Папки-передвижки

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к народной культуре средствами фольклора

Елена Иванова
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к народной культуре средствами фольклора

Актуальность использования фольклора в современной педагогике дошкольного детства подтверждают важные положения.

Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации воспитания с ранних лет жизни ребёнка.

Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей усвоения текста.

Публикация «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к народной культуре средствами фольклора» размещена в разделах

Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.

Цель: познакомить и приобщить детей к народному творчеству, через использование фольклора.

Задачи: 1. Создать условия в группе.

2. Познакомить с произведениями народного фольклора.

3. Создать систему взаимодействия с семьями воспитанников, способствующую приобщению к истокам народной культуры.

4. Формировать у детей любовь к красоте художественного слова.

В работе использую следующие методы:

- наглядный метод;

-словесный метод;

-игровой метод

- практический метод:

В группе создана развивающая предметно - пространственная среда соответствующая возрасту детей. Собрана библиотека красочных книг с русскими и бурятскими народными сказками, потешками, загадками.

Создан уголок театральной деятельности, уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок,

кукольные театры, настольный, теневой и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе,дидактические и настольно-печатные игры.

По некоторым литературным произведениям имеются видеокассеты, CD-диски, аудиокассеты. А также в группе имеется галерея картин по сказкам.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи всестороннего развития детей, поэтому наряду с основными приемами и средствами развития дошкольника я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.

Потешки, загадки помогают мне «разговорить» детей.

Детям я предлагала такие загадки, смысл которых близок опыту детей младшего возраста и выражен в загадке довольно ясно. При работе с загадками использовала фигурки животных, например, петуха, мышки, лисички, белочки и т. д.

Слушание сказок доставляет детям большую радость. Вначале сказку вносила в книжный уголок, Дети рассматривали иллюстрации, затем слушали и пересказывали сказку. Затем показывала разные виды театров. Дети стали рассказывать сказки, разыгрывать мини-сценки, обыгрывать потешки.

Для закрепления и развития поставленных задач детей мною подобрана и составлена картотека народных подвижных игр, потешек, загадок, пословиц.

Также разработан перспективный план занятий на основе использования фольклора, в который вошли такие занятия как: «В гости к бабушке Загадушке», «Петушок – золотой гребешок», «Приди, весна, с радостью» и т. д., а также составила проект по бурятской народной сказке «Мышь и верблюд».

Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к истокам народной культуры считаю различные праздники, досуги и развлечения. В развлечении «Осень в деревне», «Новогодний теремок» и т. д. дети не только радовались празднику, но и проявляли познавательный интерес к народным играм, песням, потешкам, участвовали в мини-сценках по потешкам, разыгрывали инсценировки из сказок.

Особое внимание уделяла укреплению связей с родителями. Совместно с родителями собрана детская библиотека народных сказок, пополнился уголок ряженья, театральный уголок, приобрели дидактические игры.

Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Я провела консультации для родителей: «Роль фольклора в воспитании ребенка», «Роль игры – драматизации в развитии речи ребенка». Все необходимые рекомендации размещаю в «уголке для родителей»

Участвуя в методической работе в ДОУ провела консультации с педагогами по развитию интереса к народным традициям, к поиску новых форм и методов воспитания и развития детей при помощи народной культуры; принимала участие в организации и проведении праздников, развлечений.

Результаты сравнительной диагностики показали, что уровень знаний возрос.

В результате проделанной работы у детей сформирована внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений народной литературы, расширен словарный запас, способность к овладению родной речью. Заложен фундамент для дальнейшей работы по приобщению детей к истокам народной культуры.

Если знакомить детей, начиная с младшего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.

В дальнейшей своей работе продолжу активно использовать все виды и формы детского фольклора : русские и бурятские народные игры, чтение и рассказывание сказок; приобщать детей к изучению календарного фольклора, через участие детей в календарных праздниках, а так же продолжать работу по приобщению детей к истокам народной культуры.

Публикации по теме:

Проект «Огород на подоконнике» вашему вниманию предоставляются результаты исследования на тему»Использования методов проектов в создании экологоразвивающей среды в дошкольном.

Экологический мини-проект «Страна Чудес» Экологическое воспитание – это новое направление в дошкольной педагогике, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к народной культуре средствами фольклора
Опубликовано: 15 октября 2014 в 12:16
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД