МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Принципы организации и проведения квест-игр в ДОУ»

Ирина Деева
Консультация для педагогов «Принципы организации и проведения квест-игр в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов

«Принципы организации и проведения

квест-игр в ДОУ»

Современное общество основано на коммуникации. От межличностных связей зависит карьера, досуг, семья — все самые важные сферы человека. Развитие навыка успешного и продуктивного общения со сверстниками – одна из важнейших целей дошкольного образования. Ведь общаясь, ребенок не только учится вместе достигать намеченной задачи, но и получает обратную связь, которая формирует его представление о самом себе. И пусть ребенок еще до конца не осознает смысл поговорки «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей», мы взрослые понимаем ее актуальность для детей уже на данном этапе их личностного становления.

Публикация «Консультация для педагогов „Принципы организации и проведения квест-игр в ДОУ“» размещена в разделах

Интерактивная игра — это активный метод обучения, который организует процесс социального взаимодействия, на основании которого у участников возникает некое «новое» знание, родившееся непосредственно в ходе этого процесса.

Иными словами, игры в интерактивном формате — это коллективная деятельность дошкольников, которая проходит под контролем воспитателя (причем, вмешательство взрослого в этот процесс должно быть минимальным) и направлена на достижение поставленной цели, а в конечном итоге на познание окружающего мира. В задачу педагога входит подготовить малышей к занятию, поставить перед ними цель и только чуть-чуть в случае необходимости направлять их в ходе игры.

Любые интерактивные игры для детей ставят перед собой четкие задачи:

- повысить коммуникативные навыки ребенка;

- позволить ему лучше узнать себя и окружающих его детей;

- научить достигать задачи с помощью коллективной деятельности;

- освоить основные жизненные правила общества;

- научить решать проблемные задачи;

- узнать лучше учебный материал.

Одна из таких универсальных игровых технологий — квест-технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных заданий, активизирующая соревновательные механизмы в психике ребёнка, самостоятельность действий и способствующая полному погружению в происходящее.

Квест (от англ. поиск, приключение) — путешествие к цели через преодоление трудностей и испытаний. Изначально, это один из жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком.

В образовательном процессе — это нестандартный способ организации поисковой деятельности в рамках учебного процесса. Впервые он был предложен и разработан американским профессором Доджем Берни в середине 90-х годов прошлого столетия.

Квест — это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка — это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации и не требующими специальных знаний или умений от игроков. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в группе, в музыкальном зале, последовательно в разных помещениях ДУ, так и на природе, то есть практически в любой обстановке.

Общая игровая цель известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель — общая для всех команд, она является «мотиватором» программы.

В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.

Квесты проводятся в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в них участвуют старшие группы, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений.

В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи:

- образовательная — вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;

- развивающая — развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;

- воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам :

1. Доступность — задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка.

2. Системность — задания должны быть логически связаны друг с другом.

3. Эмоциональная окрашенность заданий.

4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.

6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

При подготовке квеста для дошкольников нужно соблюдать ряд требований:

1. игры должны быть безопасными;

2. первая задача не должна быть сложной, ее цель — вовлечь игрока в процесс, показать, что у него все получается;

3. используемые артефакты и предметы должны строго соответствовать тематике игры и ее сюжету;

4. вопросы и задания должны соответствовать возрасту;

5. споры и конфликты надо решать только мирным путем;

6. также необходимо продумать все риски, устранить повторы, учесть, что все дети разные.

На сегодняшний день принято различать несколько видов квест-игр :

Линейный — основное содержание квеста построено по цепочке последовательно идущих друг за другом заданий. Разгадаешь одно задание — получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша.

Штурмовой — каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино и на их основе решить общую задачу.

Кольцевой — каждый раз, выполняя определенные задания, игроки вновь и вновь возвращаются в пункт «А», тем самым накапливая информацию, как бы последовательно складывая пазлы одного целого.

По форме проведения квесты могут быть организованы как :

1. соревнования,

2. проекты,

3. исследования,

4. эксперименты.

Задания для квестов могут быть самыми разнообразными, все зависит от воображения воспитателя, например, поиск «сокровищ», расследование происшествий (хорошо для экспериментальной деятельности, помощь героям, путешествие, приключения по мотивам художественных произведений (по аналогии с настольными играми-ходилками).

При формировании предметно-развивающей среды необходимо учитывать, что пространство, в котором происходит действие, дает детям возможность воображать, придумывать, творить, т. е. предметно-развивающая среда является «пусковым механизмом» для творческой активности. Создание такой среды — первый шаг к достижению поставленной цели.

Мотивацией в достижении поставленной цели должен быть приз на финише.

В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольников, даже активно взаимодействовать с семьями воспитанников.

Каков же алгоритм действий педагога при разработке квест-игры?

Прежде всего, надо определиться, для какой целевой аудитории будет предназначена игра. Если это дети, то задания и вопросы должны соответствовать возрасту и уровню знаний и умений детей. Если это команда взрослых и детей, то задания могут быть сложнее, но сформулированы так, чтобы дети не стояли в стороне, а родители были их помощниками.

Следующий этап — формулирование цели игры, т. е. ради чего вы планируете ее провести и чего достичь в результате.

Далее необходимо продумать инструкцию к игре: сначала приблизительно, в общих чертах, а потом прописать ее дословно, каждый раз задаваясь вопросом: «Что необходимо делать участникам, чтобы цель игры оказалась достигнута?».

Следующий шаг — придумывание интриги игры. Подумайте, на что похоже предполагаемое инструкцией действие, какие образы у вас возникают, также учтите возраст и другие особенности целевой аудитории и основную идею программы. Обобщив эти данные, придумайте вашей игре красивое название.

Педагог мысленно должен полностью представлять всю игру. Исходя из этого, он прописывает методические особенности ее проведения (продолжительность, особенности организации игрового пространства, время и место проведения, необходимые материалы).

Оценивая возможности игры, ее потенциал, необходимо продумать вопросы для обсуждения, содержательного анализа после игры.

Воспитатель ориентируется на 4 вида рефлексии для оценки мероприятия:

Коммуникационная - обмен мнениями и новой информацией между детьми и педагогами;

Информационная - приобретение детьми нового знания;

Мотивационная - побуждение детей и родителей к дальнейшему расширению информационного поля;

Оценочная - соотнесение новой информации и уже имеющихся у детей знаний, высказывание собственного отношения, оценка процесса.

Механизмом стимулирования рефлексии могут быть вопросы для беседы: «Что нового узнали?», «Что было интересно?», «Что вас удивило?», «Что было трудно?», «Все ли у вас получилось так, как хотелось?».

Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОО, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения в системе детский сад-семья.

Исходя из самой сути квест-игры, становится ясно, что для продвижения по сюжету к намеченной цели необходимо выстроить маршрут. Какие варианты составления маршрута можно выбрать?

- Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, разгадав которые, мы определяем то место, куда надо последовать);

- «волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

- карта (схематическое изображение маршрута);

- «волшебный экран» (планшет или компьютер, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники);

- участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т. п. Расположение зон и маршрут каждой команды (если это соревнование команд) организуются таким образом, чтобы избежать их пересечения друг с другом.

Обобщая вышесказанное, можно четко определить значение квест-игр :

1. они обучают умению планирования и прогнозирования;

2. закладывают основы самоанализа;

3. воспитывают навыки коллективного сотрудничества;

4. развивают волевые качества и целеустремлённость;

5. создают благоприятную эмоциональную среду, способствующую релаксации, снятию нервного и психологического напряжения;

6. способствуют формированию творческой, физически здоровой личности с активной жизненной позицией.

Таким образом, квест — инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, способствующая развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач, форма, инициирующая саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой. Что и является одним из основных требований ФГОС.

Можно надеяться, что, когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей учебной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности так же, как он в детстве вел себя в игре: планировать, прогнозировать, добиваться поставленной цели.

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности»Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности» Дидактический материал являются орудием труда педагога и инструментом познавательной деятельности детей. Его можно разделить на следующие.

Консультация для педагогов и родителей «История и традиции проведения праздника Масленица» (часть первая) Консультация для педагогов и родителей «История и традиции проведения праздника Масленица» Часть первая Сейчас стало доброй традицией отмечать.

Консультация для педагогов и родителей «История и традиции проведения праздника-Масленица». Часть вторая Консультация для педагогов и родителей «История и традиции проведения праздника - Масленица» Часть вторая Сегодня я продолжаю знакомить.

Консультация для педагогов «Методические принципы обучения умственно отсталых школьников русскому языку» 1. Коммуникативная направленность обучения; 2. Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления; 3. Обязательная.

Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.

Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста автор воспитатель высшей.

Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики»Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики» Дошкольный возраст это возраст «почемучек» и очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди вооруженные необходимыми знаниями.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Консультация «Общие принципы организации рабочего места ребенка 3–4 лет с нарушенным зрением» Консультация «Общие принципы организации рабочего места ребенка 3 – 4 лет с нарушенным зрением» Составила: Дьяконова Елена Сергеевна, соавтор:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Принципы организации и проведения квест-игр в ДОУ»
Опубликовано: 18 марта 2020 в 16:15
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Принципы организации и проведения квест-игр в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Деева (УИ 1040446) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД