Папки-передвижки

Творческо-исследовательский проект «Русская матрешка» (продолжение и уточнения)

Сотникова Руслана Николаевна
Творческо-исследовательский проект «Русская матрешка» (продолжение и уточнения)

Раннее я уже публиковала информацию об этом проекте, но сейчас мне хочется поделиться с вами дополнительным материалом, который я собрала за последнее время и создала презентацию по данной теме.

Актуальность моей проектной деятельности с детьми связана с кардинальным изменением общественно-экономического уклада жизни и национально государственного устройства страны.

Публикация «Творческо-исследовательский проект „Русская матрешка“ (продолжение и уточнения)» размещена в разделах

Современное общество характеризуется ростом самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края, семьи, детского сада, школы и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Культурное наследие народа содержит педагогические ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания.

Изучение этого опыта и использование достижений современной педагогической науки может значительно обогатить содержание воспитания и обучения детей.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы моего исследования: «Примеры фольклорного материала для детей, как основы процесса их нравственно-эстетического воспитания. Русская матрешка», проводился проект в 2012 г., октябрь – ноябрь месяц.

Авторы: педагог дополнительного образования, воспитатель, дети старшей группы, родители.

Проблемные вопросы, на решение которых направлен проект :

Почему русская матрешка является символом России?

Почему деревянную куклу - игрушку назвали матрешкой?

Благодаря чему матрешка остается любимой и популярной во всем мире?

Как появилась матрешка?

У детей обогатится кругозор и они узнают об игрушке как образе материнства и семьи.

Цель:

Создание условий для знакомства с историей появления Матрёшки и раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников.

С ранних лет дети знакомятся с народной игрушкой, но представления о ней как предмете истории, культуры своего народа у них, как правило, нет, нет и устойчивого интереса к ней, который бы побуждал к дальнейшему познанию, к стремлению реализовывать свои знания в практической деятельности.

Учитывая особенности матрёшки, я стала использовать эту игрушку в работе по приобщению детей к русской культуре. Перед собой поставила следующие задачи:

- познакомить детей с особенностями народного декоративно-прикладного искусства (материал, форма, цвет, узор, дать представления о связи орнаментальной композиции с природой;

- познакомить с произведениями народного искусства;

- разучить простейшие элементы росписи;

- развивать восприятие, воображение и эмоционально-волевую сферу;

- формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в народном творчестве.

- привлекать родителей к историческому и культурному наследию России.

В работе использовала такие методы и приёмы, как:

1. Показ детям презентации о матрёшке и её мастерах.

2. Рассматривание и описание детьми матрёшек.

3. Чтение сказки о происхождении матрешки «Старик Фукурума в поисках Страны Ветвей Солнца»

4. Просмотр диафильма 1977г. «Катя в гостях у матрешек»

5. Дидактические и хороводные игры с участием матрёшки.

6. Задание на дом: «Выучить вместе с родителями стих или загадку о матрешке».

6. Составление детьми мини-рассказов с персонажем – матрёшкой.

Вот несколько рассказов детей более запомнившихся мне…

Один мальчик рассказал о том, как матрешка училась кататься на велосипеде, разбила колено, но встала и поехала дальше.

А девочка рассказала, что ее самая маленькая матрешка боится спать одна и по ночам бегает в кровать старшей сестры….

То есть, дети перенесли на персонажа матрешку свои личные эмоции и переживания, и при этом они раскрылись, что, на мой взгляд, является положительным результатом. Не зря я дала им такое задание. Многие фантазировали, и это полезно для творческого воображения.

Знакомя детей с матрёшкой, использовала музыкальное сопровождение, частушки, потешки, пестушки, песню «Ой, да мы матрёшки», читали стихи С. Я. Маршака, Берестова, водили хороводы. С интересом дети отгадывали загадки о матрёшках (семёновской, загорской, полховомайданской, сами старались, придумывали загадки о них.

На занятиях по аппликации дети учились из лоскутков ткани украшать костюм матрёшки.

Вырезали целый хоровод матрёшек из бумаги, сложенной «гармошкой» (а на следующем занятии украшали орнаментом).

Рассматривая матрёшек разных промыслов, уточняли, чем одна матрёшка отличается от другой. Давала детям задания описать матрешек : семёновскую, загорскую, полховомайданскую. Выясняли, на какой матрёшке больше всего понравился узор. Для этой цели использовала дидактические игры «Что изменилось?» «Магазин», «Прятки», «Откуда матрёшка пришла». От ребёнка требовалось умение дать описание, характерное для каждой матрёшки. С интересом дети отгадывали загадки о матрёшках (семёновской, загорской, полховомайданской, сами старались, придумывали загадки о них. Игры с матрёшками способствовали развитию детского воображения, активизации их творческих возможностей.

Обогатилась и игровая деятельность детей, появились новые игры: «Экскурсия по выставке игрушек», «Магазин народных игрушек».

Всё это способствовало тому, что дети стали правильно отвечать на вопрос: «Что же такое народные игрушки?» (Игрушки, которые придумывает и делает сам народ).

Провела анкетирование родителей своей группы, чтобы уточнить, проявляют ли дети интерес к народным игрушкам дома, как сами родители относятся к народным промыслам. Основываясь на результаты анкетирования, провела беседу: "Матрёшка, как важное средство эмоционального воздействия на детей". Сделала для родителей ширму «Знакомьтесь: матрёшка, где родители могли расширить свои представления о матрёшке (как вариант, можно провести мастер-класс для родителей совместно с детьми «Как играть с матрешкой» или «Путешествие с матрешкой»).

Матрёшка является важным средством эмоционального воздействия на детей. Разнообразие видов матрёшек, неповторимость их внешнего облика, служат основой для проявления у детей элементов творчества в игре, в изобразительной деятельности.

Дополнение

Однако, считаю, что приобщение дошкольников к истокам национальной культуры будет более эффективным, при условии систематической работы с детьми. Поэтому, после проекта, в 2013-2014 уч. году мы возвращались к теме: «Русская матрешка», и я проводила с детьми, как индивидуально, так и коллективно творческую деятельность по данной тематике.

Публикации по теме:

Презентация опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» из опыта работы :"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников" Выбор моей темы связан с целью глубже изучить методы, приёмы, через.

Проект «Ознакомление дошкольников с культурой родного края» Тема проекта «Ознакомление дошкольников с культурой родного края» (старшая группа) Пояснительная записка: Современное общество характеризуется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческо-исследовательский проект «Русская матрешка» (продолжение и уточнения)
Опубликовано: 1 февраля 2015 в 20:57
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 30.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД