МААМ-картинки

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной игровой культуре

Надежда Устич
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной игровой культуре

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 муниципального образования Каневской район

Материал для V муниципальных педагогических чтений на тему:

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАРОДНОЙ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЕ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«КУБАНСКИЕ ИГРЫ, ЗАБАВЫ»»

воспитатель МБДОУ детский сад № 4

Устич Надежда Александровна

Каневская, 2017 г.

Публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной игровой культуре» размещена в разделах

Н. А. Устич, воспитатель

МБДОУ детский сад №4, ст. Каневская

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАРОДНОЙ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЕ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КУБАНСКИЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ»»

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к искусству: к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, и к народным играм в которых народ оставил нам ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Академик Д. С. Лихачев пишет: «…Каждый культурный подъем в истории, так или иначе, связан с обращением к прошлому… Обращение к старому, возрождение старого, сохранение его – это не отказ от нового, это новое понимание старого, своих корней, это ощущение себя в истории».

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много. И наша задача приобщить детей к народной игровой культуре, так как она играет важную роль в воспитании любви к Родине. Многовековой опыт человечества показал, что игра – важнейшее средство в воспитании ребёнка. Она имеет такое же значение, как и народная поэзия, сказки или легенды. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через общение усваивали культуру своего народа. «Народные игры» - этим термином мы обозначаем как игры, так и различные забавы, увеселения, зрелища, народные виды спорта, которые, имея игровую основу, включают в себя элементы театра, цирка, танцевального, музыкального, поэтического и изобразительного искусства. Практически нет такого качества личности, развивать которое было бы нельзя с помощью народной игры, стоит только внимательно изучить, «просеять их сквозь сито» важнейшая педагогическая задача. С педагогической точки зрения народные игры отличает широкая направленность, которая решает несколько практических задач. Опираясь на вышесказанное, я решила провести в старшей группе проект на тему: «Кубанские игры и забавы».

Цель данного проекта - дать детям и родителям представление о народных казачьих играх, забавах; продолжить формировать игровую деятельность; повысить интерес родителей и детей к данной теме, расширить знания о традиционных кубанских играх в семье. Оригинальность моего проекта обеспечивается внедрением в практику образовательной работы следующих материалов:

1. Кубанские пословицы и поговорки;

2. Стихи кубанских поэтов;

3. Использование музыкального материала;

4. Кубанские казачьи загадки;

5. Беседа: «О родной станице»;

6. Конспект занятия ОД в старшей группе «Кубанские игры, забавы»

7. «Использование народных кубанских игр в повседневной жизни в формировании любви к малой Родине, её традициям и обычаям.

В проекте участвовали дети старшей группы, воспитатели и родители воспитанников. Направленность развития деятельности: информационно – практико – ориентированная. По продолжительности реализации: среднесрочный, рассчитан на 2 недели.

I этап. Подготовительный: подбор методической литературы, иллюстративного материала по данной теме, чтение художественной литературы, ежедневная игровая деятельность, привлечение внимания родителей к приобщению детей к кубанским играм, показ важности традиций кубанского народа в воспитании ребёнка.

II этап. Реализация проекта: рассматривание иллюстраций о различных традиционных праздниках и обрядах, организация работы с родителями, индивидуальные беседы с родителями об использовании кубанских игр в организации досуга дома, совместное изготовление наглядных пособий к кубанским играм-забавам родителями и детьми, разучивание хороводных и подвижных игр, инсценирование картинок из бытовой и обрядовой жизни, проведение пальчиковых игр, драматизация сказок, потешек, беседа с детьми: «О Родной станице», подвижные игры на свежем воздухе и в спортивном зале: «Зевака», «Пицва», «Пятнашки», введение подвижных игр во второй половине дня: «Казак и грачи», «Атаман и котята», «Ох, и ветер на Кубани», и т. д.

III этап. Итоговый: развлечение во второй половине дня: «Кубанские вечорницы», консультации для родителей по теме: «Использование народного творчества в воспитании детей»; выставка детских творческих работ, показ презентации для родителей по теме: «Край родной - земля Кубанская».

Критерии и методы проверки эффективности проекта позволяют оценить практическую значимость выбранного направления.

Выводы: Дети проявляли активность и желание, самостоятельно играть в народные казачьи игры.

Совместное изготовление поделок объединило детей и родителей, способствовало установлению между ними творческих контактов, созданию радостной атмосферы, что благоприятно сказалось на эстетическом и нравственном воспитании дошкольников.

Родители с огромным желанием принимали участие в проекте, проявляли заинтересованность. (см. Таблицу 1).

Таблица 1. «Критерии и методы оценки эффективности»

Критерии Методы оценки

Наглядность в виде информационных файлов, иллюстрации про народные игры в режиме дня, активный отдых и др.

Прослушивание народных песен о Кубани.

Беседы с родителями «О культуре чтения на основе устно-поэтического наследия и отечественной литературы»;

Консультация для родителей: «Семья в народных традициях»

Наглядные пособия дети + родители «А у нас на Кубани»

Материалы и оборудования: мячи, платочки;

Динамические паузы

Уголок «Мир кубанской народной подвижной игры»;

Картотека кубанских народных подвижных игр;

Атрибуты к кубанским народным подвижным играм;

Визуальное наблюдение

Индивидуальные беседы с детьми, опрос, викторина, итоговые мероприятия по проектам групп

Стабильность достигнутых результатов отслеживается на занятиях и в повседневной жизни. У детей стали ярче выражены такие качества, как: смелость, упорство в достижении цели, дружелюбие и коммуникативность, честность, правдивость, выдержка, дисциплина, чувство товарищества.

Для полного осуществления проекта понадобились общие усилия воспитателей и родителей воспитанников.

Список использованной литературы

1. Апполонова А. Б. приобщение дошкольника к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание, №5, 2002

2. Антонов Ю. Е. Как научить детей любить Родину. –М., Аркти, 2008.

3. Алёшина Н. К. ознакомление дошкольников с окружающей социальной действительностью. – М., 2009.

4. Бардадым В. Г. Родители земли кубанской. – Краснодар, 1996

5. Горлова И. и др. Культура кубанских станиц. – Краснодар, 1993

6. Гришина Т. Не забывайте народные игры // Дошкольное воспитание, №9, 1998

7. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. – СПб. ,1998

8. Криницина Н. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание, №11, 2001.

9. Мулько И. Ф. Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет. – М. ,2006

10. Шевченко Л. М. Народная педагогика. – М., Ленинградский педколедж, 1998

11. Швачич Л. А. Работа дошкольного учреждения с семьёй. – Ленинградский педколледж, 2003.

12. Источник: https://pogovorki-poslovicy.ru/narody-rossii/kubanskie-poslovicy-i-pogovorki.html Блог о пословицах и поговорках © Pogovorki-poslovicy.ru

Публикации по теме:

Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края В последние годы идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством народных игр Тема моего доклада: «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством народной игры». Свою деятельность я построила так,.

Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии» Галина Заева. Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии». В моем сердце уголок найдется, Для.

Консультация для воспитателей «Приобщение детей к народной культуре Тульского края» Народные традиции на Руси складывались веками, выживало и приживалось в народе только то, что способствовало развитию человека. Для того.

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре Кубани посредством синтеза искусств Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре Кубани посредством синтеза искусств Подготовил: Воспитатель МБДОУ «Детский.

Приобщение детей к народной культуре через ручной трудПриобщение детей к народной культуре через ручной труд В течении прошедшего учебного года я вела кружок ручного труда «Мастерилка». Поделки мы делаем из различных материалов: соленое тесто, различные.

Презентация «Приобщение детей к русской народной культуре» Презентация опыта работы воспитателей первой квалификационной категории ГБОУ Школа № 1373 Лукьяновой Марии Сергеевны, Серовой Натальи Анатольевны.

Приобщение к народной культуре с помощью устного народного творчества детей дошкольного возраста «Народ, который не знает своей культуры и истории, презрен и легкомыслен». Н. М. Карамзин Нельзя прерывать связь времени и поколений, чтобы.

Проект «Классическая музыка детям», направленный на приобщение детей среднего дошкольного возраста к музыкальной культуре Участники проекта: воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста, педагоги, родители. Тип проекта: долгосрочный, творческий, практико.

Сообщение из опыта работы «Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре» Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной игровой культуре
Опубликовано: 14 сентября 2017 в 14:32
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД