Папки-передвижки

Приобщение воспитанников к национальной культуре и традициям республик Поволжья

Винера Агапова
Приобщение воспитанников к национальной культуре и традициям республик Поволжья

«Детство - каждодневное открытие

мира и, поэтому надо делать так,

чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества,

их красоты и величия».

В. А. Сухомлинский.

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Публикация «Приобщение воспитанников к национальной культуре и традициям республик Поволжья» размещена в разделах

Изменившийся строй жизни, отсутствие идеологии существенно сказались на проблемах воспитания подрастающего поколения. В связи с этим остро возникла необходимость возрождения и развития уникальных духовных национальных традиций и начал родной культуры в духовно-нравственном, культурном и патриотическом воспитании детей.

Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он ни был, является представителем своего мира, традиций, культуры. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы детского сада.

Мою группу также посещают дети разных национальностей (русские, татары, удмурты, чуваши, и я столкнулась с проблемой формирования культуры межнациональных отношений, воспитанием у детей миролюбия, принятия и понимания других детей и взрослых, независимо от национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры.

Мне на помощь пришла проектная деятельность.

Проект «Дружат дети на планете» я реализовывала в течение 2-х лет.

Актуальность проекта: ознакомление детей дошкольного возраста с обычаями и традициями народов Среднего Поволжья обусловлена :

1. Недостаточно сформированными представлениями детей о традициях, обычаях своего народа и народов Среднего Поволжья (русские, татары, чуваши, мордва).

2. Утратой подрастающим поколением привязанностей к традициям и обычаям не только своего народа.

3. Необходимостью формирования гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками независимо от национальности.

Цель проекта:

• Дать детям знания о народах Поволжья, их культуре и традициях.

Воспитывать у детей любовь к малой Родине.

• Способствовать развитию эмоциональной восприимчивости.

Задачи проекта:

• Организация планомерной работы по приобщению воспитанников к культуре и традициям народов Поволжья.

• Вызвать у детей интерес к познанию культуры других национальностей.

• Формировать у детей умения реализовывать представления и знания о традициях, обычаях в разных видах деятельности.

• Вызвать у родителей интерес к проблеме приобщения детей к культуре народов Среднего Поволжья.

• Привлекать родителей к процессу проведения совместного досуга.

Решая задачу по ознакомлению с родным краем, я обратилась за помощью в детскую и центральную библиотеки, краеведческий музей города.

Первым этапом работы стала – организация развивающей среды. Основная задача, ставшая передо мной – не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания.

В моей группе был организован национально-региональный центр, в котором содержится:

• Государственная символика РТ и РФ;

• методическая литература, знакомящая детей с историей, культурой, искусством, трудом и бытом народов Поволжья;

• куклы в национальных костюмах народов России, Татарстана, Башкирии, Удмуртии, Чувашии.

• детская художественная литература, иллюстрации к сказкам Г. Тукая;

• образцы национальных блюд РТ и РФ;

• наборы открыток, о столицах - России (Москва) и Татарстана (Казань);

альбомы: «Столица России Москва», «Столица РТ Казань», «Мой Агрыз», «История создания Чувашской республики», «Города Башкирии», «Природный, животный и растительный мир России и Среднего Поволжья», «Национальные куклы», семейные фотоальбомы «Мы разные – мы вместе».

• музыкальные народные инструменты, игрушки, образцы народного творчества, народные костюмы.

Мною был составлен комплексно-тематический план, в который вошли мероприятия, проводимые не только с детьми, но и с их семьями.

Разработаны конспекты образовательной деятельности с использованием практического материала. Многие из них были приурочены к конкретным событиям и праздникам народов Среднего Поволжья, например: «Вой кэллян», «Гырон Быдтон», «Яблок спас», «Чечы спас», «Мульы спас» - удмуртские. «Навруз», «Сабантуй», - татарские. «Выль ар», «Агавайрен», «Семык» - марийские.

Я познакомила детей с народными играми, народным календарем, традициями, бытом, обычаями народов Поволжья. Всё это способствовало развитию познавательных интересов у детей, формированию высокой нравственности, воспитанию любви к Отечеству, уважению к предкам, интерес к самобытной культуре народов Поволжья. «Дела давно минувших дней, преданье старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.

Подвижные и дидактические игры помогли мне обогатить и закрепить знания детей о народах, проживающих в Поволжье, найти отличия и сходства истории и современности, обогатить речевой запас.

В моей группе проведение фольклорных праздников и развлечений совместно с родителями стало традицией.

Ежегодно, совместно с инструктором по физическому развитию, на улице проводим праздник «Масленица». Ведь издавна русские люди старались встречать, а особенно провожать Масленицу достойно, чтобы потом не жить весь год «в горькой беде». Русская пословица говорит «Хоть с себя что заложи, а Масленицу проводи».

Летом, совместно с воспитателями по обучению детей татарскому языку, организуем татарский национальный праздник «Сабантуй». Это целый день различных развлечений: танцы, песни, народные игры «Бег с коромыслами», «Бег с яйцами», «Прыжки в мешках», «Разбей горшок», игры-соревнования «Битва подушками», «Перетягивание каната». Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – порадовать детей. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные духовные и эстетические ценности.

Родители воспитанников являются активными участниками педагогического процесса, они принимают участие:

• в украшении группы (зала) к народным праздникам;

• в изготовлении атрибутов, пособий;

• в пошиве народных костюмов;

• в выставках семейного творчества, смотрах-конкурсах развивающей среды, конкурсах, презентациях;

• в совместных прогулках, экскурсиях (в музей, детскую библиотеку);

• в играх-соревнованиях, развлечениях, праздниках, играя различные роли.

В своей работе я преследовала главную цель – объединить в единую систему семью, детский сад, ближайшее социальное окружение, воспитать всем вместе толерантного и ответственного гражданина, любящего свой народ, свою Родину.

Результатами проводимой работы по приобщению детей к культуре и традициям народов Поволжья является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания.

Воспитанники моей группы :

• знают свою национальность;

• умеют наладить бесконфликтные отношения друг с другом, дружить;

• проявляют интерес к культуре своего народа, культуре других народов;

• активно используют в речи потешки, считалки, загадки;

• умеют играть в народные подвижные игры, знают их названия;

• знают названия народных праздников, поют песни, исполняют частушки, читают стихи;

• используют атрибуты народной культуры в самостоятельной игровой деятельности;

• проявляют интерес и бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Созданная система педагогических условий обеспечила развитие творческих способностей детей, приобщила их к истокам народной культуры. Работать в этом направлении интересно и мне, и детям, и родителям.

Систематическая, комплексная работа по возрождению национальных традиций через приобщение детей дошкольного возраста к родным истокам позволила выявить следующую результативность:

- в группе созданы условия, обеспечивающие духовно-нравственное, патриотическое, социально-эмоциональное развитие детей;

- создана богатая предметно-развивающая среда;

- отработана система диагностической работы по выявлению знаний, умений и навыков воспитанников;

- повысилась мотивация к изучению культурного наследия народов Поволжья у воспитанников и их родителей;

- введено в традиции группы проведение народных праздников;

- налажена единая система взаимодействия «ребёнок-педагог-родитель».

В толковом словаре русского языка В. И. Даля можно прочесть: «Лад – это мир, согласие, дружба, отсутствие вражды, порядок». Как же не хватает нам всем этих качеств в современном, агрессивном мире. Как важно, чтобы наши дети были в ладу с собой, другими людьми, природой.

На Волге живу я

И песни слагаю

О счастье, не помня о зле.

И братьями всех я людей называю,

Живущих на нашей земле.

Здесь с русскими рядом

Живут по соседству

Чуваши, татары, мордва.

И Волгу родную

Мы любим всем сердцем.

Здесь дружба народов жива.

Кувшинникова Е. В.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к мордовской культуре и традициям Аннотация: в статье раскрывается сущность и понятие патриотического воспитания детей, выделяются основные направления патриотического воспитания,.

Опыт работы «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры»Опыт работы «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры» Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания,.

Консультация для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре в условиях детского сада» Каждый народ, где бы он ни жил, и каков бы мал он не был, — это настоящее богатство, он вносит в нашу жизнь свою историю, неповторимую культуру,.

Консультация для родителей «Русские народные праздники в приобщении детей к национальной культуре и традициям» . Культура русского народа складывалась веками. Она впитала в себя все традиции, обычаи и обряды, бережно передаваемые из поколения в поколение.

Консультация на тему «Русские народные праздники как средство приобщения к традициям национальной культуры» Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

Приобщение детей к традициям русского народаПриобщение детей к традициям русского народа Масленица " в детском саду № 1 «Аленушка» с/п детский сад «Рябинка». Праздник этот знаем мы – Время проводов зимы. Люди в эти дни должны.

Приобщение к национальной культуре через области воспитательных воздействий в ДОУ Современные программы дошкольного образования ориентированы на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Приобщение дошкольников к традициям через народные праздники «Воспитание, лишённое народных корней – бессильно.» К. Д. Ушинский Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа,.

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение воспитанников к национальной культуре и традициям республик Поволжья
Опубликовано: 3 октября 2018 в 19:32
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД