Надежда Устич
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной игровой культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 муниципального образования Каневской район
Материал для V муниципальных педагогических чтений на тему:
«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАРОДНОЙ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЕ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«КУБАНСКИЕ ИГРЫ, ЗАБАВЫ»»
воспитатель МБДОУ детский сад № 4
Устич Надежда Александровна
Каневская, 2017 г.
Публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной игровой культуре» размещена в разделах
Н. А. Устич, воспитатель
МБДОУ детский сад №4, ст. Каневская
«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАРОДНОЙ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЕ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КУБАНСКИЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ»»
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к искусству: к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, и к народным играм в которых народ оставил нам ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Академик Д. С. Лихачев пишет: «…Каждый культурный подъем в истории, так или иначе, связан с обращением к прошлому… Обращение к старому, возрождение старого, сохранение его – это не отказ от нового, это новое понимание старого, своих корней, это ощущение себя в истории».
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много. И наша задача приобщить детей к народной игровой культуре, так как она играет важную роль в воспитании любви к Родине. Многовековой опыт человечества показал, что игра – важнейшее средство в воспитании ребёнка. Она имеет такое же значение, как и народная поэзия, сказки или легенды. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через общение усваивали культуру своего народа. «Народные игры» - этим термином мы обозначаем как игры, так и различные забавы, увеселения, зрелища, народные виды спорта, которые, имея игровую основу, включают в себя элементы театра, цирка, танцевального, музыкального, поэтического и изобразительного искусства. Практически нет такого качества личности, развивать которое было бы нельзя с помощью народной игры, стоит только внимательно изучить, «просеять их сквозь сито» важнейшая педагогическая задача. С педагогической точки зрения народные игры отличает широкая направленность, которая решает несколько практических задач. Опираясь на вышесказанное, я решила провести в старшей группе проект на тему: «Кубанские игры и забавы».
Цель данного проекта - дать детям и родителям представление о народных казачьих играх, забавах; продолжить формировать игровую деятельность; повысить интерес родителей и детей к данной теме, расширить знания о традиционных кубанских играх в семье. Оригинальность моего проекта обеспечивается внедрением в практику образовательной работы следующих материалов:
1. Кубанские пословицы и поговорки;
2. Стихи кубанских поэтов;
3. Использование музыкального материала;
4. Кубанские казачьи загадки;
5. Беседа: «О родной станице»;
6. Конспект занятия ОД в старшей группе «Кубанские игры, забавы»
7. «Использование народных кубанских игр в повседневной жизни в формировании любви к малой Родине, её традициям и обычаям.
В проекте участвовали дети старшей группы, воспитатели и родители воспитанников. Направленность развития деятельности: информационно – практико – ориентированная. По продолжительности реализации: среднесрочный, рассчитан на 2 недели.
I этап. Подготовительный: подбор методической литературы, иллюстративного материала по данной теме, чтение художественной литературы, ежедневная игровая деятельность, привлечение внимания родителей к приобщению детей к кубанским играм, показ важности традиций кубанского народа в воспитании ребёнка.
II этап. Реализация проекта: рассматривание иллюстраций о различных традиционных праздниках и обрядах, организация работы с родителями, индивидуальные беседы с родителями об использовании кубанских игр в организации досуга дома, совместное изготовление наглядных пособий к кубанским играм-забавам родителями и детьми, разучивание хороводных и подвижных игр, инсценирование картинок из бытовой и обрядовой жизни, проведение пальчиковых игр, драматизация сказок, потешек, беседа с детьми: «О Родной станице», подвижные игры на свежем воздухе и в спортивном зале: «Зевака», «Пицва», «Пятнашки», введение подвижных игр во второй половине дня: «Казак и грачи», «Атаман и котята», «Ох, и ветер на Кубани», и т. д.
III этап. Итоговый: развлечение во второй половине дня: «Кубанские вечорницы», консультации для родителей по теме: «Использование народного творчества в воспитании детей»; выставка детских творческих работ, показ презентации для родителей по теме: «Край родной - земля Кубанская».
Критерии и методы проверки эффективности проекта позволяют оценить практическую значимость выбранного направления.
Выводы: Дети проявляли активность и желание, самостоятельно играть в народные казачьи игры.
Совместное изготовление поделок объединило детей и родителей, способствовало установлению между ними творческих контактов, созданию радостной атмосферы, что благоприятно сказалось на эстетическом и нравственном воспитании дошкольников.
Родители с огромным желанием принимали участие в проекте, проявляли заинтересованность. (см. Таблицу 1).
Таблица 1. «Критерии и методы оценки эффективности»
Критерии Методы оценки
Наглядность в виде информационных файлов, иллюстрации про народные игры в режиме дня, активный отдых и др.
Прослушивание народных песен о Кубани.
Беседы с родителями «О культуре чтения на основе устно-поэтического наследия и отечественной литературы»;
Консультация для родителей: «Семья в народных традициях»
Наглядные пособия дети + родители «А у нас на Кубани»
Материалы и оборудования: мячи, платочки;
Динамические паузы
Уголок «Мир кубанской народной подвижной игры»;
Картотека кубанских народных подвижных игр;
Атрибуты к кубанским народным подвижным играм;
Визуальное наблюдение
Индивидуальные беседы с детьми, опрос, викторина, итоговые мероприятия по проектам групп
Стабильность достигнутых результатов отслеживается на занятиях и в повседневной жизни. У детей стали ярче выражены такие качества, как: смелость, упорство в достижении цели, дружелюбие и коммуникативность, честность, правдивость, выдержка, дисциплина, чувство товарищества.
Для полного осуществления проекта понадобились общие усилия воспитателей и родителей воспитанников.
Список использованной литературы
1. Апполонова А. Б. приобщение дошкольника к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание, №5, 2002
2. Антонов Ю. Е. Как научить детей любить Родину. –М., Аркти, 2008.
3. Алёшина Н. К. ознакомление дошкольников с окружающей социальной действительностью. – М., 2009.
4. Бардадым В. Г. Родители земли кубанской. – Краснодар, 1996
5. Горлова И. и др. Культура кубанских станиц. – Краснодар, 1993
6. Гришина Т. Не забывайте народные игры // Дошкольное воспитание, №9, 1998
7. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. – СПб. ,1998
8. Криницина Н. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание, №11, 2001.
9. Мулько И. Ф. Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет. – М. ,2006
10. Шевченко Л. М. Народная педагогика. – М., Ленинградский педколедж, 1998
11. Швачич Л. А. Работа дошкольного учреждения с семьёй. – Ленинградский педколледж, 2003.
12. Источник: https://pogovorki-poslovicy.ru/narody-rossii/kubanskie-poslovicy-i-pogovorki.html Блог о пословицах и поговорках © Pogovorki-poslovicy.ru