Папки-передвижки

«Прикоснуться к природе всем сердцем». Экологическое образование дошкольников (из опыта работы)

Анастасия Стенина
«Прикоснуться к природе всем сердцем». Экологическое образование дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Стенина Анастасия Владимировна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11 «Ромашка»

комбинированного вида городского округа Стрежевой»

Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем : удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала, и росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала не наукой, а частью души!

Публикация «„Прикоснуться к природе всем сердцем“, Экологическое образование дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры подрастающего поколения.

Понятие «экологическая культура» состоит из взаимосвязанных элементов: экологических знаний, чувств, экологически оправданного поведения, экологического мышления и сознания. Основа проявления экологической культуры – деятельность человека, стремящегося осознать свое влияние на природу, разумность использования ее богатств и способов улучшения окружающей природной среды.

Дошкольное образование, как первая ступень общего образования, является одним из первых звеньев экологического воспитания, становления человека-гражданина, хозяина своей земли. Дошкольник, общаясь с природой и изучая её, постепенно постигает мир, в котором живёт. Он открывает удивительное многообразие растений и животных. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». В своей педагогической практике очень часто сталкиваюсь с такой ситуацией, когда дети лазают по деревьям, отламывают ветки, срывают листья, не осознавая, что деревья – такие же живые существа как и мы. Как воспитатель и просто как неравнодушный человек не могу остаться в стороне от данной проблемы. Именно поэтому моя статья посвящена духовно-нравственному воспитанию дошкольников, формированию у них осознанного отношения к природе.

Деревья окружают нас повсюду: рядом с домом, в детском саду, за городом. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным, насекомым или цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как объекты неживой природы, поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных. Между тем, деревья, как часть природы играют большую роль в нашей жизни. Дерево - прекрасный объект для фенологических наблюдений. Так, деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Кроме того, деревья – это крупные объекты, с ними ребенку проще общаться «на равных», легче представить их своим другом.

Свою работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, формированию у них осознанного отношения к природе мы начали с выявления представлений детей о деревьях. Примерные вопросы: Что такое лес? Какие деревья растут в лесу? и т. д. Проводили дидактические игры типа: «Кто лишний?», «Чей это дом?». Далее мы выясняли, понимают ли дети зависимость животных от деревьев, задавая, к примеру, такие вопросы: Могут ли они прожить друг без друга? Почему? Если деревья вырубить будет хуже или лучше? Кому? Так формируем у детей представления о том, что человек и природа не могут существовать друг без друга.

Одним из способов привлечения детей к окружающей природе мы выбрали прогулки вокруг нашего детского сада. Во время таких прогулок учим детей наблюдать за природой, обращая внимание детей на форму и окраску листьев, способствуем пробуждению интереса к окружающему миру через знакомство с различными породами деревьев. Во время прогулки дети также определяют настроение деревьев: грустное, веселое, счастливое, печальное, молчаливое, бодрое, задумчивое, весеннее. Происходит своего рода очеловечивание объектов природы. К примеру, предлагаем детям порассуждать на тему «Чем мы и деревья похожи друг на друга? Чем отличаемся?» Дети проводят мини-исследования, направленные на сравнение людей и деревьев по внешним признакам; по эмоциональному состоянию, характеру и прочее. Для обобщения знаний о деревьях используем словесные дидактические игры («Что где растет?», «Узнай по описанию?», игры проводим как во время прогулок, так и в группе. Таким образом способствуем формированию у детей отношения к деревьям, как к живым объектам. Вместе с детьми мы сравниваем деревья с человеком: «Мы разные и деревья разные» Проводим в группе наблюдения, беседы, направленные на осознание детьми внешних отличий между людьми (рост, возраст, цвет кожи, глаз и т. д.) и между деревьями разных видов (цвет, качество поверхности, запах коры, листьев; толщина, высота ствола; разнообразие семян и т. д.).

В группе постоянно проводятся беседы о деревьях: «Какой высоты дерево? Какова его ширина? Есть ли у дерева соседи, друзья, знакомые? Есть ли у дерева семья, дети»? Что такое кора, ствол, для чего они служат, какие они? Чем пахнут деревья в разное время года (в сухую погоду, после дождя? Есть ли на дереве трещины, дупла, лишайники, мхи? Какие они? Сколько их, какого цвета? Есть ли на коре следы, оставленные человеком? Смогло ли дерево залечить раны. Есть ли способ выяснить возраст дерева? Какой? Можно ли спрятаться под деревом от грозы? Почему?»

В своей ежедневной работе применяем такие дидактические игры:

«Сравни» ( Задача: каждый ребенок рассказывает о своем дереве и сравнивает его с другим)

«Что лишнее?» ( Задача: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).

«Назови плод» ( Задача: дети должны правильно назвать плод предложенного растения).

«Определи дерево по листочку» ( Задача: дети по листочку должны назвать дерево).

«Скажи по-другому» ( Задача: детям необходимо назвать листья по-другому, преобразовав существительное в прилагательное (лист клена - кленовый, осины – осиновый и т. д.).

«Найди свое дерево» ( Цель: учить находить дерево по описанию).

Не забываем о деревьях и на математике - решаем математические задачи:

«На березе сидели 4 синицы. К ним прилетело еще 5. Сколько всего птиц оказалось на дереве?»

«На ветке березы было 10 листиков. Два из них сорвал и унес ветер. Сколько листьев осталось?»

После всей проделанной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, формированию у них осознанного отношения к природе, была проведена викторина на тему «Что мы знаем о деревьях?» Дети отвечали на вопросы: «Чем деревья отличаются от других растений? Какие деревья вы знаете? Деревья – живые или нет? Почему вы так считаете? Как вы считаете, в нашем городе много или мало деревьев? Обоснуйте свою точку зрения. Как вы думаете, где деревьям лучше живется – в лесу или в городе? Почему вы так считаете? и т. д.

Вместе с детьми мы составили паспорт дерева:

Имя: ….

Возраст: Много – много лет.

Высота: Выше любого папы, даже нашего д/сада.

Соседи: Осина, рябина и березки.

Друзья: Все мы, и насекомые, и птицы, и растения.

Что любит: Свет, тепло, воду, доброе слово, гостей, праздники, стихи о себе.

В заключении мы с детьми и их родителями оформили выставку рисунков и фотографий «Прикоснуться к природе всем сердцем». Итогом проделанной работы стала постановка театрализованной сценки для детей других групп «Лесные приключения Колобка и его друзей». Сказочный персонаж (колобок) попадает в лес. И что он там видит! - Срубленные деревья, выжженные поляны, мусор, грязь. От такого положения в лесу страдают животные, птицы, насекомые. Герои сказки: колобок, заяц, волк, медведь, лиса, скоморохи призывают всех к бережному отношению к природе. Ребята видят мусор, сломанные ветки, делают вывод: природа красива, но требует заботы и бережного отношения.

Считаю чрезвычайно важным научить детей совершать полезные дела. Все это позволяет детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев. Дети получают ответы на интересующие вопросы и составляют рекомендации: «Всем людям необходимо бережно относиться к деревьям. Они, очень нужны всем!» Хочется верить, что мои занятия добра и любви к родной природе не будут забыты детьми. Результаты моей работы, конечно же, скажутся не сразу. Однако я уверена, что мои воспитанники когда-нибудь внесут свою лепту в улучшение условий среды обитания.

Использованная литература:

1. Базулина И. В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом // Начальная школа. – 2005. - № 12

2. Давайте, охранять природу вместе с детьми. Книжка – подсказка: Учебно – методическое пособие/ Под ред. Виноградовой А. М. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2005

3. Лифанова Т. М. Дидактические игры на уроках естествознания: Методические рекомендации. – Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2001/

4. Познавательная и занимательная экология : познавательные и занимательные материалы по экологии и природоведению. Методическое пособие для учителя /Сост. Буланый Ю. И. - Саратов: Научная книга, 2003 Тарасова Т. И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе// Начальная школа. – 2000.- №1.

Публикации по теме:

Доклад из опыта работы «Билингвальное образование в ДОУ»Доклад из опыта работы «Билингвальное образование в ДОУ» .

Игры на знакомство для дошкольников (из опыта работы)Игры на знакомство для дошкольников (из опыта работы) Что такое игры на знакомство? Это такой вид игровой деятельности, который направлен на создание благоприятной обстановки в группе детей,.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Из опыта работы «Нетрадиционные способы рисования для дошкольников» (фотоотчёт)Из опыта работы «Нетрадиционные способы рисования для дошкольников» (фотоотчёт) Данный материал познакомит педагогов,родителей с разнообразными техниками нетрадиционного рисования гуашью,красками в сочетании с другими.

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы)«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы) В своей работе большое внимание я уделяю познавательно – исследовательской деятельности. СЛАЙД №2 Познавательно – исследовательская деятельность.

Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.

Труд в природе и экологическое воспитание дошкольниковТруд в природе и экологическое воспитание дошкольников Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду. А.

Трудовое воспитание дошкольников  (из опыта работы) Трудовое воспитание дошкольников - это очень интересный вопрос. Однажды о трудовом воспитании дошкольников я услышала уникальную передачу.

Экологический праздник для дошкольников «Прикоснись сердцем к природе …»Экологический праздник для дошкольников «Прикоснись сердцем к природе …» Экологический праздник для дошкольников. «Прикоснись сердцем к природе ….» Вед: Здравствуйте ребята, сегодня мы собрались в этом зале,.

Экологическое образование дошкольниковЭкологическое образование дошкольников В этом году я набрала детей трехлетнего возраста, появилась идея, посадить вместе с родителями деревья, и пока дети ходят в садик наблюдать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Прикоснуться к природе всем сердцем». Экологическое образование дошкольников (из опыта работы)
Опубликовано: 21 июня 2020 в 14:34
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Прикоснуться к природе всем сердцем». Экологическое образование дошкольников (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Стенина (УИ 1387674) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД