Приложение МААМ

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры

Любовь Зайцева
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы

МОУ Шекшемская средняя общеобразовательная школа

дошкольное отделение

Обобщение опыта работы на тему:

«Приобщение дошкольников к истокам

русской народной культуры».

Воспитатель Зайцева Л. В.

Введение.

Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Публикация «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» размещена в разделах

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди.

С. И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами.

Патриотическое воспитание дошкольников – процесс интегративный, объединяющий эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе всестороннего развития зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными. Анализ психолого-педагогических источников выявил, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.

В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

Актуальность

Немногие взрослые поют своему ребенку настоящую колыбельную. Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? А ведь семья, дом – гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там ребёнок должен начинать свое насыщение светом культуры – словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.

Возникновение этой проблемы в наше время приводит к мысли, что необходимо проводить с детьми работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, театра, музыки.

Последнее десятилетие в нашей стране и во многих других странах отмечается интенсивный рост национального сознания. В первую очередь, это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.

Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Работая по теме «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры», я даю детям возможность почувствовать себя частью великого народа, своей страны, научиться уважать, ценить прошлое и настоящее, заботиться о будущем.

Результаты диагностики с детьми по данной теме даёт понять, что дети далеки от народной культуры; не знают потешек, песенок и других форм фольклора, не знакомы с подвижными народными играми; а с народной игрушкой они вообще не знакомы.

Таким образом, стало очевидным необходимость знакомить дошкольников с компонентами русской народной культуры. Так как народная культура, во всех её проявлениях, обладает огромным эстетическим, духовно-нравственным и педагогическим потенциалом, может формировать гармонично развитую личность с устойчивыми ценностными ориентациями, жизненными принципами.

Технология опыта.

Цель: познакомить и приобщить детей к русскому народному творчеству,

формировать патриотические чувства, воспитывать у дошкольников любовь к малой Родине, гуманизм, духовность, достойных будущих граждан России. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

• формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;

• формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

• воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;

• воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики.

В работе использую следующие методы:

- наглядный метод;

-словесный метод;

-игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры).

- практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

Описание.

Ценностно-ориентированный подход к содержанию обуславливает раскрытие культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, через средства познания, дающие возможность дошкольнику раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое отношение к ней. Ориентиром в патриотическом воспитании дошкольников становятся : детская игра, проектно-поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно-литературное творчество, общение, творческо-продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.

Мною разработаны ООД по формированию у дошкольников духовно-нравственных качеств, в процессе которых дети получают соответствующие знания и навыки : «Весела была беседа», «Собирайся народ в хоровод», «Моя Земля,моя Россия», «Дом под крышей голубой», «Сказка в двери к нам стучится», «Воздушные шары», «Вышло солнце из-за тучки», «Волк и семеро козлят».

Рассказывая детям о родном крае, особо выделяю признаки, характерные только для данной местности, чтобы доступно показать связь родного края со всей страной. Моя работа строится так, чтобы каждый ребенок проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. В работе с детьми я обязательно подчеркиваю, что, каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит отражение то, что типично для всей страны:

- люди работают на фабрике, стройках, в разных учреждениях.

Результаты труда людей родного края необходимы не только тем, кто живет в данной местности;

в родном посёлке, области, как и в других местах, соблюдают народные традиции; отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, чествуют знаменитых людей, ветеранов войны и труда. /слайд 6/

- здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях;

/слайд 7/

- в одном посёлке живут люди разных национальностей, они вместе трудятся и отдыхают;

- в родном посёлке, как по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять родную природу;

/слайд 8/

- каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа.

Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли лучше представить себе, что их родной посёлок является частью страны, я даю им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории страны – рассказываю о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении.

/слайд 9/

Одно из направлений патриотического воспитания – знакомство детей с историческим прошлым Костромской области, ведь, чтобы любить, надо знать. Изучение исторического прошлого России и русского народа позволяет зажечь в детях искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, любовь к родному краю.

/слайд 10/

Дети начинают интересоваться своими семейными корнями, получают задание рассмотреть семейные фотографии. Для старших дошкольников провожу занятие по рисованию семейного древа (родословного древа). На занятиях узнают откуда пошло название нашей родины (Русь). Получают представление о– славянах, русичах: их облике, силе, мудрости, ловкости, выносливости, взаимной поддержке. Знакомятся с тем, где и как жили предки.

По репродукциям знакомятся с историей народного костюма, его элементами: зипун, душегрея, кафтан, сарафан, косоворотка, рубаха, кушак, кокошник, картуз, с предметами русской избы и бытовыми устройствами наших предков.

/слайд 11/

Каждый наш день тесно связан с жизнью и культурными традициями былых поколений. Мы храним старинные вещи, крынки, прялки, как элементы народного быта. Благодаря национальной культуре, мы знаем, что на кухне должны быть яркие рушники, к празднику особый наряд.

/слайд 12/

Народная культура – полноводная река, из которой проистекают многие наши поступки, мысли и желания. Возрождение обычаев и традиций невозможно без реставрации прежних моральных устоев. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура. Отбор и систематизация знаний о родном крае я провожу с учетом умственных возможностей детей, принимая во внимание характер их мышления, способность к обобщению. Я стараюсь так отобрать материал о родном крае, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствуют развитию образного и логического мышления ребенка.

Большая роль мною отводится совместной деятельности воспитателя с детьми, т. к. воспитание чувств – процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого и ребенка, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Такие беседы провожу с небольшими группами детей. В таких беседах для меня важно, чтобы ребенок почувствовал отношение взрослого к фактам, событиям, о которых он рассказывает. Дети равно чувствуют и искренность, заинтересованность и малейшую фальшь, безразличие.

Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Дети должны видеть, как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают свое уважение к тем, кто хорошо работает.

Во время прогулок я учу детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Так нами решаются задачи не только познавательные, но и нравственные.

/слайд 13/

Наиболее эффективно воздействие на ребенка оказывается средствами эстетического воспитания, поэтому большая роль отвожу изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений.

/слайд 14/

Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родного края, дошкольники радуются или печалиться, ощущают свою причастность к героическому.

Не менее важным аспектом моей работы является развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности, ручному труду, аппликации.

/слайд 15/

Особая роль в системе работы с детьми отводится приобщению к творчеству русских умельцев, к народным промыслам. В процессе художественной деятельности у дошкольников формируются навыки изготовления игрушек и их росписи : дымковской, хохломской, городецкой, гжельской росписью. Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных. Играют в игры: «Угадай, чей силуэт?», «Народные промыслы».

Дети знакомлю с способами плетения, рассматриваем и лепим посуду и предметы обихода. На занятиях по аппликации обогащаю знания детей о народных орнаментах, способах создания узора.

Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дошкольники с удовольствием рисуют родную природу, расписываем рушники. Чем интереснее и целенаправленней наблюдения окружающего, тем содержательнее становится детское творчество.

Реализуя поставленные задачи, я решила, что наиболее важно обогатить опыт детей, предоставив им возможность исследовать предметы народного быта. Держа в руках глиняную посуду: чугунок, крынку (махотка, горшок, расписанные деревянные ложки, дети с интересом знакомились с ними, рассматривали, изучали.

/слайд 16/

Богат наш край традициями народного творчества. Частью этого богатства являются пословицы и поговорки. До наших дней сохранились обряды, связанные с временами года, с культом урожая, трудом. В них уклад жизни народа, его доброта, щедрость, почитание отцов и дедов. Дети с удовольствием заучивали русские народные пословицы, поговорки и затем использовали в своей речи, делая ее более яркой, эмоциональной. /слайд 17/

Работая в направлении чудесного мира языка, дети не только знакомятся с разными видами устного народного творчества : перевертышами, считалками, скороговорками, потешками, сказками, но сами их придумывают, сочиняют.

Развитию творческого мышления способствовали такие задания как: подбор сказок к пословицам, например: «В согласии жить никто не одолеет» («Зимовье зверей», «Труд кормит, а лень портит» («Колосок», «Как аукнется, так и откликнется» («Лиса и журавль», «Что посеешь, то и пожнешь» («Лисичка со скалочкой»).

Сказки - школа народной мудрости. Из них дети черпают множество познаний, первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Они позволяют впервые испытать храбрость, стойкость, увидеть добро и зло, являются важнейшим источником выразительности детской речи, Эмоционально – чувственный опыт детей хорошо раскрывается в театрализованной деятельности.

/слайд 18/

Были поставлены театрализованные представления по русским народным сказкам : «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок»./ слайд 18/

В качестве основных средств нравственного воспитания использую все компоненты народной культуры : фольклор, песни, пословицы, сказки, праздники.

Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Фольклор использую как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике мы с детьми обращаемся к устному народному творчеству, выполняем упражнения под потешки, также при умывании и когда просыпаемся и многое другое.

Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия.

/слайд 19/

Я провожу такие праздники и развлечения, как «Масленица», «Святки», «Рождество»; «Завивание берёзы», «В гости к бабушке Меланье»; новогодние утренники, веселые спартакиады,

/слайд 20/

День защитника Отечества, фольклорный праздник «Встреча весны», осенняя ярмарка и другие.

/слайд 21/

С детьми я беседую о народных песнях, слушаем фонограммы, исполняем некоторые песни на праздниках и развлечениях.

Излюбленной темой детей стали народные и обрядовые праздники. Приобщаясь к ним, дети получают возможность познавать характерные особенности жизни предков. Кроме песен дети знакомятся с танцевальными элементами. Это хороводный топающий шаг, шаг с притопом.

Участие в обрядах, играх, хороводах, новая красочная атрибутика, выступление скоморохов, ряженых постепенно приобщает к русским национальным традициям. С давних времен русский народ добросовестно трудился, но и о развлечениях не забывал. Осенью, когда весь урожай был собран, праздновался праздник урожая, который не обходился без песен. Народные песни оказывают на ребёнка активизирующее воздействие, являются средством социализации, т. е. происходит усвоение опыта многих поколений. Проводим «Осенины». Прощаемся с осенью, провожаем её песнями, играми.

/слайд 22/

Образы этих фольклорных произведений взяты из жизни, конкретны и содержательны и поэтому могут служить средством ознакомления детей с окружающим, приобщением детей к истокам собственной культуры.

/слайд 23/

Череда праздников и памятных дат стала удобной системой времяисчисления.

Самым весёлым праздником были святки. Они проходили с 7 по 19 января. Первый святочный праздник - Рождество.

/слайд 24/

Знакомили детей со значением этого праздника, рассказывали о Рождественском посте, о кануне Рождества – Сочельнике. Слушали запись «Всенощной» С. В. Рахманинова,. Далее отправлялись колядовать по детскому саду, пели, поздравительные песни – колядки:

/слайд 25/

Коляда, коляда, дай краюху пирога.

Шишовы ребята горох молотили,

Цепы поломали, за овин покидали.

Ой, коляда!

Дети желали всем, к кому бы ни заходили, здоровья, счастья, успехов. Их пожелания звучали не наигранно, искренне, а затем в шутливой форме дети просили подарки, угощения.

Таким же образом встречали и провожали Масленицу.

/слайд 26/

Каждый день масленичной недели имел своё название: «Встреча», «Заигрыш», «Лакомка», «Широкая Масленица», «Посиделки», «Золовкины посиделки», «Прощеное воскресенье» . Мы приветствовали Масленицу песнями: Широкая Масленица! Мы с тобою на горах катаемся, блинами объедаемся!

/слайд 27/

Основной едой на Масленицу были блины. Устраиваем конкурс среди детей и родителей «Кто напечёт больше блинов?», «Кто испечёт самый большой блин?».В этой связи хотелось бы отметить, что русские календарные праздники по своей структуре практически одинаковы. В каждый из них совершаются обходы дворов с пожеланиями благополучия, пекут традиционное угощение. По народным представлениям весна сама не придет, её нужно пригласить. Вот и зазывали весну, птиц, которые на своих крыльях весну несли. Чтобы их поторопить со старшими дошкольниками фигурки птичек с крылышками, глазками, вырезали из бумаги «жаворонков», а затем раздавали сотрудникам, родителям.

Народная игра.

Народно – обрядовые праздники всегда связаны с игрой. К сожаленью народная игра почти исчезла из детства, а игра как жанр устного народного творчества является национальным богатством.

Знакомство с компонентами народной культуры осуществляю средствами народной игры. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. Например, разнообразные игры в прятки – отражение старинных приемов воспитания детей, когда существовали своеобразные школы подготовки к боям, охоте. Народная игра имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки, легенды. С помощью народной игры развиваю т у ребенка навыки социального поведения.

/слайд 28/

Игры использую в качестве ведущего компонента воспитания в народных традициях : семейных, трудовых, празднично-игровых Игра, игры - хороводы составляют часть каждого занятия по русской национальной культуре и подбираются согласно его тематике. Любимыми играми детей стали: «Заря – заряница», «Золотые ворота», «Дедушка Рожок»,«Гори- гори ясно», «Пчёлы», «Жмурки», «Каравай», «Барашечки -крутороженьки» и т. д.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными считалками, жеребьевками, которые дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор ведущего и точное выполнение правил, чему способствует ритмичность, напевность, характерное скандирование считалок.

/слайд 29/

Дети любят веселые считалки, которые иногда состоят из бессмысленных слов и созвучий. Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора. Но взрослые забыли о загадочном счете, а дети продолжают до настоящего времени пользоваться им в считалках.

Игра занимает в жизни ребенка важное место. Благодаря ей приучаю детей самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения, осуществлять их, то есть приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Используя народные игры,приобщаю детей не только к игровой практике народа, но и народной культуре в целом. Радость движения во время игры сочетается с духовным обогащением, у детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-положительная основа для развития гражданско-патриотических чувств, для формирования отношений со сверстниками и взрослыми.

Неформальный подход к работе с родителями помогает найти в них единомышленников, они становятся активными участниками в работе по приобщению детей к истокам русской культуры.

/слайд 30/

Ежегодно являются участниками выставок «Осенняя фантазия»,«Новогодняя игрушка» ,помогают своим детям в изготовлении атрибутов, творческих заданий: «Сочини сказку»,«Загадай и отгадай загадку о предметах народного быта», участвуют в создании новогодних фольклорных театрализованных представлений с участием героев любимых сказок.

/слайд 31/

Таким образом,

приобщение детей к истокам русской народной культуры, является частью нравственно – патриотического воспитания,способствующей разностороннему индивидуальному развитию и духовно-нравственному становлению личности ребенка, а также творческого сотрудничества и взаимодействия детей и взрослых. Используемые мною методы погружения ребенка в национальный быт, мелодику речи, создают естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и формируют любовь к малой родине.

Формирование патриотических чувств и развитие духовности носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности, а также осуществляется мною в повседневной жизни, поэтому формируется у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, ее гражданином.

/слайд 32/

К решению задач по формированию любви к своей малой Родине, помню слова академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».

Потребность общества в личности нового типа – творчески активной, духовно и нравственно развитой – будет, несомненно, возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни нашей страны.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Цель: воспитывать интерес к истории и культуре народного творчества. Задачи: Формировать у детей интерес к искусству народа России и народов.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Сценарий мероприятия «Милости просим в нашу русскую избу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Комаричский детский сад №3 МАСТЕР – КЛАСС на тему: «Приобщение детей к истокам.

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры 1.(с) Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору,.

Опыт работы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью сказок» ". как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и в сердце из окружающего мира - от этого в решающей.

Перспективный план работы с детьми по проекту «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Перспективный план работы с детьми по проекту Месяц/неделя Тема Форма работы ОО Цель Октябрь 2 неделя «Мои добрые поступки» Беседа Социально.

План по самообразованию «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в средней группе Тема: Приобщение детей к истокам русской народной культуры Дата начала работы над темой_1 сентября 2017г Предполагаемая дата окончания.

План работы по самообразованию «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры". Дата начала.

Презентация «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В настоящее время наша страна переживает непростой период, где утрачиваются представления о доброте, милосердии, гражданственности и патриотизме,.

Программа профессионального развития. Тема самообразования «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» МБОУ «Георгиевская СОШ» Группы дошкольного образования Программа профессионального развития Тема самообразования: «Приобщение детей.

Родительское собрание. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Россия, Русь! Куда я ни взгляну… За все твои страдания и битв Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы. Люблю твои избушки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры
Опубликовано: 5 февраля 2018 в 01:23
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Зайцева (УИ 1007729) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД