Папки-передвижки

Приобщение дошкольников к истории русской народной культуры. Часть 2

Антонина Хохлова
Приобщение дошкольников к истории русской народной культуры. Часть 2

Особый интерес представляют собой русские народные игрушки. Матрешка-самая доступная и понятная для детей народная игрушка. С ней можно знакомить детей с самого раннего возраста. Матрешка вызывает необычайный эмоциональный отклик у детей, рассказывают какого цвета на ней наряд, слушают и запоминают стихи о ней. Матрешка развивает воображение у детей, способствует активизации их творческих способностей ней. Так как игрушка самый любимый и доступный детям предмет, знакомят с дымковской игрушкой. Сначала дымковская игрушка вносится как персонаж потешки. Они просты по форме, нарядны, колоритны, украшены простым, но ярким орнаментом.

Публикация «Приобщение дошкольников к истории русской народной культуры, Часть 2» размещена в разделах

В средней группе продолжается работа с народной игрушкой. Процесс ознакомления с игрушкой в этом возрасте связан с узнаванием и непременно обыгрыванием. Параллельно с изучением орнамента проводится освоение пластической формы Дымки. Детей знакомят с разнообразными видами народной росписи, подчеркивая их красоту, своеобразие, учатся воспроизводить узоры, созданные народными мастерами, а также создавать свои композиции на их основе. Дети играют и пытаются воссоздать сначала элемент росписи (волнистые линии, кружки, кольца, затем предмет игрушки (кокошник, фартук, юбка). В старшем дошкольном возрасте сначала знакомят с историей возникновения Дымковской игрушки и  мастерами, которые её создавали. На последующих занятиях дети стараются сначала создать игрушку (лошадка, барышня, олешек, барашек, козлик, а затем её расписать. Дети получают практические навыки и  умения: расписывают игрушки, лепят посуду, украшают её народными орнаментами, рисуют узоры, олицетворяя себя с народными умельцами. Работу по ознакомлению с декоративно — прикладным искусством выстраивают таким образом, чтобы задачи усложнялись поэтапно. В старшей группе дети наряду с дымкой знакомятся с новым видом народного творчества – это городецкая роспись. Городецкие умельцы украшали своими узорами в основном предметы быта, чтобы украсить скромную деревенскую обстановку. Постепенно   вводятся названия основных элементов городецкой росписи: розан, купавка. В подготовительной группе дети узнают новые виды декоративного искусства: Хохлома, Гжель. Дети знакомятся с историй возникновения промыслов, с легендами, поверьями, связанные с промыслами. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, при систематичности этой работы, способствует развитию у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, народу. Все эти знания очень способствуют развитию воображения у детей, воспитанию художественного вкуса. Декоративное искусство не должно быть чем-то изолированным, особым в педагогическом процессе детского сада, оно должно органично сочетаться в самых различных формах работы с детьми: со свободной деятельностью детей, с художественной деятельностью, в оформление помещения, где живут и играют дети, праздники и досуги, игры детей и занятии, трудом.

Народное искусство может быть включено в самые различные формы работы с детьми: в оформление помещения, где живут и играют дети, праздники и досуги, игры детей и занятия. Большое значение в приобщении детей к народной культуре мы отводим развивающей среде. В группе создан уголок, где дети знакомятся с национальными предметами, обрядами, устным народным творчеством. В уголке оформлены альбомы по народному творчеству, имеются куклы в русских костюмах. Подобранные предметы русского народного творчества, являясь частью нашей группы, служат местом для игр, развлечений, праздников и бесед с детьми. Представлена коллекция декоративно-прикладного искусства России: игрушки из глины — дымковская, филимоновская, предметы быта из Хохоломы, Палеха, Гжели; куклы в русских костюмах, куклы из соломы и тряпичные.

Для организации работы по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством создана предметно-развивающая среда, включающая в себя две взаимосвязанные мини-среды: культурно-познавательная среда (пространство, заполненное произведениями искусств: репродукциями картин известных художников, предметами народного декоративно-прикладного творчества, аудиозаписями с произведениями) и индивидуально-творческая среда (пространство, позволяющее ребенку, самостоятельно реализовывать свой творческий потенциал входить в образ художника, развивать художественно – творческий процесс). Именно комплексный подход к использованию развивающей среды, общевоспитательной работы и специального обучения детей на материале народного искусства может обеспечить освоение и обогащение их знаний о народной культуре, ее духовном богатстве, наших исторических корнях.

Народные праздники, обряды, игры. Русские народные праздники и обряды - одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры большое место в приобщении к народной культуре должны занимать народные праздники, традиции. Праздники являются источником, из которого подрастающее поколение, берет лучшее из прошлого, делая лучшим будущее

Нельзя прерывать связь времен поколений. Наши дети должны быть участниками традиционных на Руси праздников. Петь русские народные песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры, это значит сохранять традиции и обычаи наших предков. Так было всегда, даже в далекие времена, когда собирались наши прабабушки и прадедушки на шумные беседы и посиделки, когда переодевшись ряжеными, ходили по дворам и славили хозяев, желая им добра и хлебов обильных, когда устраивали игрища и забавы. В любом народном празднике воплощены общечеловеческие ценности, нравственный опыт народа, его мировоззрение, понимание труда, морали, человеческих отношений.  Это  такие народные праздники, как Масленица, Рождество, Троица, День Покрова.  Кроме того, Бытовые народные праздники были приурочены к тем или иным достижениям человека, например, семейно - трудовым, воинским - у мужчин, домоводства - у женщин. К календарным  народным праздникам относят народные праздники весеннего - летнего и осеннее - зимнего циклов. Это  «Масленица», «Жаворонки», «Троица», «Иван Купала», «Мокрины», «Осенины», «Покров», «Рождество», «Капустник».

Важным компонентом любого народного праздника на Руси являлись обряды. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека, во всей их целостности и многообразии. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Такая народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям. Воспитательная направленность народных праздников  для ребенка дошкольного возраста состоит   в том, что они духовно обогащают ребенка, расширяют его представление об  истории и традициях русского народа, позволяют овладеть элементами праздничной культуры русского народа.

  Праздники – это замечательная возможность для дошкольников проявить самые разнообразные таланты, так как главная особенность праздника – его творческая театрализованная основа. Это возможность объединить детей и взрослых общей целью, снять некоторые внутренние конфликты, дать почувствовать радость общения, радость совместного творчества.  

Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Свойство народных праздников – это радостно преображать все вокруг; помогать людям ярче переживать и осмысливать события из жизни природы и духовной истории, что делает их незаменимым подспорьем в воспитательной работе с детьми. Дети прекрасно чувствуют смысловую глубину праздничных образов, инстинктивно постигая их, вопреки искусственно прерванной передаче традиций из поколения в поколение. Как это ни удивительно, но в наше время дети, соприкоснувшиеся с народными праздниками в детском саду, нередко могут помочь своим родителям открыть для себя новый мир, полный гармонии и радости.

В народной культуре можно встретить различные формы праздников: праздники-концерты, праздники-спектакли. Такие праздники приносят радость, развлечение тем, кто приходит на них, как зрители, и не меньшую радость и удовольствие тем, кто является «артистами».

Важным элементом воспитания может стать и знакомство с традиционным народным костюмом (разумеется, в его подлинном, не «театрализованном» виде, его изготовление и ношение во время праздников. Ведь в одежде народ воплощает свои этические и эстетические представления, понятия о гармонии мира и человека. Постепенно праздники стали рассматриваться как одно из основных средств взаимодействия с родителями, так как это способствует активному вовлечению родителей в педагогический процесс. Родителей стали шире привлекать к подготовке к праздничным мероприятиям:  к изготовлению народного праздничного костюма, кукол, к участию в веселье. Мамы и папы перестают быть зрителями, а являются активными и полноправными участниками. Такая форма проведения праздника создаёт доверительные отношения между педагогами и родителями, показывает каждому ребёнку огромную значимость семьи в его жизни, раскрывает потенциальные возможности детей. Позволяет наглядно увидеть пути использования этого потенциала, помогает заметить проблемы ребёнка “изнутри”, заставляет родителей задуматься, какими они хотели бы видеть своих детей и что могли бы успеть скорректировать. За время обучения дети становятся активными участниками народных праздников. Так же активными участниками совместно с педагогами детского сада становятся и родители наших детей. Они помогают оформлять помещения детского сада, музыкального зала, готовят костюмы для праздников, досугов и развлечений.

Организуя праздники, мы стараемся  создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета.

Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы разносторонне развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности.

Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимало значимое место в социализации ребенка. Передаваемые из поколения в поколение, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них выражаются культура, быт, представления о нормах поведения в конкретных взаимоотношениях, в которых протекает жизнь ребенка. Народные игры привлекают детей простотой, доступностью, занимательностью. В отличие от народного праздника игра не имеет интегрирующего значения. Однако она является неотъемлемым его элементом, элементом народной культуры. Игра – своеобразная школа ребёнка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. Игры – залог полноценной душевной жизни ребёнка в будущем. Игры были обязательным элементом народных обрядовых праздников.

Через игровую и обрядовую практику дети постигали и весьма сложные философские понятия и категории. Известно множество старинных народных игр – с мячами и палками, с шариками и камешками, в городки и в столбики, на улице и дома, вдвоем и целым хороводом. Не забыты и игры в слова – шарады, каламбуры, загадки с подвохом, разыгрываемые всеми на досуге.

По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла). Первый включает в себя игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры : «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка», «Стадо»,» Хромая лиса», «Филин и пташки». «Лягушата», «Медведь и медовый пряник», «Зайки и ежи», «Ящерица» и их различные варианты.

С историческим наследием русского народа знакомит второй раздел первого компонента – «Быт русского народа», в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Во второй раздел входят народные игры : «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», «Каравай», «Невод», «Охотники и утки», «Ловись рыбка». «Птицелов», «Рыбаки», «Удочка», «Продаем горшки», «Защита укрепления», «Захват флага», «Шишки, желуди, орехи», а также различные их варианты.  

С большим интересом современные дошкольники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий, составляющими третий раздел первого компонента. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: «Бабки», «Городки», «Горелки», «Городок-бегунок», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Игровая», «Кто дальше», «Ловишка», «Лапта», «Котлы», «Ляпка», «Пятнашки», «Платочек-летуночек», «Считалки», «Третий – лишний», «Чижик», «Чехарда», «Кашевары», «Отгадай, чей голосок», «Веревочка под ногами» и др.

Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр четвертого раздела, который отражает стремление детей стать сильнее, победить всех.

 Русские народные игры являются жанром устного народного творчества и содержат в себе большой потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, сообразительность, внимание

Игры используем как на физкультурных занятиях и развлечениях, так и на прогулке, в совместной деятельности. Наиболее выразительными из народных игр являются игры-хороводы. Ведь хоровод — это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство связано с элементами театрального действа и хореографии. Немало их разучено на музыкальных занятиях и используется в развлечениях, игровой деятельности детей. Различные виды народного искусства наиболее полно отвечают идее интегративного, взаимосвязанного их использования, что само по себе отвечает природе ребёнка, которая требует целостности, законченности во всём.

Данная форма работы помогает ребёнку накопить социальный опыт, понять своё место, способствует раскрытию его таланта и творческих способностей. Дети стали более раскрепощены, любознательны, доброжелательны, у них развивается чувство любви к своему народу, традициям и такое важное качество, как толерантность и это всё необходимо для того, чтобы ребёнок научился жить в обществе.  

Я – человек! Я живу на этой Земле! Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди. Я люблю эту Землю, мой родной край, все что живет и радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них! Я танцую, пою, слушаю музыку своего народа! Мне читают сказки, легенды, былины о героях, их подвигах, о доброте и отваге, о вечной победе добра над злом! Это все – моя Родина! Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Приобщение дошкольников к истокам русской культуры»Фотоотчёт «Приобщение дошкольников к истокам русской культуры» Фотоотчёт по теме: «Приобщение дошкольников к истокам русской культуры» В формировании личности ребенка важно, чтобы дети знали и уважали.

Опыт работы «Патриотическое воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры»Опыт работы «Патриотическое воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры» Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Проведение систематических.

Консультация для педагогов «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре» "Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре. " Народная культура является источником развития патриотических.

Консультация для родителей «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Маленьким детям ещё недоступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Консультация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида «Югорка» Консультация Тема «Приобщение.

План по самообразованию «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» План работы по самообразованию Васильевой Валентины Александровны на 2018-2019 учебный год. Васильева Валентина Александровна Воспитатель.

План по самообразованию «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звёздочка» ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «ПРИОБЩЕНИЕ.

Оформление группы в рамках проекта «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры». Русская печьОформление группы в рамках проекта «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры». Русская печь Цель проекта: Приобщение детей к истокам русских национальных традиций, посредством создания развивающей предметно-пространственной среды.

Приобщение старших дошкольников к истокам русской народной культуры посредством реализации проекта «Куклы». Автореферат Актуальность исследования. Начало XXI века - это время изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, медицину,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к истории русской народной культуры. Часть 2
Опубликовано: 11 августа 2019 в 14:44
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД