Консультация «Приобщение детей к истокам русской национальной культуре»

Наталья Пшенникова
Консультация «Приобщение детей к истокам русской национальной культуре»

Цель: сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста.

Актуальность: Прививать интерес к культуре русского народа через знакомства с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством, обогащать музыкальное впечатление приобщать к духовной и народной музыке. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений. Народная культура- это многовековой опыт народа.

Методы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством

1. Словесные методы:

• рассказ, беседа о народных обычаях и традициях;

• вопросы, разъяснения, заучивание потешек, прибауток, закличек;

• использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы;

• интеллектуальные и дидактические игры.

2. Наглядные методы:

• использование экспонатов, подлинных вещей;

• просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов о русском быте.

3. Практические методы:

• использование русских народных песен и танцев;

• проведение русских народных игр;

• использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;

• применение игрушек и изделий народных промыслов;

• представление кукольного театра;

• разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

• самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование

различных инструментов и материалов для изображения.

Формы работы с детьми:

• Беседы;

• Занятия на основе метода интеграции;

• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

• Выставки в мини-музее предметов обихода, изделий русского декоративно-прикладного искусства;

• Дидактические игры;

• Работа с различными художественными материалами;

• Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

• Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

• Использование народных игр, в том числе хороводов.

1. Устный фольклор

• Простейшие детские стихи, частушки, считалки, положены в основу «ритмического настроя», с которого начинается каждое занятие, а также и в основу «пальчиковых игр», которые развивают у ребёнка свободу движений, образное мышление, память, внимание и речь. Сюда включены сказки, прибаутки, загадки.

2. Этнографические сведения

• Имеют большое образовательное и воспитательное значение. Это беседы о традиционном быте народа и его исторических изменениях, праздниках, о значении в жизни декоративно – прикладного искусства.

3. Игры

• Это важнейший компонент, воспитывающий наших детей. В этот раздел входят музыкальные, спортивные и драматические игры.

4. Фольклорный театр

• Наряду с народными праздниками, это наиболее сильное средство для того, чтобы ребёнок почувствовал себя в той культуре, в которую его погружают на занятиях русского фольклора. Разыгрывая простейшие сцены, дети получают возможность попробовать себя в различных ролях.

5. Праздники – это самая яркая собирательная часть фольклора, в которой находят своё применение очень многие сферы фольклорного творчества народа. Здесь предполагается знакомство с календарными, трудовыми и русскими праздниками, включая подготовку и проведение таких праздников, как «Рождество», «Святки», «Троица», «Масленица».

6. Творческая мастерская «Виды декоративной росписи»

• На протяжении всех занятий дети знакомятся с произведениями живописи, народного декоративно-прикладного искусства, изучают русские традиции развития промыслов и ремесел, знакомятся с различными видами декоративной росписи.

• В процессе работы раскрываются индивидуальные и творческие способности детей

Старшая - подготовительная группа

Тема

организованной образовательной деятельности Формы организации

1 «Как рубашка в поле выросла» Знакомить с технологией изготовления крестьянами одежды. Расширять словарный запас: трепало, мялка, кросна, лен. Воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян.

2 «Устное народное творчество – потешки, считалки, небылицы» Знакомить с устным народным творчеством, дать почувствовать добрый юмор, задор небылиц. Воспитывать интерес к малым формам фольклора.

Знакомить с народными инструментами (трещотка, свистульки, деревянные ложки, балалайка, гусли).

3 «Хлеб-всему голова» Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел» знакомство со старинными орудиями труда серпом, коса, мельница, борона, кадка. Пословицы и поговорки о хлебе. Дать представление о приготовлении теста и способе выпекания изделий из него. Лепка изделий из соленого теста (крендель, витушка, плюшка)

4 «Многонациональная Русь» Обобщить знания детей о народах. Уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно прикладного творчества, Выступление с фольклорным ансамблем «Ямщицкий перезвон»

4 «Светит, да не греет»» Познакомить детей с керасиновой лампой. Формировать представление о «прошлом» лампочки (костер, факел, лучина, свеча, керосиновая лампа). Обогатить словарный запас новыми словами.

5 «Знаешь ли ты сказки?» Литературная викторина по сказкам «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц Хваста», «У страха глаза велики», «Колосок».

6 «Здравствуй, Зимушка – зима!» Беседа о характерных признаках декабря с использованием соответствующих загадок, пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты, Мороз, Мороз, Мороз»

7 «Сия прялка изрядна-хозяюшка обрядна» Знакомить с народными традиционными видами женского рукоделия-прядением, плетением. Активизировать в речи слова: прялка, прядение, плетение, свивать, вышивка.

8 «Пришла Коляда – отворяй ворота!» Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядок. Пение колядок.

9 «Рождество» Рассказ о рождении Христа. Изготовление Ангела.

10 «Ой ты, Масленица!» Рассказ о масленице. Пение обрядовых песен, весенние заклички. Изготовление куклы Масленицы. Знакомить со старинными обычаями встречи весны.

11 «Как на Масленичной неделе…» Знакомство с традициями Масленицы. Выпечка блинов. Праздник «Масленница»

12 «Народная игрушка» Рассматривание народных игрушек. Прослушивание колыбельных. Знакомить с процессом изготовления куклы - самоделки, закрутки, их ролью в жизни человека. Развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно.

13 «Нет милее дружка, чем родимая Матушка» Беседа о маме. Познакомить детей с женщинами, в разные годы прославившими нашу страну Изготовление поделки в подарок маме.

14 «Вербное воскресенье» Знакомство с традициями празднования Пасхи. Поделки «Вербная веточка»

15 «Пасха» Традиционные Пасхальные игры. Окрашивание Пасхальных яиц различными способами. Пасхальная открытка.

16 «Шутки смешить - людей насмешить» Знакомство с потешным фольклором. Изготовление шумелок.

17 «Троица» Дать представление о православном празднике, изготовление макета березки

Весенние заклички:

Весна-красна!

На чем пришла?

На березе,на сосне,

На шелковой траве,

На ржаном снопочке,

На золотом колосочке.

Весна, весна, красная!

Приди, весна с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

Публикации по теме:

Конспект НОД «Масленница» приобщение детей к истокам русской культурыКонспект НОД «Масленница» приобщение детей к истокам русской культуры ОД в подготовительной группе Приобщение детей к истокам русской культуры «Масленица» Цель: Создать условия для устойчивого интереса к.

Консультация для родителей «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Маленьким детям ещё недоступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для.

Консультация для родителей на тему «Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре» В современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения.

Консультация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида «Югорка» Консультация Тема «Приобщение.

Отчет «Приобщение детей к национальной культуре» Основной целью и задачей является приобщение детей к национальной культуре. Изучение традиций, быта народов республики Мордовия позволяет.

План по самообразованию «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» План работы по самообразованию Васильевой Валентины Александровны на 2018-2019 учебный год. Васильева Валентина Александровна Воспитатель.

Приобщение детей к русской культуре через знакомство с русской народной игрушкой Приобщение детей к русской культуре через знакомство с народной игрушкой Цель : воспитание любви к народной культуре, знакомство дошкольников.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Консультация «Приобщение детей к истокам русской национальной культуре»
Опубликовано: 2 апреля 2019 в 18:38
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 сентября. День лука на МААМ

Полезные и вкусовые свойства этой овощной культуры известны во всем мире. Почти в каждой национальной кухне можно встретить блюда из лука. «Лук от семи недуг» – говорили наши предки, которые не только ели...

19 сентября. Выставка работ в технике айрис фолдинг

Айрис фолдинг – это модная и самобытная техника рукоделия с необыкновенными эффектами. Работы получаются сложенными, словно диафрагма фотоаппарата «Смена» или раковина улитки. Творчество в стиле айрис...

Конспект занятия по аппликации «Выносливый дуб»
Программные задачи: Учить детей вырезать симметричный предмет из бумаги, сложенной вдвое. Продолжать знакомить с техникой изготовления фрески (...
Проект «Познакомьтесь — это я!» старшей группы компенсирующей направленности
1. Проект «Познакомьтесь - это Я! » старшей гр. компенсирующей направленности. 2. Проблемное поле проекта: К...
Фотоотчет «Ремонт в детском саду»
Ремонт детского сада дело не простое. Педагогам часто приходится обращаться за помощью к родителям воспитанников. Реакция на такие просьбы у всех разная: кто...