Папки-передвижки

Консультация «Приобщение детей и их родителей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям»

Юлия Меркулова
Консультация «Приобщение детей и их родителей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям»

МБДОУ детский сад «Красная шапочка»

«Приобщение детей и их родителей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям»

Воспитатель:

Ю. А. Меркулова

п. Междуреченский

декабрь 2018г.

Слайд 1

В нашем Дошкольном образовательном учреждении второй год реализуется программа духовно-нравственного воспитания «Социоультурные истоки». это стратегическая программа, направленная на развитие социокультурного пространства России на приобщение детей и их родителей к базовым духовно-нравственным и социоультурным ценностям России.

Слайд 2

Публикация «Консультация „Приобщение детей и их родителей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям“» размещена в разделах

Авторами программы являются И. А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук и А. В. Камкин, профессор Волгоградского государственного педагогического университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук.

Программа является апробированной образовательной воспитательной и дидактической системой, призванной сформировать личность на основе духоыно-нравственных и социокультурных российских традиций.

Слайд 3

В программе одной из важнейших задач являться задача соединения интеллектуального и духовно — нравственного начала в процессе обучения и воспитания дошкольников.

Внедрение программы осуществлялось постепенно. Работа по программе «Социокультурные истоки» началась с ознакомления с методическими пособиями, затем была проведена консультация старшего воспитателя на тему: «О программе «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»; разработан план работы по программе на 9 месяцев учебного года.

Программа «Социокультурные истоки» предполагает тесное сотрудничество с семьей, поэтому на первом этапе реализации программы для родителей было проведено анкетирование «Выявление мнения о программе "Социокультурные истоки".

Результаты анкетирования показали, что большинство родителей считают нравственное воспитание, началом формирования личности, но им не хватает опыта и знаний в вопросах духовно-нравственного воспитания. На первом групповом собрании педагоги всех возрастных групп познакомили родителей с содержанием программы, планом мероприятий на год, с темами на каждый месяц и предстоящими домашними заданиями.

Подготовили консультацию для родителей по теме : «Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников».

Родители доброжелательно отнеслись к введению новой программы, согласились с тем, что проблема духовно-нравственного развития подрастающего поколения в настоящее время действительно является актуальной.

Слайд 4

Программа «Социокультурные истоки» разработана для четырех возрастных групп: младший возраст 3-4 лет, средний возраст 4-5 лет и старший возраст 5-6 и 6-7 лет

Повседневная работа по реализации программы осуществлялась во второй половине дня через разные виды деятельности: игровую, продуктивную, музыкальную, театрализованную, трудовую; беседы, художественное чтение и ООД

Слайд 5

Работа в группах младшего возраста строилась на основе трех книг развития, то есть воспитатели знакомили детей с фольклорным материалом к 9 темам занятий (это потешки, заклички, хороводные игры, народные песенки, стихи и конечно сказки). Согласно плану по программе «Истоки» педагоги младшего возраста провели активную работу по созданию родителями творческих альбомов :

Слайд 6-7

«Любимое имя»,

Слайд 8-9-10

«Ласковая песня», «Праздничная песня»

Слайд 11,12,13,14

в группах проведено 6 итоговых мероприятий с детьми и 2 мероприятия – совместно с родителями группах в рамках по программы «Социокультурные истоки» педагогами созданы картотеки, альбомы русских потешек, считалочек, загадок, колыбельных песенок и т. д. Оборудованы театрализованные зоны с различными видами театров и уголки народной игрушки, уголки ряженья. Также, в каждой группе имеется подборка фольклорной художественной литературы и методических пособий: русские-народные сказки, потешки, иллюстрации и т. д.

Слайд 15,16

В рамках реализации программы «Социокультурные истоки», прошло совместное мероприятие с родителями «Мамина колыбельная».

В непринуждённой обстановке – за кружкой чая, мамочки высказали своё мнение о значении и назначении колыбельных песен, о их роли в семейном воспитании. Детки вспомнили свои любимые колыбельные песни, которые им поют мамы на ночь. Затем мамочки смогли продемонстрировать свое вокальное мастерство – и исполнили знакомые колыбельные песни. Закончилось мероприятие работой в творческой мастерской – созданием картин «Моя семья». Так же в свет вышел сборник под названием «Колыбельные песни наших мам».

Слайд 17

В группах среднего возраста 4-5 лет работа по программе «Истоки» строилась на основе 4-х рабочих книг: «Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарное слово»,

Родители групп среднего возраста приняли участие в организации выставок по темам: Слайд 18-19 «Дружная семья», Слайд 20-21 «Домашнее тепло»,

Слайд 22 «Дороги добра», Слайд 23-24 «Сказочный лес», Слайд 25 «Добрая забота», Слайд 26 «Любимая сказка». В группах среднего возраста традиционно итоговое мероприятие, проводилось ежемесячно совместно с детьми и родителями. Во всех средних группах продолжается работа по созданию родителями тематических альбомов. Также во всех средних группах в течении года пополнились уголки по программе «истоки» : сборники дидактических игр, народных игрушек, театры, уголки ряженья; библиотечки сказок и другого фольклорного материала.

Слайд 27

В старшей целями воспитательной программы являются:

- Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей

внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость);

- Дальнейшее развитие опыта активного взаимодействия со

взрослыми и сверстниками;

- Развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать

эмоциональное состояние других людей;

- Создание условий для формирования правильной самооценки.

Для этого возраста разработаны книги для духовно-нравственного

развития детей : «Верность родной земле», «Радость послушания»,

«Светлая надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово».

Слайд 28-29

В конце сентября в группе сташего возраста прошло итоговое мероприятие в рамках программы «Социокультурные истоки» по теме: «Сказочное слово» Перед педагогами стояли следующие задачи:

- Знакомство с социокультурной категорией «Традиции слова»;

- Развивать общение в паре;

- Развитие эмоциональной сферы и образного мышления ребенка;

мероприятие прошло в виде интеллектуальной игры «Путешествие в страну сказок» совместно с родителями

Слайд 30-31-32

в октябре в группе старшего дошкольного возраста прошел необычный праздник – «Капустные посиделки».

Цель мероприятия: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Слайд33

В рамках реализации программы «Социокультурные истоки» в группах старшего возраста прошли физкультурно-тематические развлечения с родителями «Богатыри земли русской», посвящённые празднованию 95-летия Кондинского района.

Слайд 34

Главной целью таких мероприятий с родителями является гармонизация детско-родительских отношений через совместную двигательную деятельность. А наполненность содержания способствует формированию представлений о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях - защитниках земли русской

Слайд 35 -36

Так же в одной из групп сртаршего возраста проходила реализация краткосрочного проекта «Богатыри Земли Русской».

Слайд 37

Итогом данного проекта стало развлечение «Богатырские состязания», где каждый смог показать свою ловкость, силу, смекалку в различных заданиях («Собери богатыря в поход», «Перетяни канат», «Убеги от Змея Горыныча», «Меткий стрелок» и многое другое).

Слайд 38- 39

30 ноября прошло мероприятие на тему «Жизненный путь». Данная тема сопровождала детей в течение месяца. Ребята и их родители побывали на экскурсии в БУ «Междуреченский агропромышленный колледж» где познакомились с такими профессиями как:

- каменщик, где рассказали о профессии - строитель, показали инструменты, которыми пользуются строители;

- повар, где дети приняли участие в выпечке печенья, посмотрели, рабочее место у поваров - кондитеров, оборудование;

- механик, где рассмотрели, как чинят машины, какие есть запчасти и какие нужны инструменты механику;

Слайд 40

В подготовительной группе целями воспитательной программы

являются:

- Первоначальное освоение детьми отечественных традиций Слова,

Образа, Дела, Праздника;

- Дальнейшее развитие умений и навыков деятельностного,

познавательного и личностного общения со сверстниками в ходе

активных занятий (умение понять сверстника, встать на его точку

зрения, поделиться своими знаниями, участвовать в общем деле);

- Создание условий для успешной адаптации ребенка в школе.

Для этого возраста педагоги используют в своей работе серию книг для

духовно-нравственного развития детей : «Сказочное слово»,

«Напутственное слово», «Светлый образ», «Мастера и

рукодельницы», «Семейные традиции».

В течение учебного месяца предусмотрено проведение для

каждой возрастной группы одного итогового занятия по программе (9

занятий на учебный год).

В группах ссоздана серия дидактических игр по мотивам русски-народных сказок: «Узнай и собери сказку», «Собери и раскажи сказку» (игра с усложнением, «Что сначала, что потом?»; «Найди нужный домик», «Сосчитай сказочных героев», «Три медведя». Так как группу посещают дети разного уровня развития, то и игры разнообразны по сложности и предлогаются детьям с учетом индивидуальных возможностей детей. Одним из любимых занятий в группах является театрализованная деятельность, которая осуществляется в вечерние часы с помощью разных видов театра: настольный, пальчиковый, кукольный, театр оригами, который был сосздан совместно с детьми. Также, в течение года детям прививался интерес к русскому фольклорному творчеству через участие в «Викторине «Путешествие по сказкам», посещение спектаклей («Зимовье зверей», библиотеки, музея детского сада.

Слайд 41

состоялся фольклорный праздник «Весенние посиделки с Емелей». Гости мероприятия с первых минут ощутили его настроение и дух, ведь ребята вошли в зал под собственное музицирование на русских народных инструментах: ложках, трещетках бубенцах, бубнах и др.

Слайд 42

Повеселились ребята с Емелей и в танцах «Кадриль», «Течет ручей», в играх веселых «Дударь», «Козлик», «Собери матрешку».

Мероприятие прошло задорно и в то же время чувствовалась его теплота и душевность. Дети и родители остались довольны праздником, ведь не зря говорят, что в русской музыке – чувствуется душа народа

Слайд 43-44

Знакомя детей с великим русским поэтом А. С. Пушкиным, провели конкурс «Василиса прекрасная» в котором девочки группы выполняли различные задания: рисовали портрет Василисы Прекрасной, отгадывали загадки по сказкам Пушкина, исполняли танец, придуманный самими девочками.

Слайд 45-46

Прочитали сказки поэта: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике Балде», затем вместе с детьми обыграли сказки. Дети с интересом обыгрывали сказки, старались передать все качества своих героев.

В Работе приняли участия и родители, которые вместе с детьми оформили альбом по сказкам Пушкина.

Слайд 47-48-49

Задачи реализуемые по программе «Истоки» пересекается и с другими проектами. Так например, в рамках районного проекта «Живая классика», реализуемой нашей образовательной организацией, в феврале 2018г состоялся вечер посвящённый А. С. Пушкину

Цель мероприятия: Закрепление полученных знаний о творчестве А. С. Пушкина

Задачи:

- привлечь детей и родителей к участию в празднике;

- развивать творческие способности детей;

- побуждать детей и родителей к сотрудничеству при знакомстве с классическими произведениями русской литературы;

- воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина.

Таким образом, работа по реализации программы «Социокультурные истоки», является удовлетворительной. Через знакомство с русским фольклором непроизвольно осуществляется процесс познания окружающего мира, формируются нравственные взаимоотношения и качества, что способствует эффективно решать задачи духовно-нравственного развития дошкольников. Но наряду с положительными результатами, в ходе реализации программы педагогами была выявлена общая проблема - не все родители активно включились в сотрудничество по решению задач духовно-нравственного воспитания. Поэтому, перспективной задачей для педагогов является - помочь каждому родителю осознать, что именно в семье закладываются такие нравственные качества как ответственность за порученное дело, совместная деятельность, сохраняются и передаются духовные обычаи и ценности, и что семья для ребёнка - это мир, в котором закладываются основы духовно-нравственной личности. В этом году и последующих годах, мы продолжим работу с родителями по программе «Истоки». Ведь на примере родителей дети учатся любви к своей семье, детскому саду, городу и своей Родине. Только через испытание этих чувств у детей воспитывается патриотизм.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация «Развитие личности ребёнка через приобщение его к духовным ценностям» Одним из важнейших направлений в дошкольном образовании является художественно – эстетическое развитие ребёнка. Оно способствует обогащению.

Конспект НОД по приобщению к социокультурным ценностям «Наш зайчонок заболел» Тема «Наш зайчонок заболел» Цель: Формировать у детей уважительное отношение к маме. Задачи: Дать детям представление о том, что мама проявляет.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание современных дошкольников через приобщение к творчеству русских композиторов» Духовно-нравственное воспитание современных дошкольников через приобщение их к творчеству русских композиторов. «Кем бы ни стал в дальнейшем.

Консультация для родителей «Приобщение детей к природе» Как приобщить ребенка к природе? Научить ценить, уважать и любить ее? Ведь это так необходимо, чтоб малыш вырос отзывчивым и добрым человеком.

Консультация «Приобщение детей и родителей к духовным, нравственным  социокультурным ценностям» Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям Российского образования и воспитания.

Мастер-класс на тему «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» МБДОУ Детский сад №34»Чиполлино» р. п. Выездное Мастер-класс на тему «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Фотоотчет «Поход в музей». Познавательное развитие. Приобщение к социокультурным ценностямФотоотчет «Поход в музей». Познавательное развитие. Приобщение к социокультурным ценностям Цели: 1. Познакомить с понятием «Музей» и его назначением; 2. Дать представление о профессии людей,которые работают в музее; 3. Формирование.

Презентация «Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям» Приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет.

Приобщение дошкольников к традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного и патриотического воспитания Воспитание патриота, гражданина, знающего и любящего свою Родину - задача в настоящее время очень актуальна. Чтобы решить эту задачу, надо.

Воспитание духовно-нравственных чувств старших дошкольников посредством приобщения к социокультурным ценностям Малой Родины «Любовь к Отчизне и любовь к людям – это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма». Сухомлинский В. А.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Приобщение детей и их родителей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям»
Опубликовано: 29 декабря 2018 в 06:11
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД