МААМ-картинки

Консультация для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре в условиях детского сада»

Александра Депутатова
Консультация для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре в условиях детского сада»

Каждый народ, где бы он ни жил, и каков бы мал он не был, — это настоящее богатство, он вносит в нашу жизнь свою историю, неповторимую культуру, язык, устои, традиции.

В. Чивилихин

Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов национальной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.

Публикация «Консультация для родителей „Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре в условиях детского сада“» размещена в разделах

Сегодня перед педагогами стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Эта та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому человеку. Решая задачу формирования общей культуры личности, необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре.

В настоящее время, когда в обществе происходит возрождение нации, культуры, языка, необходимо воспитать достойных наследников тех

духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки, и, стало быть, не разорвать тончайших нитей, связывающих нас с прошлым.

Отстоять и приумножить ценности национальной культуры, сохранить свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый ребенок будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.

Сохранение развития культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе жизни, когда начинают стираться прежде незыблемые границы не только малочисленных национальных анклавов, но и больших этносов.

Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие ребенка-дошкольника, а дошкольник испытывал потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев.

Дошкольный возраст является сензитивным, исключительно важным в плане социально-нравственного становления человека, воспитания у него национальной культуры. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни.

Умение понимать и ценить богатство и красоту национальной культуры своего народа, с уважением относиться к его прошлому - все это воплощено в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения.

Опыт работы показывает, что знакомство дошкольников с национальными традициями, культурой эффективно проводить через ознакомление с краеведческим материалом. Поэтому изучение истории в дошкольном учреждении начинается со знакомства с мини-музеем «Мордовская изба». Именно здесь впервые дети видят национальный костюм, старинную посуду, мебель, предметы труда. Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом. Именно здесь, в «Мордовской избе» для каждого ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.

В своей работе коллектив дошкольного учреждения широко использует произведения декоративно-прикладного искусства. Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. На занятиях по рисованию и аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы. На все эти занятия приходит

в гости кукла-мордовочка. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность, любознательность. Разнообразные игровые ситуации, рассказы воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство.

Приобщение дошкольников к национальной культуре идет и через музыкальные занятия, на которых музыкальный руководитель использует слушание народной музыки, пение народных песен, как русских, так и мордовских. Практика показывает, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре. В детском саду стало доброй традицией включать в сценарии праздников и развлечений песни и танцы мордовского Народа в исполнении детей.

Также особое значение в формировании личности дошкольника имеет владение словом, постижение культуры своего народа через язык. В этом огромную помощь оказывает народный фольклор: сказки, потешки, колыбельные песни, поговорки, стихи, загадки на мордовском и русском языках. Ведь именно в них как нигде сохранились особенные черты народного характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с фольклором, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям.

Важным условием приобщения детей к национальным традициям является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Работа с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

Итак, воспитание любви к национальной культуре способствует обострению внимания к духовным ценностям своего народа, интереса и уважения к его прошлому и открывает большие возможности для развития человека как личности, способного понимать и ценить то, что создано трудом народа.

Публикации по теме:

«Цвети, мой край –Мордовия моя». Приобщение детей к национальной культуре«Цвети, мой край –Мордовия моя». Приобщение детей к национальной культуре Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит.

Консультация для родителей с презентацией «Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада» Консультация для родителей (с презентацией) "Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада" Детям любого возраста очень непросто.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Консультация для родителей. «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада». Уважаемые родители, вам предстоит сделать важный.

Консультация для родителей «Адаптация ребёнка раннего дошкольного возраста к условиям детского сада» Консультация для родителей " Адаптация ребёнка раннего дошкольного возраста к условиям детского сада" Что такое адаптация? Это приспособление.

Консультация для родителей «Роль детского сада и семьи в воспитании детей дошкольного возраста» Обеспечить счастливое детство каждому ребенку — одна из самых важных и высокогуманных задач нашего общества. В нашей стране неуклонно повышается.

Консультация для воспитателей «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к отечественной культуре и истории». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Магадана «Детский сад комбинированного вида №66» Консультация для воспитателей.

Мастер-класс по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада» Цель: Представление педагогического опыта гендерного подхода по воспитанию дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы (консультация для родителей) Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы (консультация для родителей) Подготовила: Ирина Сергеевна Колмакова,.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу.

Консультация «Приобщение детей дошкольного возраста к традиции, быту и культуре своего народа» Тема доклада: «Приобщение детей дошкольного возраста к традиции, быту и культуре своего народа» Авторы: Павлова Матрена Софроновна, Матросова.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре в условиях детского сада»
Опубликовано: 14 марта 2018 в 10:43
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД