МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к отечественной культуре и истории».

Наталья Панафидина
Консультация для воспитателей «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к отечественной культуре и истории».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Магадана

«Детский сад комбинированного вида №66»

Консультация для воспитателей

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к отечественной культуре и истории».

Панафидина Н. Н.

МДОУ «Детский сад

комбинированного вида №66»

воспитатель

г. Магадан – 2013

Публикация «Консультация для воспитателей „Приобщение детей старшего дошкольного возраста к отечественной культуре и истории“,» размещена в разделах

Основа личности ребенка, его духовно-нравственная мотивация формируется в дошкольном возрасте, это самый сенситивный возраст малыша. До семи лет ребенок является правополушарным существом. За нравственное здоровье и религиозное чувство у человека отвечает именно правое полушарие).

Проблему духовно - нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Известно, что основой духовно - нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура - это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей.

". В эти годы душа ребенка так наивна, так впечатлительна и беспомощна, она как бы плывет в потоке наивной непосредственной доверчивости. В этот период впечатлениям открыта последняя глубина души, она всему доступна и не защищена никакой броней. И в этот момент самое важное – духовно пробудить ребенка и указать перед лицом будущих трудностей и опасностей жизни, что источник силы находится в его собственной душе. Надо, чтобы именно в этом возрасте ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта, чтобы все значительное и священное в жизни открылось ему" (Ильин И. А.)

Причина необходимости духовно-нравственного воспитания детей связана с проблемой раннего развития способностей у детей дошкольного возраста. Не приступая к развитию нравственных качеств ребёнка (доброты, сердечности, сострадания, совестливости) родители прежде начинают развивать способности ребёнка. Результат — эгоизм в ребёнке, взращенном на убеждении, что он — безмерно талантлив и самодостаточен и потому вполне может обойтись без «лишних», обременительных для него чувств и убеждений духовно-нравственного порядка. Желание и стремление добиться успеха любой ценой становится для него жизненным ориентиром, которому он подчиняет своё время, силы, способности и всего себя без остатка.

Все это ведет к нарушениям системы взаимоотношений детей со сверстниками, взрослыми, с окружающим миром и, как следствие, к опустошению, ожесточению души маленького человека. Вернуть ребенка к полноценной жизни может только погружение в мир культуры, которая неразрывно связана с этическими ценностями христианства. Понятия долга и чести, ответственности за судьбу своего рода и отечества, логично вытекают из учения православной веры.

Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм "от ума" не бывает, он бывает только от "сердца". Ум как бы раскрывает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение).

Конечно, в этом возрасте есть определенная трудность развития и воспитания ребенка : трудно это делать наукообразным, дидактическим способом. Но, зная, что путь к сердцу ребенка, к его чувствам, и через них - к его мыслям, лежит через игру, через сказку, через яркую эмоцию, через яркий словесный, живописный и поэтический образ, можно сформировать нравственную личность уже и в таком малыше. Ведь ни для кого не секрет, что добрая русская народная сказка, меткая пословица или поговорка, одним словом русский фольклор, - это Евангелие от народа.

Профессор И. М. Снегирев писал, что народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познанию народной жизни. Действительно в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории, которую можно при желании увидеть. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается. Церковные праздники всегда были особо почитаемые русским народом. Православные праздники – это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта - всего без чего мы – не полны, не цельные.

Одной из задач детского сада является создание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, в традиции.

Русская культурная традиция вобрала в себя нравственно-этические и эстетические ценности христианства. Воспитательную роль этих ценностей у дошкольников мы реализуем :

Путем ознакомления с православными праздниками: «Покров», «Рождество», «Масленица» и др.

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.

• Широко используя фольклор.

В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

• Знакомя детей с художественными промыслами, декоративно-прикладным искусством, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира — красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.

• На занятиях знакомим детей с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов.

Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

Хотелось бы выделить разделы по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой, хотя мы во всех видах деятельности уделяем большое внимание русскому языку. Развитие речи - есть развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык. Поэтому мы отбираем литературные произведения по нравственным критериям. Это сказки, потешки, произведения русских писателей, поэтов, а также жития святых, адаптированные к дошкольному возрасту. Задачи воспитателя - раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Мы придаем большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является, игра. При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Особенность русских народных игр, а может быть любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.

Народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Это помогает детям также лучше, ориентироваться во Временных понятиях. Цикличность народного календаря из года в год повторяете эти праздники и события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.

Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки. Познакомившись с этой традицией, мы для себя открыли интересный духовно-нравственный смысл праздника, и мы в своей работе стараемся использовать этот опыт. Подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в саду начинается заранее - еще в декабре. Но это не мешает всему педагогическому процессу, а наоборот, придает ему особый радостный смысл. Дети разучивают рождественские колядки. А в творческой мастерской «Рождественский подарок» дети старшего дошкольного возраста с удовольствием готовят рождественские подарки. Работы, выполняемые детьми, носят индивидуальный и коллективный характер. Индивидуальные важны для того, чтобы сам ребенок и его родители увидели, что малыш может сделать что-то красивое и утешительное для близких своими руками, коллективные же работы объединяют детей, дают возможность приложить усилия в общем деле, сделать вместе нужную и красивую поделку.

И начинается, интересное действо – игра - колядование, когда дети по группам ходят, друг к другу в гости, поют колядки, угощают гостинцами, дарят подарки-самоделки. Именно дарят, а не получают, что важно для воспитания.

В силу сложившихся исторических условий, система православного духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста оставалась невостребованной.

В наши дни открывается возможность в полной мере реализовать богатые традиции русской светской и православной педагогики в воспитании детей. Именно дошкольные учреждения являются одним из резервов духовного возрождения страны, восстановления ее многолетних православных традиций.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе православных традиций способствует формированию ядра личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Публикации по теме:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством народных игр Тема моего доклада: «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством народной игры». Свою деятельность я построила так,.

Консультация для воспитателей «Приобщение детей к народной культуре Тульского края» Народные традиции на Руси складывались веками, выживало и приживалось в народе только то, что способствовало развитию человека. Для того.

Консультация для воспитателей «Развитие артистизма у детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии» Артистизм – это не только способность красиво, впечатляюще, убедительно что-то передать, эмоционально воздействуя на воспитанника (не хочется.

Консультация для воспитателей «Развитие правильной грамотной речи у детей старшего дошкольного возраста» Формирование правильной, грамотной речи – одна из основных задач при подготовке детей к школе. Ребёнок с хорошо развитой, связной речью.

Консультация для воспитателей: «Роль совместных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного.

Практическая консультация для воспитателей групп детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Театр скороговорок.»Практическая консультация для воспитателей групп детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Театр скороговорок.» Выявление проблемы: недостатки в развитии дикции старших дошкольников, которые снижают уровень развития коммуникативной компетентности.

Консультация «Приобщение детей-дошкольников к культуре и истории хакасского народа» Приобщение детей дошкольников к культуре и истории хакасского народа. У каждого человека, считающего Хакасию своей Родиной, есть очень.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной игровой культуре Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 муниципального образования Каневской район Материал для.

Мастер-класс для воспитателей «Русские народные, хороводные игры». Приобщение детей к культуре родного края Мастер-класс для воспитателей «Русские народные, хороводные игры» Мастер-класс Цель: приобщение детей к культуре России через русские народные.

Консультация «Приобщение детей дошкольного возраста к традиции, быту и культуре своего народа» Тема доклада: «Приобщение детей дошкольного возраста к традиции, быту и культуре своего народа» Авторы: Павлова Матрена Софроновна, Матросова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к отечественной культуре и истории».
Опубликовано: 12 января 2018 в 05:47
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД