Папки-передвижки

Применение ИКТ на занятиях по развитию речи

Якимова Ольга Сергеевна
Применение ИКТ на занятиях по развитию речи

Выступление на МО

«Применение ИКТ на занятиях по развитию речи»

подготовила: воспитатель Якимова Ольга Сергеевна

октябрь 2019г.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в организации непосредственной образовательной деятельности. Моим приоритетным направлением является развитие речи. Это направление я выбрала неслучайно, так как у многих детей, которые пришли к нам,была плохо развита речь. И поэтому, целью моей работы -научить детей говорить чисто, связно, грамматически правильно. Для достижения этой цели я использую в работе различные формы, приемы, методы и

Публикация «Применение ИКТ на занятиях по развитию речи» размещена в разделах

средства обучения, а также применяю современные образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы. Такие требования предъявляются к современному педагогу. Сегодня я хочу поделиться опытом, как ИКТ помогают мне в работе. Я вижу

их необходимость для себя, для детей и в работе с родителями. С детьми ИКТ я использую в процессе совместной деятельности на занятиях по развитию речи в качестве современного наглядного материала. Но часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? Имеющийся в детском саду наглядный материал устаревает. А приобретение нового требует немалых материальных затрат. Изготовление своими руками требует наличия способностей, да и не всегда соответствует необходимым требованиям к наглядности. Необходимость в повышении качества наглядного материала –самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий. Основная идея моей работы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными методами развития речи

ребенка. Поэтому главная цель моей работы это: развитие речи дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий.

Исходя из цели, я поставила перед собой следующие задачи:

• изучить нормативные законодательные документы, психологическую и педагогическую литературу по вопросу использования ИКТ в работе с

дошкольниками;

• обосновать формы и методы работы при использовании ИКТ в работе с детьми по развитию речи;

• использовать средства ИКТ для взаимодействия с родителями по вопросам развития речи детей;

• создать банк компьютерных дидактических и методических материалов по использованию ИКТ для работы воспитателя по развитию речи.

Конструирование НОД

с детьми с использованием ИКТ требует соблюдения

определенных дидактических принципов, которые я сегодня наполняю новым содержанием. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к занятиям по развитию речи за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов. Руководствуясь принципом научности, я преследую одну цель –помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают мне возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Я считаю, что различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда

соответствуют по своему содержанию принципу научности. Поэтому я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала. Реализуя принцип доступности, я отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали

уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитываю специфику детей с нарушениями речи. Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Презентации я создаю и

подбираю в соответствии с тематическим планом.

Принцип наглядности. Дошкольникам, с их наглядно-

образным мышлением понятно лишь то, что

можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации, слайд-шоу,видеофрагменты. Занятия с использованием ИКТ являются комплексными, сочетают в себе как традиционные, так и компьютерные средства обучения, а также на них осуществляется интеграция образовательных областей. Создание занятия-презентации включает три этапа :

1. Разработка сюжета с учётом методических требований к занятию по развитию речи.

2. Отбор речевого и наглядного материала.

3. Техническое исполнение презентации.

Я считаю, что использование в занятиях по развитию речи нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность работы в целом. Их применение на занятиях интересно детям и, что немаловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми. Развитие речи включает в себя следующие направления работы:

*Звуковая культура речи.

*Развитие фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.

*Формирование лексико-грамматического строя речи.

*Развитие связной речи

Работу над звуковой культурой речи

можно начинать с восприятия неречевых звуков, используя

презентации: «Звуки дома», «Инструменты».

Они не только демонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздают необходимые слуховые ассоциации, например такие : «вода капает», «часы тикают», «молоток стучит» и т. д. Чтобы разнообразить и сделать интересной работу над звуковой культурой речи, можно использовать различные компьютерные игры. Например, такую игру, как: «Угадай, какой звук заблудился».

Следующее направление-это развитие фонематического восприятия и овладение элементами грамоты. Здесь можно использовать такие презентации, как: «Игры со звуками», «Учим азбуку», «Буква заблудилась» и др.

Формирование лексико-грамматических средств языка. Например, для создания презентации по формированию лексико-грамматических средств языка, используются картинки для развития мышления и речи дошкольников Т. А. Ткаченко. Рассмотрев картинку, дети отвечают на вопросы по содержанию данной картинки. Таким образом, они анализируют и рассуждают. Также, отвечая на некоторые вопросы, поставленные воспитателем, ребёнок может фантазировать, сочинять. По картинке можно

также составлять предложения, используя опорные слова, из которых ребёнок должен составить грамматически правильное предложение.

Развитие связной речи. При составлении описательных рассказов использую опорные картинки. Последовательно меняющиеся иллюстрации или схемы служат наглядным планом для пересказа или заучивания стихотворений.

Очень удобно использовать электронный вариант, как сюжетных картинок, так и репродукций картин известных художников для составления рассказов.

Также использую различные игры для развития связной речи. Такие как:

«Расскажи сказку». На экране появляется фрагмент из сказки, а дети должны отгадать, что это за сказка и воспроизвести небольшой фрагмент из данной

сказки. Также использую игру «Узнай сказку». Где дети по небольшим фрагментам из сказок, запечатлённых на картинках, отгадывают сказки. Игра

«Найди недостающего героя сказки». На экране появляется картинка, на которой спрятан герой. Дети должны догадаться, какого героя не хватает на данной картинке. После того, как они отгадают, на пустом месте появляется недостающий герой. Использование физкультминуток. С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при

ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме. Таким образом, можно сделать вывод что, использование ИКТ в коммуникативной деятельности позволяет повысить эффективность работы по развитию речи, оптимизировать НОД, индивидуализировать обучение

детей с недостаточным развитием речи, а также формирует успешность детей, повышает мотивацию, существенно сокращает время усвоения материала.

Использование ИКТ позволяет проводить занятия : на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка);

обеспечивает наглядность;

привлекает большое количество дидактического материала.

И в целом, способствует повышению качества образования.

Публикации по теме:

Консультация «Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях»Консультация «Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях» Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей школьного возраста. Однако данные.

Использование ИКТ на занятиях по развитию связной речи у детей с речевыми нарушениями ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ЗАГАДКИ О ГРИБАХ" Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию "Загадки о грибах". Угадывание загадок о грибах.

Консультация для педагогов «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи» "Сказкотерапия на занятиях по развитию речи" В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии – сказкотерапия.

Консультация для воспитателей «Применение логоритмических упражнений на занятиях по физической культуре» Консультация для воспитателей «Применение логоритмических упражнений на занятиях по физической культуре» В последние годы, к сожалению,.

Мастер-класс «Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях дополнительного образования» Мастер класс: Применение Здоровьесберегающих технологий на занятиях дополнительного образования. Целью сегодняшнего мастер-класса является.

Применение инновационных здоровьесберегающих технологий с использованием степ-платформ на занятиях по физ. культуре в ДОУ "Применение инновационных здоровьесберегающих технологий с использованием степ-платформ на занятиях по физической культуре в ДОУ" Практическая.

Применение игровых технологий на НОД по развитию речи в средней группеПрименение игровых технологий на НОД по развитию речи в средней группе Важность игровых технологий заключается не в том, чтобы сделать их средством развлечения, а в том, чтобы при правильной организации сделать.

Применение мультимедийных систем обучения на занятиях кружка ЮИД Наиболее эффективным формам представления материала на кружке ЮИД следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить.

Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Здравствуйте, коллеги. Хочу поделиться с вами опытом использования технологии «Ситуация» в организации НОД «Лес наш друг» в группе компенсирующей.

Применение занимательных игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста Свою работу по данной теме, я начала проводить с детьми младшего дошкольного возраста. Мною были опробованы и внедрены следующие моменты:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение ИКТ на занятиях по развитию речи
Опубликовано: 22 октября 2019 в 06:27
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД