Альфия Голева
Проект «Ознакомление дошкольников с культурой родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта «Ознакомление дошкольников с культурой родного края»
(старшая группа)
Пояснительная записка:
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Национальные культуры составляют основу культуры человечества. Приобщая ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, родители и мы педагоги вводим его в мир общечеловеческих ценностей.
Публикация «Проект „Ознакомление дошкольников с культурой родного края“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Данный аспект недостаточно исследован и описан в научно-методической литературе, поэтому возникла проблема интеграции национально-регионального компонента в образовательный процесс.
Анализ программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада показал, что в них практически не затрагиваются проблемы нравственно-патриотического воспитания: существуют пробелы ценностных ориентаций на осознание у детей принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем, не уделено должного внимание национально-региональному компоненту.
Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет. Одно из мощных средств, которое позволяет осуществлять воспитание на основе национальных традиций, это детская литература и фольклор.
В данном проекте особое место отводится просвещению родителей и привлечению их активно участвовать в реализации проекта.
1. Вид проекта : Познавательный
2. Срок: 1 месяц
3. Цель проекта :
Повышение эффективности работы по приобщению детей и их родителей к татарскому фольклору и творчеству татарских писателей.
4. Задачи:
1. Познакомить детей с творчеством татарских писателей.
2. Воспитывать любовь к родному краю через национальный фольклор.
3. Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, умение употреблять его в собственной речи.
4. Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок.
5. Расширять представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению.
5. Участники: дети старшей группы; воспитатели; родители; преподаватель татарского языка; музыкальный руководитель; спортинструктор.
6. Деятельность по проекту с детьми :
1неделя:
- Познавательное занятие на тему : «Наш родной край»
- Беседа на тему: «Откуда к нам приходят сказки»
- Чтение детям татарских народных сказок
- Рисование на тему «Моя любимая сказка»
- Аппликация на тему «Украсим тюбетейку батыру»
- Разучивание народных песен (при участии преподавателя музыкального руководителя)
- Целевая экскурсия в библиотеку «Татарская детская литература»
2 неделя:
- Беседа на тему: «Сказки Габдулы Тукая»
- Рисование по произведению Г. Тукая «Малыш и мотылек»
- Чтение детям сказок Г. Тукая.
- Лепка на тему «Шурале»
- Инсценировка сказки Г. Тукая «Коза и баран»
- Спортивное развлечение «Состязание батыров» (при участии спортинструктора)
3 нелеля
- Знакомство с жизнью и творчеством А. Алиша.
- Чтение детям сказок А. Алиша.
- Рисование по сказке А. Алиша «Два петуха»
- Сбор материала для организации в группе «Библиотеки национальной книги»
- Аппликация: изготовление атрибутов для библиотеки (картотека, оформление)
-Литературная викторина по татарским народным сказкам и сказкам татарских писателей.
4 неделя
- Познавательное занятие на тему «Мой любимый герой» (по составленным с родителями рассказам).
- Просмотр мультфильмов на татарском языке.
- Чтение детям стихов татарских писателей (Х. Халиков, Р. Харрис, Г. Асянов и других)
- Выставка детских поделок «Герои татарских сказок» (совместно с родителями)
- Музыкально-театрализованное представление «Путешествие по татарским сказкам» (совместно с родителями)
7. Деятельность по проекту с педагогами :
- Консультация для воспитателей «Татарский фольклор в работе с детьми»
- Консультация для воспитателей «Роль творчества Г. Тукая»
- Выставка творческих работ «Дети рисуют сказку»
- Семинар- практикум «Приобщение дошкольника к национальной культуре через татарские сказки»
8. Взаимодействие с семьей
- Проведение анкетирования родителей на тему: «Семейная библиотека»
- Анкетирование на тему: «Знаете ли вы татарскую литературу?»
- Круглый стол с родителями «Литература и фольклор родного края» : обсуждение проекта.
- Привлечение родителей к поиску материала для групповой библиотеки (книги, иллюстрации)
- Творческая мастерская: изготовление поделок, атрибутов для национального уголка, костюмов для театрализованных представлений.
- Конкурс на лучший придуманный совместно с детьми рассказ «Мой любимый герой»
- Стенд для родителей «Семейные чтения»
- Папка передвижка «Значение устного народного творчества в речевом развитии детей.
- Фотостенд: «Калейдоскоп любимых сказок» : отчет о проведенных мероприятиях.
Ожидаемые результаты проекта :
1. Создание необходимых условий в группе, семье по ознакомлению дошкольников с произведениями татарской литературы.
2. Развитие у детей любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков, творческих способностей.
3. Активное участие предположительно 90% родителей в реализации проекта
4. Понимание родителями важности семейного чтения.