.

Презентация «Учимся общаться» начальная школа В начале каждого учебного года провожу социометрическое исследование класса. На основании этих данных составляется индивидуальная коррекционная.

Сценарий праздника «Прощай, начальная школа» Сценарий праздника «Прощай, начальная школа» Автор: Школина Римма Алтафовна (педагог-организатор) Дата проведения: 26.05.2017 Начало в.

Сценарий проведения праздника «До свидания, школа начальная» Сценарий проведения праздника «До свидания, школа начальная!» (2019 г) Ведущие Приветствуем вас, уважаемые родители и учителя! Вечер сегодня.

Сценарий выпускного в 4 классе «Начальная школа, прощай!» Скоро, совсем скоро закончится учебный год, и четвероклассники будут прощаться со своей первой учительницей, классом. И им предстоит провести.

Консультация «Преемственность детского сада и школы в воспитании и обучении детей»Консультация «Преемственность детского сада и школы в воспитании и обучении детей» Образовательное пространство города Тейково Ивановская область. «Преемственность детского сада и школы». МДОУ № 15 С заботой о детях. Дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преемственность в экологическом воспитании в системе ДОУ — начальная школа
Опубликовано: 28 июня 2019 в 20:23
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД