Папки-передвижки

Проект «Классическая музыка детям», направленный на приобщение детей среднего дошкольного возраста к музыкальной культуре

Алёна Рахматуллина
Проект «Классическая музыка детям», направленный на приобщение детей среднего дошкольного возраста к музыкальной культуре

Участники проекта : воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Тип проекта : долгосрочный, творческий, практико - ориентированный

Актуальность проекта

"Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека… Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления»

В. Сухомлинский

Публикация «Проект „Классическая музыка детям“, направленный на приобщение детей среднего дошкольного возраста к музыкальной культуре» размещена в разделах

«Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего её слушать»

Д. Шостакович

Формирующаяся психика ребенка чутко реагирует на всевозрастающие негативные воздействия среды, плохую экологию и напряженность в обществе. Неблагоприятные факторы среды, слушание низкопробной музыки, недостаточно компетентное музыкальное воспитание в детском саду и дома влияют не только на психическое, но и на физическое здоровье детей. Состояние здоровья подрастающего поколения России вызывает обоснованную тревогу: ребенок, родившийся здоровым, может «приобрести» серьезные отклонения в развитии из - за внутрисемейных конфликтов или неправильного воспитания. Это является очень серьёзной проблемой.

Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Она формирует нравственный облик человека, развивает культуру его поведения, активизирует умственное развитие, имеет познавательное значение, оказывает влияние на процесс физического совершенствования. Значение музыки велико и разнообразно: одно произведение расслабляет, отвлекает, другое заставляет задуматься; одно дает повод для отдыха, другое учит. Человек, в том числе и ребенок, с большим удовольствием и энтузиазмом будет слушать легкую доступную музыку, ту, которая доставляет наслаждение, не заставляет заострять внимание. Поэтому для взрослого, будь то воспитатель или просто один из родителей огромной задачей является проблема научить ребенка слушать еще и музыку, которая раскрывает высокие чувства, страсти, мысли, ту, которая сделает ребенка духовно богаче, чище, совершеннее. На это способна только та музыка, которая прошла через века, столетия и годы. Она должна была пройти через весь мир, побывать в каждой стране, чтобы стать тем, что мы сегодня называем классикой.

В музыкальном воспитании ребенка классической музыке отведена особая роль. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека. Классическая музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, дети познают эталоны красоты. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому, в чём так нуждается нынешнее поколение. Музыка развивает детей и умственно. Она способна пробудить энергию, мышление даже у самых инертных детей.

Классические мелодии отличаются гармонией, благородством интонации и богатством оттенков. Конечно, классическая музыка для детей сложнее, чем современная, ведь чёткий ритм и динамику современных мелодий воспринять гораздо легче, чем изысканную сложность классических произведений. Классическую музыку нужно учиться слушать, учиться понимать. Воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в раннем детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.

Помимо разнообразных сведений о классической музыке, имеющих познавательное значение, беседа классической музыке, композиторах, инструментах) обогащает словарный запас детей, учит выражать чувства, переданные в музыке, сравнивать, анализировать, сопоставлять, запоминать. Благодаря классической музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе. И не важно, где она звучит: дома, на занятии в детском саду, на празднике или просто в группе во время самостоятельной деятельности, она в любом случае оказывает воздействие на ребенка, хотя он этого не замечает вообще.

Таким образом, музыкальное воспитание, в котором классическая музыка должна занимать преобладающее место, способствует развитию эмоций, речи и движений, обогащению самостоятельной игры и деятельности детей. Это возможно в том случае, если в музыкальном воспитании принимают участие родители, компетентные воспитатели и музыкальные руководители, а так же СМИ и социальные партнёры.

Музыку называют «зеркалом души», значит, эмоции являются главным содержанием музыки, эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его психических функций, а также поведения в целом.

Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы и результатах собственных наблюдений, можно сделать выводы о том, что необходимо способствовать накоплению детьми опыта восприятия музыкальной классики, формировании своеобразных эталонов восприятия.

Предлагаемые методы и приемы организации восприятия музыки дошкольниками нуждаются в обновлении и требуют систематизации действий педагога. Ввести дошкольников в духовную атмосферу большого искусства, возможно шире познакомить их с образцами русского, советского и зарубежного музыкального творчества – программная установка новой системы музыкальной деятельности в дошкольном учреждении. Приобщение детей к подлинному искусству, развитие и становление музыкальной культуры поможет побороть негативные тенденции к заполнению музыкального пространства детей различными шоу.

Цель проекта : приобщение детей среднего и старшего дошкольного возраста к музыкальной классике в высокохудожественном исполнении, способствующее музыкальному и общекультурному развитию дошкольников через организацию совместной музыкально - творческой деятельности детей, родителей и педагогов, социальных партнеров

Задачи проекта :

• расширить кругозор детей о классической музыке через знакомство с музыкальными произведениями и музыкальными инструментами, творчеством русских и зарубежных композиторов через разнообразные формы работы

• развивать музыкальные способности посредством игры на музыкальных инструментах, музыкально – ритмических движений;

• установить преемственность в работе с родителями и педагогами в вопросах музыкального воспитания детей через совместную деятельность

• способствовать музыкальному и общекультурному развитию дошкольников в тесном взаимодействии с социальными партнерами (ДШИ им. А. Кузьмина, ДШИ «Камертон»)

Сроки реализации проекта :

Сентябрь 2016 г. - апрель 2017г

Предполагаемые результаты

Дети:

• увлеченно слушают классическую музыку, умеют сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.

• более глубокими и содержательными стали высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки,

• с желанием инструментируют музыку с помощью детских музыкальных инструментов (в том числе и нетрадиционных)

• различают и называют музыкальные инструменты, умеют о них рассказать

• различают на слух и называют знакомые музыкальные произведения, автора музыки

Педагоги

• воспитатели компетентны в вопросах музыкального воспитания детей и эффективно применяют в ходе образовательного процесса с детьми слушание классической музыки.

Родители:

• применяют полученные знания в ходе совместной музыкально-творческой деятельности со своим ребёнком в домашних условиях

• активно и заинтересованно принимают участие в образовательном процессе;

Этапы реализации проекта. Подготовительный этап

* Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта (изучение методической литературы, поиск информации в сети Интернет)

* Подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей

* Подбор и изготовление практических и демонстрационных материалов

*Анкетирование родителей «Музыкальное развитие детей» группы

* Анкетирование воспитателей «Музыкальные потребности детей»

* Создание медиатеки (фонотека «Классики для детей», обучающие презентации, интерактивные игры, видеотека «Мультфильмы и музыка», портреты композиторов, подборка электронных иллюстраций)

* Составление плана работы по реализации проекта

* Обсуждение направлений в рамках образовательного проекта «Классическая музыка детям» с воспитателями

*Творческая мастерская «Изготовление музыкальных инструментов из бросового материала» с участием родителей воспитанников среднего дошкольного возраста

* Практикум «Игра на музыкальных инструментах из бросового материала» с участием родителей воспитанников среднего дошкольного возраста. В. А. Моцарт. «Турецкое рондо»

* Буклет «Музыкальные инструменты из бросового материала» для родителей воспитанников среднего дошкольного возраста

Этапы реализации проекта. Основной этап

Работа с детьми

*Непосредственно – образовательная деятельность.

Знакомство с композиторами и их произведениями, слушание и обмен впечатлениями о прослушанной музыке, знакомство с музыкальными инструментами и обучение элементарному музицированию.

* Ритмопластика.

Использование музыкальных произведений (в т. ч. классических) для поддержания ритма и музыкального сопровождения при выполнении упражнений.

* Участие в муниципальных, региональных, всероссийских, международных конкурсах

* Творческая мастерская «Как скучное сделать интересным» для детей 5-6 лет (Муз. М. Глинки «Полька»)

* Экскурсия воспитанников старшего дошкольного возраста в ДШИ «Камертон»

* Музыкальная гостиная с приглашением преподавателей и выпускников ДШИ им. А. Кузьмина и ДШИ «Камертон» в рамках проекта «Классическая музыка детям» для детей среднего и старшего дошкольного возраста (муз. В. А. Моцарта, Боккерини и др.)

*Развлечение «Осенние посиделки» для детей 5-6 лет (муз. Д. Шостаковича «Вальс – шутка, муз. П. Чайковского цикл «Времена года. Сентябрь»)

* Развлечение «Вечер творческих идей» ко Дню матери (муз. А. Вивальди, В. А. Моцарта, П. И. Чайковского)

* Развлечение «Здравствуй, Новый год!» для детей 4-7 лет (муз. П. Чайковского «Вальс» из балета «Лебединое озеро», муз. А. Грибоедова «Вальс»)

* Досуг «В гости к ёлочке» (муз. П. Чайковского «Декабрь. Святки»)

*Фольклорный праздник «Рождественские посиделки» для детей 5-6 лет (муз. П. Чайковский цикл «Времена года». Январь», «Утренняя молитва»

* Досуг с просмотром мультфильма «Щелкунчик» с детьми среднего дошкольного возраста

* Праздник валенка (старший дошкольный возраст) Муз. М. Глинка «Полька», В. Гаврилин «Тарантелла» из балета «Анюта»

* Экскурсия воспитанников старшего дошкольного возраста в ДШИ «Камертон»

* Музыкально – спортивный праздник «Школа молодого бойца» (старший дошкольный возраст). Муз. П. Чайковского «Марш деревянных солдатиков», Г. Свиридов «Марш».

* Досуг с просмотром мультфильма «Верное средство» с прослушиванием музыки В. А. Моцарта и Л. Боккерини для детей ОН 4-5 лет

*Развлечение «8 марта» для детей 4-7 лет (муз. Л. Бетховена «Немецкий танец», муз. И. Гуммеля «Экосез»)

* Музыкально – спортивный досуг ко Дню космонавтики «Космический десант» (муз. О. Мессиана «Ликование звёзд»)

* Театрализация сказки «Маша и медведь». Участники группы 6-7 лет (муз. М. Глинки «Полька», В. Гаврилин «Тарантелла»)

* Театрализация сказки «Колобок». Участники группы 5-6 лет (Муз. Д. Шостаковича «Вальс – шутка»)

Работа с педагогами

* Консультация «Влияние музыкальной ритмики на процесс коррекции речевых и двигательных нарушений у детей дошкольного возраста»

* Консультация – практикум «Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах».

* Практическая конференция «Роль музыкального воспитания в художественно – эстетическом развитии детей раннего и дошкольного возраста»

* Открытый показ непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

* Буклет «Глоссарий музыкальных терминов»

* Рекомендации для воспитателей «Роль классической музыки в жизни дошкольников

* Подбор классический музыки с использованием в ходе реализации педагогического процесса

Работа с родителями

* Выступление на собрании в группе для детей 4-5 лет «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста.

* Буклет «Музыкальные игры» для родителей группы для детей 4-5 лет

* Творческая мастерская

* Консультация «Советы родителям по музыкальному воспитанию в детском образовательном учреждении»

* Консультация – практикум «Музыкально – ритмические движения» (муз. Ф. Кулау «Маленький танец», П. Чайковский «Марш», М. Глинка «Полька», И. Гуммель «Экосез», Ф. Шуберт «Галоп»

* Информация для родителей лет на стенд и в групповых ячейках «Что должен знать и уметь ребёнок на музыкальных занятиях в ДОУ»

* Привлечение родителей к инсценировке в развлечении «Вечер творческих идей» ко Дню матери (с использованием классической музыки)

* Консультация «Как слушать с ребёнком классическую музыку»

* Консультация «Роль колыбельных песен в жизни ребёнка».

* Мастер – класс «Сладких снов тебе, малыш» с привлечением родителей к игре на музыкальных инструментах и вокальному исполнению «Колыбельная» В. А. Моцарта

* Досуг с просмотром мультфильма «Верное средство» с прослушиванием музыки В. А. Моцарта и Боккерини

* Информация в групповой ячейке «Глоссарий музыкальных терминов»

* Буклет «Глоссарий музыкальных терминов»

* Консультация «Влияние музыки на математические способности детей»

*Консультация «Значение классической музыки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста»

* Выступление на общем родительском собрании «Организация образовательного процесса, направленного на приобщение детей раннего и дошкольного возраста к музыкальной культуре в контексте ФГОС ДО». Подготовка видеофрагмента игры с детьми среднего дошкольного возраста «Угадай мелодию»

Этапы реализации проекта. Заключительный этап

* Открытый показ совместной деятельности с воспитателями и воспитанниками группы 4-5 лет образовательной области «Художественно эстетическое развитие» «Бал цветов»

* Выступление на итоговом родительском собрании в группе 4-5 лет с включением вопросов о музыкальном воспитании детей

Презентация результатов работы по проекту в рамках «Фестиваля проектов» на уровне Учреждения.

Публикации по теме:

Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края В последние годы идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством народных игр Тема моего доклада: «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством народной игры». Свою деятельность я построила так,.

Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии» Галина Заева. Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии». В моем сердце уголок найдется, Для.

Конспект музыкальной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Эх, балалаечка, моя!» Конспект музыкальной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Эх, балалаечка моя!» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Педагогический проект, направленный на воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста «Азбука вежливости» Проект "Азбука вежливости" Проблема: Современное общество ждет от дошкольного образования развития всесторонне развитой личности ребенка.

Презентация проекта «Напевы моего родного края», направленный на приобщение детей к музыкальной культуре Предлагаем вашему вниманию презентацию нашего проект «Напевы моего родного края», направленный на приобщение детей старшего дошкольного.

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре Кубани посредством синтеза искусств Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре Кубани посредством синтеза искусств Подготовил: Воспитатель МБДОУ «Детский.

Приобщение к народной культуре с помощью устного народного творчества детей дошкольного возраста «Народ, который не знает своей культуры и истории, презрен и легкомыслен». Н. М. Карамзин Нельзя прерывать связь времени и поколений, чтобы.

Программа активизации интереса детей дошкольного возраста к музыке и музыкальной культуре Путь в королевство музыки “Рассматриваю музыку не как искусство забавлять слух, но и как одно из величайших средств трогать душу и возбуждать.

Сообщение из опыта работы «Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре» Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Классическая музыка детям», направленный на приобщение детей среднего дошкольного возраста к музыкальной культуре
Опубликовано: 5 сентября 2017 в 18:03
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД